Файл: Вокальные циклы Мусоргского.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вокальные циклы Мусоргского.

1. вокальные циклы

-писались в 70-е годы

1.1 это

-время перемен как в жизни страны, так и в личной а) поворот к капитализму б) распад балакиревского кружка

в) материальные невзгоды 1.2 как следствие

-появляются самые мрачные соч. - вокальные циклы а) "Без солнца"

б) "Песни и пляски смерти"

2.цикл "Без солнца" - написан в 1874

- на слова Голенищева-Кутузова 2.1 состоит

- из 6 романсов лирико-психологического содержания 2.2 образ - единый

- характеризуемый настроением глубокой тоски и душевного одиночества 2.3 психологизм романсов - потребовал новых средств выразительности

2.4 характерные особенности - фиксация тончайших психологических оттенков

- контроль за сменой последних - образы-абрисы, являющие собой неясные мимолетные эпизоды

- преобладание декламационного принципа над песенным

3.цикл "Песни и пляски смерти"

-писался с 1855 по 1877 год

-на слова Голенищева-Кутузова 3.1 состоит

-из 4 больших вокальных сцен а) "Колыбельная"

б) "Серенада" г) "Трепак"

д) "Полководец 3.2 тема цикла

-глубоко трагична, а именно смерть 3.3 драматургия цикла

-основана на резком конфликте двух оппозиций - здорового начала и смерти 3.4 в "Колыбельной"

-разворачивается драматический диалог, в кот. образу матери с умирающим ребенком на руках, противопоставляется образ смерти

-естественная логическая трансформация традиционного "баю-баю"

3.5 в "Серенаде"

-смерть принимает образ влюбленного рыцаря, кот. поет серенаду умирающей девушке

-несмотря на наличие характерных ритмов, серенада теряет свое семантическое значение, приобретая зловещий оттенок 3.6 в песне "Трепак"

-смерть пляшет с пьяным мужичком, кот заблудился в лесу во время метели

-по форме это группа свободных вариаций на плясовую тему

3.7 в последней песне - смерть является в образе полководца, за кот. идут солдаты всех войск и народов

- кульминация - монолог торжествующей Смерти и марш мертвых 3.8 гениальная находка - в исп. бытового муз. жанра с целью изображения трагедии

3.9 имея в виду обилие переносов акцентов в иные плоскости относительно действительной - данный цикл можно именовать "торжеством трансформаций"