ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
Вокальные циклы Мусоргского.
1. вокальные циклы
-писались в 70-е годы
1.1 это
-время перемен как в жизни страны, так и в личной а) поворот к капитализму б) распад балакиревского кружка
в) материальные невзгоды 1.2 как следствие
-появляются самые мрачные соч. - вокальные циклы а) "Без солнца"
б) "Песни и пляски смерти"
2.цикл "Без солнца" - написан в 1874
- на слова Голенищева-Кутузова 2.1 состоит
- из 6 романсов лирико-психологического содержания 2.2 образ - единый
- характеризуемый настроением глубокой тоски и душевного одиночества 2.3 психологизм романсов - потребовал новых средств выразительности
2.4 характерные особенности - фиксация тончайших психологических оттенков
- контроль за сменой последних - образы-абрисы, являющие собой неясные мимолетные эпизоды
- преобладание декламационного принципа над песенным
3.цикл "Песни и пляски смерти"
-писался с 1855 по 1877 год
-на слова Голенищева-Кутузова 3.1 состоит
-из 4 больших вокальных сцен а) "Колыбельная"
б) "Серенада" г) "Трепак"
д) "Полководец 3.2 тема цикла
-глубоко трагична, а именно смерть 3.3 драматургия цикла
-основана на резком конфликте двух оппозиций - здорового начала и смерти 3.4 в "Колыбельной"
-разворачивается драматический диалог, в кот. образу матери с умирающим ребенком на руках, противопоставляется образ смерти
-естественная логическая трансформация традиционного "баю-баю"
3.5 в "Серенаде"
-смерть принимает образ влюбленного рыцаря, кот. поет серенаду умирающей девушке
-несмотря на наличие характерных ритмов, серенада теряет свое семантическое значение, приобретая зловещий оттенок 3.6 в песне "Трепак"
-смерть пляшет с пьяным мужичком, кот заблудился в лесу во время метели
-по форме это группа свободных вариаций на плясовую тему
3.7 в последней песне - смерть является в образе полководца, за кот. идут солдаты всех войск и народов
- кульминация - монолог торжествующей Смерти и марш мертвых 3.8 гениальная находка - в исп. бытового муз. жанра с целью изображения трагедии
3.9 имея в виду обилие переносов акцентов в иные плоскости относительно действительной - данный цикл можно именовать "торжеством трансформаций"