ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.10.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ИСТОРИК – СЦЕНА ДОЧЕРИ – ПОБЕДНЫЙ ХОР
Мужественному характеру первого эпизода контрастирует женственная музыка следующей сцены с гибкой кантиленной мклодикой. Народ встречает свое войско, Дочь с подругами возносит хвалу Богу. Сцена отличается музыкальным и поэтическим единством. Напоминает по строению танцевальную сюиту, где идет чередование 2-ух и 3-хдольности.
-
Историк – бас «Когда же Иеффай вернулся к себе домой победителем»
Сцена Дочери с подругами. Тональности Соль-мажор (важно!), в ней есть черты рондальности. После повествования Историка звучит развернутое соло Дочери. Средний раздел соло Дочери написан на 3/2 и плавным, грациозным движением контрастирует крайним двум разделам, которые более подвижны и энергичны. Следующий дуэт подруг Дочери (3/2) подхватывает слова и движение среднего раздела соло. Кариссими подчеркивает подобие раздлелов, написанных в одном разделе с помощью музыкального материала (повтор). Контраст между 2 и 3-ехдольностью. Схема Говарда Смитера:
Генетически вся эта сложная структура производна от базовой модели, представленная в батальном эпизоде (сообщение Историка-соло-хор). В первой чати присутствуют все основные аффекты диалога (см. начало).
-
Раздел
Строение:
-
Историк (важно!!!)
-
Диалог Иеффая с Дочерью
-
Плачь Дочери в горах с эхо (подруги)
-
Заключительный хор-плач
-
Историк (важная реплика альта)
«Когда увидел Иеффай, давший Господу обет, дочь свою, выходящую ему навстречу, в слезах и скорби разорвал он на себе одежды и молвил». После Победного хора в Соль-мажоре вступает Историк в ля-миноре и долго выдерживается гармония ля минора. Данный эффект и описывает Кирхер. Кирхер изучает в своем трактате это явление – mutation toni («смена тона»). Отец-Иеффай, потрясенный встречей с Дочерью, вследствие обета, внезапно переходит к противоположным аффектами, от радости – к скорби и слезам. Это происходит благодаря смене 8го тона (радостного, пригодного для танцев) к 4му, смешанного с 3м. Это черты метаболического стиля в музыке (считает вершиной этого стиля Джезуальдо). Этот сдвиг «G – a» производил на современников колоссальное впечатление, смена тона (введение хроматизмов, звуков альтерации) являлась сильнейшим средством выражения аффектов. В рамках метаболического стиля существует 2 вида mutation toni:
- Введение альтерированных звуков и переход через них в другую тональность;
- Сопоставление одноименного мажорного и минорного трезвучия (это также присутствует в анализируемой реплике Историка C - c).
Кстати, такой же сдвиг Соль-ля и в «Орфее» Монтеверди в сцене с Вестницей (2д.), а последующая песня Орфея также напоминает очень выразительный диалог Иеффая с Дочерью, так что некоторые считают, что Кариссими писал «Иеффая» по модели «Орфея»…
Еще один момент, касающийся этого очень важного места:
Если прочитать ноты, которые образуют аккорды фигурирующих здесь тональностей (Соль-си-ре, ля-до-ми): , то получится (кто бы мог подумать?!): соль-ля-си-до-ре-ми. А это – Гвидонов гексахорд, только от соль.
А это очень важно, потому что Гвидонов гексахорд был символом полноты музыки (пословица «Ut-re-mi-fa-sol-la – tota musica est»). Звукоряд воспринимался, как система гексахордов.
Такое обилие всяких сложностей – не случайно – это такая интеллектуальная игра, ребусы для знатоков и ученых музыкантов. В оратории существует еще масса таких «загадочных» мест со всякими mutation toni и имитациями древнегреческих ладов. Кто заинтересовался, или наоборот, ничего не понял – читайте статью Насонова, а мы переходим к последней сцене (Ура!))
В реплике Историка разыгрывается своеобразная сцена, разыгрывается с помощью гармонии. На словах «выходящую неавстречу» - отклонение в До мажор – просветление, радость, активность. Но тут же на словах «скорби и слезах» - гармония одноименного минора. Получается целых две мутации тона.
-
Плач Дочери с эхо:
Строение опять же: ИСТОРИК (4 голоса) – СЦЕНА ДОЧЕРИ С ЭХО- ХОР
Очень печально, выразительно. Дочь поет пять «запевов» и ей отвечают короткие эхо-фразы двух подруг. На 4й раз отвечает заключительный хор.
-
Заключительный хор: „Plorate filii Israel” плач-траурное шествие, ламентозное с диссонансами. Произвел огромное впечатление на современников. Кирхер поместил хор в трактат (Musurgia universalis)
«Плач девушек – настолько искусно написанный, как-будто и правда слышишь всхлипы и стоны».
Гендель писал хор «Услышь, Бог Иакова» в Самсоне по модели закл. Хора в «Иеффае».
Идеи:
Важно смещение акцента с войны и политических отношений (как в Библии), на личность (гуманизм эпохи Возрождения) – личность Дочери, молодой девушки, которая не имеет даже имени в сюжете, но Кариссими важны ее чувства. Также важны личные чувства военачальника-победителя, его горе и отношение к Дочери. В отличие от исходного текста, в оратории вообще нет всякой дипломатии и истории народа, однако пара стихов, в которых лаконично описаны последующие события, «раздуты» (в хорошем смысле) до размеров оратории (полчаса).
Это также имело своей целью влияние на народ, призыв его к вере и пример для всех.