Файл: Документ Microsoft Office Word (3).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Балеты Шостаковича

Период становления, накопления опыта в первое десятилетие после Октября был нелегким и небогатым истинно художествен. достижениями. И тем не менее, к концу 1920х гг возник первый большой сюжетный балет «красный мак» Глиэра (1927)- надолго вошедший в репертуар театров. к теме современности обратились Прокофьев (стальной скок), Шостакович( золотой век 1930, болт1931, светлый ручей 1935). с ними в советский балет пришла первоклассная музыка.

в те годы как балетные спектакли они не вполне состоялись, но сам факт рождения этих балетов значил очень много.

многое из того, что создали деятели балета 20х гг, что критиковалось в прессе и воспринималось зрителем как эксперимент, подготовило достижения советского балетного театра в период расцвета в послевоенные годы, вошло в составнчасть в культуру нового общества.

рождению и становлению сов.балета способствовала атмосфера борьбы творческой жизни Большого театра и Петроградского театра оп.и балета.Противоречия возникали между защитниками классических традиций,восходящих к Мариусу Петипа и сторонниками стиля перемен (Лопухов, Голейзовский).

в танцевальном языке нового балета появились элементы акробатики, гимнастики- всё это выражало стремительность, бодрость нового положительного советского строя.

Рубеж 20-30х гг обозначен обращением к современности. Но теперь уже в жанре комедии. Молодой Шостакович написал почти одновременно два комедийных балета (золотой век 1930, болт 1931)

«Золотой век»

начат осенью 1929 г.Был закончен весной 1930.Ленинградский академич театр заказал Шостаковичу написать музыку на либретто пьесы «Динамиада»- известного в те годы режиссера Ал.Ивановского, который победил в конкурсе на сценарий балетана современную тему. Щостаковича не привлекало либретто, но затем он поддался на уговоры Соллертинского и Смолича и принялся за работу.

Написание 3 актного балета заняло всего несколько месяцев. Партитура содержит 37 номеров, среди которых- обработка фокстрота «Таити-трот».

«Золотой век» подхватил лучшие традиции Первомайской симфонии. Премьера готовилась долго, её несколько раз откладывали. В июне 1930 г оркестр Ленинградского театра оп.и балета опубликовал письмо с протестом против постоянного перенесения даты премьеры. Во время репетиций Шостакович очень внимательно наблюдал за работой оркестрантов, не соглашался делать упрощения, так как был убежден в несомненных достоинствах своего сочинения.


Премьера состоялась 26 октября 1930 г Хореограф- Якобсон, Чесноков; сценограф- Ходасевич, дирижер- Гаук. Среди танцоров была молодая Г.Уланова, исполнявшая роль западной комсомолки.

Успех был колоссальный. Номера бисировали несколько раз. Но критики не оценили спектакль. Было много отрицательных отзывов. Ругали за буржуазность, за пестроту хореографического языка, а музыку признали непригодной для танца. Шостакович вылил поток жалоб на Смолича. Позже композитор создал 4 частную оркестровую сюиту, которая быстро вошла в репертуар театров. Особую популярность приобрела полка, которая подверглась многочисленным транскрипциям. Две из которых – авторские (для фортепиано и для струнного квартета). Балет вернули на сцену в 80х гг в постановке Большого театра(сценарий Гликмана)- либретто было с изменениями. Однако, после никто не хотел больше возвращать его на сцену.

Сюжет (изложен по буклету 1930 года)

Индустриальная выставка в капиталистическом городе. В мюзик-холле идет праздничное представление. Торжественно поднимается группа фашистов, перед которой расстилается ковер. Скромно появляется советская футбольная команда, приглашенная рабочими организациями. Ее приход вызывает недовольство фашистов. Публика рассматривает экспонаты выставки рекламы. Происходит состязание между Негром и Белым-фашистом. Фашисты подкупают судью, и победителем объявляется Белый, почти теряющий сознание от напора противника.

Местные рабочие возмущены. Они прорываются на ринг, полиция их оттесняет. Местная комсомолка дает судье пощечину.

Зал в мюзик-холле. Молодые фашисты танцуют фокстрот. Входит Директор выставки в сопровождении Полицмейстера и секретарей. Все нетерпеливо ожидают появления Дивы. Она входит в зал, вызывая всеобщий восторг. В сопровождении местных рабочих приходит советская команда. Ее капитан нравится Диве, которая пытается обворожить его и приглашает на танец. Отказ капитана вызывает возмущение публики. Дива демонстративно танцует эротический танец со своим партнером. Капитан футбольной команды обращает на себя внимание Директора выставки ловкостью и пластичностью. Директор задумывает привлечь его на рекламно-агитационный танец, который должен продемонстрировать мирное единение классов. Выносят плакат, возвещающий о совместном танце советского футболиста и Дивы. Она подносит капитану команды бокал с предложением выпить за здоровье фашистов, но он отказывается. Возмущенные фашисты кидаются на него, он, защищаясь, подымает футбольный мяч. Приняв его за бомбу, все бросаются на пол. Оставив мяч у головы лежащего на полу Директора, капитан с товарищами уходит. Фашисты видят свою ошибку и продолжают танцы.


Негр, капитан команды и советская Комсомолка прогуливаются по городу. За ними следят сыщики, которым удается подсунуть в карман капитана фальшивки. Всех арестовывают. Негр бежит, увлекая за собой Комсомолку. За ними гонятся полицейские.

На рабочем стадионе выступают пионеры, рабочие-спортсмены. Торжественно выходит советская команда. Начинается футбольный матч.

Фашисты в мюзик-холле проводят время за картами, разгораются страсти.

На стадионе идет выступление западной Комсомолки с четырьмя спортсменами.

На улице полицейские гонятся за Негром и советской Комсомолкой, бегущими на стадион. Рабочие защищают их. Полиция вынуждена прекратить погоню.

В мюзик-холле идет праздник «золотого века». Фашист, переодевшийся в форму капитана советской команды, вместе с Дивой демонстрирует в танце «мирное сотрудничество». Их выступление перерастает в массовый танец.

Рабочие освобождают политических заключенных из тюрьмы и окружают мюзик-холл. Западная комсомолка разоблачает фашиста, игравшего роль советского капитана. Публика в панике. Рабочие и советская команда объединяются в танце солидарности.

«Болт» либретто для балета «болт» создал писатель дилетант- Виктор Смирнов, в то время директор театра МХАТ-2. Произведение носило название «Болт», а его темой была наивная интрига вокруг саботажа на заводе.

Действие первое

Двор завода. Сделав утреннюю зарядку, рабочие направляются в цех. Ленька Гульба является последним. С похмелья у него болит голова, движения вялы, работать невмоготу.

Директор завода, инженер и рабочие-ударники производят последний осмотр нового цеха. Все в порядке, все готово к пуску. Пока во дворе завода идет торжественный митинг, уборщицы наводят в помещении чистоту... И вот в новый цех входят колонны рабочих. Все дружно приступают к делу.

Ленька Гульба с приятелями тайком напиваются и засыпают. Их станки останавливаются. Ударник Борис обнаруживает это и пытается растолкать пьяниц. Рабочие, возмущенные поведением Леньки и его дружков, выгоняют их из цеха.

Действие второе

Пионеры и комсомольцы под руководством Ольги идут на демонстрацию. Они несут большую куклу, изображающую кулака, и плакат «Долой кулака!» Вместе с ними — представители национальных меньшинств. Веселье комсомольской молодежи заражает окружающих: только что принявшие благословение попа две салопницы, вспомнив прошлое, танцуют шаконь, пускается в пляс церковный пономарь, обняв куклу-«кулака». Да и самого попа, задремавшего было на ступеньках пивной, одолевают греховные мысли. Удар колокола заставляет его опомниться. Поп отправляется в церковь, за ним следуют богомольцы.


Появляется делопроизводитель Козелков. Он в модном купальном костюме. Комсомольцы подсмеиваются над ним. Из пивной высыпает пьяная ватага во главе с Ленькой Гульбой. Ленька хочет отомстить за то, что его выгнали с завода. Он подговаривает своих дружков заложить в станок болт, чтобы устроить аварию. Проходящий мимо Борис слышит это и пытается вразумить заговорщиков, но получает удар болтом по голове. Рабочий падает.

Из церкви выходит поп. Он благословляет пьяную ватагу на черное дело.

К пивной подходит Козелков с компанией. Сиделица пивной спешит принести почетным клиентам пива.

Увидев Ольгу, Козелков начинает бесцеремонно приставать к девушке, издевается над ней.

Борис приходит в себя. После удара у него кружится голова, он шатается. Охрана завода, приняв Бориса за пьяного, уводит его с собой, к радости Козелкова и его приятелей.

Действие третье

Цех завода. Окончен трудовой день, и рабочие расходятся. Ленька Гульба с приятелями посылают молоденького парнишку Гошку заложить болт в станок.

Борис, помня о сговоре и предчувствуя недоброе, возвращается в цех и видит, как мальчишка возится у станка. Он бросается к нему, но паренек убегает.

Гошка предупреждает о случившемся Леньку Гульбу. Тот запирает цех, оставив Бориса в ловушке. От болта происходит короткое замыкание.

Прибегает охрана завода. Ленька Гульба клевещет на Бориса, говоря, что поймал его в момент преступления.

Бориса арестовывают. А тут еще вспоминают, что накануне задержали его пьяным. Ольга поражена происшедшим: Борис, в котором она была так уверена, оказался подлецом. Ленька Гульба и его приятели торжествуют.

Гошка, чувствуя свою вину, не может примириться с таким оборотом дела. Он зовет рабочих и рассказывает им всю правду. Бориса освобождают, Леньку берут под стражу. Ольга просит у Бориса прощения за возникшее было к нему недоверие. Гошку, проявившего мужество, решают принять в пионеры.

Дом культуры завода. Здесь происходит встреча рабочих с красноармейцами. Общее веселье, песни, пляски.

Во многих отношениях содержание балета сближается с пьесой Александра Безыменского «Выстрел», к которой в 1929 году Шостакович писал музыку. Уже во время работы над партитурой «Болта», Соллертинский предупреждал друга об опасности схематизма, в который легко впасть при написании музыки на столь банальный сюжет. Обращал его внимание на отсутствие обязательной для муз. развития подлинной интриги. Шостакович всеми средствами пытался скрыть недостатки либретто, но это была невыполнимая задача. Премьера (8 апреля 1931 года) закончилась полным фиаско. Критика обвинила авторов в вульгарности \, равнодушии к великим идеям, формализме и тому подобных «грехах». Спекталь был снят сразу после премьеры. Из музыки «болта» в репертуаре удержалась только составленная Александром Гауком орестровая сюита, которая в то время приобрела относительную популярность. Сам же балет никогда уже не возвращался на сцену. Неудача «болта» повлекла за собой усиление нападок на композитора. Начали говорить о том, что он неспособен писать для сцены. В прессе появились отрицательные оценки его последующих сочинений, упреки в элитарности. Произведения Шостаковича не исполнялись. Таким образом, он остался автором одного сочинения – «первой симфонии».


Следующий балет«светлый ручей».создан на рубеже 1934-1935 годов. Получив предложение от МАЛЕГОТа, Шостакович еще раз поддался искушению создать балет на банальное пропагандистское либретто. На сей раз действие происходит в кубанском колхозе с прелестным названием «Светлый ручей», где живет студент-агроном с женой. Он- веселый и тепераментный, она- спокойная и сентиментальная. В колхоз приезжает группа столичных артистов.Студент влюбляется в одну из танцовщиц и договаривается о встрече, на которую, однако, приходит переодевшись, его собственная жена, о чем агроном, конечно, не догадывается. на следующий день он встречает двух одинаково одетых танцовщиц в масках.Когда они снимают маски, оказывается,что одна из танцовщик- его жена, благодаря чему студент убеждается, что она не менее привлекательна,чем другие женщины. Пролог

Северный Кавказ. Ранняя осень. Золотые нивы полей. Колосится высокая рожь, обещая обильный урожай.