ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Князь Игорь». История создания. Музыкальная драматургия.

В 1869 Стасов предложил сюжет «Слова о полку Игореве».

Стасов помогал как большой знаток истории и древнерусской литературы.

По его совету, чтобы оттенить образ Игоря, Бородин ввел фигуру князя Галицкого, олицетворявшего стихию княжеских раздоров.

Сюжет пришелся по душе.

Чтобы проникнутся духом старины, побывал в окрестностях Путивля.

Изучал исторические источники.

Текст и музыка сочинялись одновременно.

Писал 18 лет, но не завершил.

Глазунов по памяти написал увертюру, по эскизам – некоторые эпизоды.

Римский-Корсаков оркестровал.

Премьера прошла с успехом в 1890 в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

Своим эпическим складом «Князь Игорь» близок «Руслану», на что указывал сам Боролин.

Вместе с тем это реальная историческая опера.

Бородин следует за изложением подлинника.

Иногда текстуально воспроизводит некоторые эпизоды «Слова».

Например, «Плач Ярославны».

Или заключительные строки - вошли в Пролог.

Образы лишены сложной проработки характера.

Они даны в обобщенном аспекте, который диктовался отдаленностью исторической перспективы.

Но воспринимаются как живые люди.

Сущность метода:

речитативный стиль был не по нутру,

тяготел к пению, кантилене;

любил формы широкие, законченные;

считал, что в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места;

все должно быть написано крупным штрихом, ярко, ясно, практично в исполнении как голосовом, так и оркестровом;

голоса должны быть на первом плане, оркестр – на втором.

Облик персонажа раскрывается в типической ситуации, раскрывающей постоянные свойства данного лица (а не в процессе развития).

УИгоря это – тягостное раздумье о судьбе родины.

УЯрославны – печаль по Игорю.

УГалицкого – хмельное веселье.

УКончака – упоение властью.

Характер каждого лица четко рисуется в сольном номере.

То есть ария служит основным средством психологического раскрытия образа.

Арии очень разнообразны по форме.

Ария Игоря – развернутый монолог с чертами речитатива и напевной мелодики.

Ария Галицкого – песня народно-жанрового колорита.

«Плач Ярославны» - строфическое построение с рефреном, интонационность которого близка народным причетам.

Владимир Игоревич и Кончаковна обрисованы посредством небольших эпизодов с мелодикой романсового типа.

Несмотря на ведущую роль арий, речитативы не имеют проходящего значения.

Они все тщательно разработаны.

Например, речитатив Овлура в сцене с Игорем из II действия, или обращение Игоря к князьям в прологе, или речитатив Ярославны «Как уныло все кругом» в последнем акте.

Метод обрисовки персонажа в сольных сценах переносится и на хоровые.

Народ всегда показ определенной и устойчивой ситуации.

Народ имеет несколько изображений:

народ страдающий,

торжествующий,

охваченный патриотическим порывом.

Их муз. язык основан на народно-песенном творчестве.

В «хоре поселян» из IV действия (страдания народа после половецких набегов) – интонации протяжной лирической песни.

Хор «Славься» основан на звуках пентатоники, с переменной ладовой окраской.


Суровой архаичностью отличаются хоры бояр, приходящих к Ярославне с вестью о поражении войск Игоря (2-я картина I действия).

Первый имеет фригийский лад.

В основе оперы лежит острый драматический конфликт – Русь и Восток.

Идея сопоставления русского и восточного идет от «Руслана».

Бородин тщательно изучал образцы восточного музыкального фольклора.

Особое внимание уделял напевам финско-тюркских и среднеазиатских народов, родственным древним половцам.

Не воспользовался в буквальном виде ни одной подлинной темой.

Восток представлен необычайно разнообразно.

Каватина Кончаковны содержит мелодии, наполненные чувственной негой.

В хоре половецкого дозора иной Восток – варварский, суровый.

Исключительным богатством ритмов отличаются половецкие пляски.