ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
«Князь Игорь». История создания. Музыкальная драматургия.
В 1869 Стасов предложил сюжет «Слова о полку Игореве».
Стасов помогал как большой знаток истории и древнерусской литературы.
По его совету, чтобы оттенить образ Игоря, Бородин ввел фигуру князя Галицкого, олицетворявшего стихию княжеских раздоров.
Сюжет пришелся по душе.
Чтобы проникнутся духом старины, побывал в окрестностях Путивля.
Изучал исторические источники.
Текст и музыка сочинялись одновременно.
Писал 18 лет, но не завершил.
Глазунов по памяти написал увертюру, по эскизам – некоторые эпизоды.
Римский-Корсаков оркестровал.
Премьера прошла с успехом в 1890 в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
Своим эпическим складом «Князь Игорь» близок «Руслану», на что указывал сам Боролин.
Вместе с тем это реальная историческая опера.
Бородин следует за изложением подлинника.
Иногда текстуально воспроизводит некоторые эпизоды «Слова».
Например, «Плач Ярославны».
Или заключительные строки - вошли в Пролог.
Образы лишены сложной проработки характера.
Они даны в обобщенном аспекте, который диктовался отдаленностью исторической перспективы.
Но воспринимаются как живые люди.
Сущность метода:
речитативный стиль был не по нутру,
тяготел к пению, кантилене;
любил формы широкие, законченные;
считал, что в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места;
все должно быть написано крупным штрихом, ярко, ясно, практично в исполнении как голосовом, так и оркестровом;
голоса должны быть на первом плане, оркестр – на втором.
Облик персонажа раскрывается в типической ситуации, раскрывающей постоянные свойства данного лица (а не в процессе развития).
УИгоря это – тягостное раздумье о судьбе родины.
УЯрославны – печаль по Игорю.
УГалицкого – хмельное веселье.
УКончака – упоение властью.
Характер каждого лица четко рисуется в сольном номере.
То есть ария служит основным средством психологического раскрытия образа.
Арии очень разнообразны по форме.
Ария Игоря – развернутый монолог с чертами речитатива и напевной мелодики.
Ария Галицкого – песня народно-жанрового колорита.
«Плач Ярославны» - строфическое построение с рефреном, интонационность которого близка народным причетам.
Владимир Игоревич и Кончаковна обрисованы посредством небольших эпизодов с мелодикой романсового типа.
Несмотря на ведущую роль арий, речитативы не имеют проходящего значения.
Они все тщательно разработаны.
Например, речитатив Овлура в сцене с Игорем из II действия, или обращение Игоря к князьям в прологе, или речитатив Ярославны «Как уныло все кругом» в последнем акте.
Метод обрисовки персонажа в сольных сценах переносится и на хоровые.
Народ всегда показ определенной и устойчивой ситуации.
Народ имеет несколько изображений:
народ страдающий,
торжествующий,
охваченный патриотическим порывом.
Их муз. язык основан на народно-песенном творчестве.
В «хоре поселян» из IV действия (страдания народа после половецких набегов) – интонации протяжной лирической песни.
Хор «Славься» основан на звуках пентатоники, с переменной ладовой окраской.
Суровой архаичностью отличаются хоры бояр, приходящих к Ярославне с вестью о поражении войск Игоря (2-я картина I действия).
Первый имеет фригийский лад.
В основе оперы лежит острый драматический конфликт – Русь и Восток.
Идея сопоставления русского и восточного идет от «Руслана».
Бородин тщательно изучал образцы восточного музыкального фольклора.
Особое внимание уделял напевам финско-тюркских и среднеазиатских народов, родственным древним половцам.
Не воспользовался в буквальном виде ни одной подлинной темой.
Восток представлен необычайно разнообразно.
Каватина Кончаковны содержит мелодии, наполненные чувственной негой.
В хоре половецкого дозора иной Восток – варварский, суровый.
Исключительным богатством ритмов отличаются половецкие пляски.