Файл: Музыкальный экспрессионизм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Музыкальный экспрессионизм

1. предисловие

-от лат. expressio - выражение, выявление

-направление в европейском искусстве

-возникло в 1-х десятилетия 20 в. в Австрии и Германии 2. что выражал

-острый разлад между художником и окр. соц. действительностью

-протест против шовинизма, милитаризма, мещанского самодовольства (это все царило в Германии и Австрии)

3. главный герой эстетики

-"маленький" человек, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире

4. что свойственно

-ощущение надвигающейся катастрофы

-мрачный, подчас истерический оттенок 5. влияние философии

-Шопенгауэра

-Фрейда и др.

6. преемник позднего романтизма

-сгущенный психологизм Тристана и Изольды"

-мрачные образы поздних симфоний Малера

-"Саломея", "Электра" Штрауса 7. "нововенцы"

-наиболее типичные представители

-ранний период творчества Шёнберга и Берга также принадлежит романтическому направлению

-но у них происходит переосмысление эстетики позднего романтизма:

а) абсолютизировался образ разлада с окр. миром б) приглушился (или вовсе исчез) образ мечты

8. типичные экспрессионистские произведения

-довоенные оперы Шёнберга - "Ожидание" и "Счастливая рука"

-и вок. цикл "Лунный Пьеро"

-в творчестве Шёнберга "ощущения классической и романтической музыки отсутствуют; печаль становиться обреченностью, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском, основное настроение - крайняя боль (Эйслер) 9. высшее достижение экспрессионизма

-опера "Воццек" Берга

-заострена социально-обличительная тематика

-с большой силой раскрыта драма "маленького человека"

10.сочинения послевоенных лет

-отдельные экспрессионистские тенденции а) "Убийца - надежда женщин" и "Святая Сусанна" Хиндемита

б) "Чудесный мандарин" Бартока

11.комплекс музыкально-выразительных средств - изломанность очертаний в мелодика - острая диссонантность гармонии - вязкость фактуры - резко контрастная динамика

- исп. жестких звучаний - инструментальная трактовка вок. партии (прерывистость, разорванность)

- Sprechgesang -полупение, полуговор

- исп. натуралистических возгласов и криков

12.формообразование

-отсутствие расчлененности (на первых порах) 13. эволюция

-от усложненного тонального письма, через свободную атональность - к додекафонии