ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
Музыкальный экспрессионизм
1. предисловие
-от лат. expressio - выражение, выявление
-направление в европейском искусстве
-возникло в 1-х десятилетия 20 в. в Австрии и Германии 2. что выражал
-острый разлад между художником и окр. соц. действительностью
-протест против шовинизма, милитаризма, мещанского самодовольства (это все царило в Германии и Австрии)
3. главный герой эстетики
-"маленький" человек, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире
4. что свойственно
-ощущение надвигающейся катастрофы
-мрачный, подчас истерический оттенок 5. влияние философии
-Шопенгауэра
-Фрейда и др.
6. преемник позднего романтизма
-сгущенный психологизм Тристана и Изольды"
-мрачные образы поздних симфоний Малера
-"Саломея", "Электра" Штрауса 7. "нововенцы"
-наиболее типичные представители
-ранний период творчества Шёнберга и Берга также принадлежит романтическому направлению
-но у них происходит переосмысление эстетики позднего романтизма:
а) абсолютизировался образ разлада с окр. миром б) приглушился (или вовсе исчез) образ мечты
8. типичные экспрессионистские произведения
-довоенные оперы Шёнберга - "Ожидание" и "Счастливая рука"
-и вок. цикл "Лунный Пьеро"
-в творчестве Шёнберга "ощущения классической и романтической музыки отсутствуют; печаль становиться обреченностью, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском, основное настроение - крайняя боль (Эйслер) 9. высшее достижение экспрессионизма
-опера "Воццек" Берга
-заострена социально-обличительная тематика
-с большой силой раскрыта драма "маленького человека"
10.сочинения послевоенных лет
-отдельные экспрессионистские тенденции а) "Убийца - надежда женщин" и "Святая Сусанна" Хиндемита
б) "Чудесный мандарин" Бартока
11.комплекс музыкально-выразительных средств - изломанность очертаний в мелодика - острая диссонантность гармонии - вязкость фактуры - резко контрастная динамика
- исп. жестких звучаний - инструментальная трактовка вок. партии (прерывистость, разорванность)
- Sprechgesang -полупение, полуговор
- исп. натуралистических возгласов и криков
12.формообразование
-отсутствие расчлененности (на первых порах) 13. эволюция
-от усложненного тонального письма, через свободную атональность - к додекафонии