ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Экзаменационные вопросы по МТС (2013)
1.Теория музыки: определение (учебник, стр.21). Понятие теории как таковое, этимология+ (с. 26-27). Три образа жизни по Аристотелю (с.28). Понятие теории музыки в различных оппозициях (с.20-21).
2.Современная классификация музыкознания (с. 38-41, по БСЭ: с.39). Периодизация истории муз науки в крупном плане (с.41-43). Структура музыкально-теоретического знания (33-38).
3.Древнегреческая теория музыки. Значение, общая характеристика (44). Периодизация, творцы теории музыки (46-49). «Два метода» муз теории (каноники и гармоники 48).
4.Древнегреческая теория музыки. Система основных понятий. Техне, мусике, хорейя, мелос. Специфика понятия музыки (45). Хоровод муз (2226). Понятие гармонии (аспекты), связь с теорией числа (52-60), муз. значение (58)
5.5.Структура науки о музыки (деление музыки) у греков (51). Гармоника как наука, ее структура и содержание каждого раздела (61-75)
6.Боэций. Биография, обзор наследия (93-96). Музыкально-философские проблемы (учение о трех музыках 99). Три рода музыкантов, понятие Musicus’а (100). Концепция квадривия и ее пифагорейские истоки (103105), учение о числе и пропорциях (102-103; 105-107).
7.Музыкальная теория Средневековья. Общая характеристика: геополитические, идеологические факторы (77-82; 124), общие черты (87). Периодизация, персоналии (82-85). Источники, понятие критического издания (85-86). Ладовая теория (88-92), переноминация видов октавы.
8.Музыкально-теоретическая система Гвидо Аретинского. Биография, наследие (109-116). Новации: реформа нотации (110-111; 126), метод сольмизации (116-123), литерафония (115-116).
9.Муз теория эпохи Возрождения. Общая характеристика (132-133). Иоанн Тинкторис. Биография, наследие (9-26)1. Учение о действии музыки (система эффектов музыки) как обобщение антично-средневековых представлений (48-56).
10.Джозеффо Царлино. Биография, наследие (134-135). Структура главного трактата, методология (136-138). Муз-исторические представления (135136). Инициативы: numero senario (143-145); применение теории пропорций к объяснению новых муз. явлений: мажорного/минорного трезвучий (145-149), остова автентических/плагальных ладов (152-153). Новая диспозиция церковных ладов под влиянием Глареана (150-152).
11.Общая характеристика музыкальной теории Нового времени. Западноевропейская теория музыки XVII века.
12.Музыкально-теоретическая система Рамо
13.Периодизация русской теории музыки. Первый − допартесный − этап развития мысли о музыке в России.
14.Понятие музыки в русских источниках XVII века.
15.Николай Дилецкий и его «Мусикийская грамматика».
16.Третий этап развития музыкальной теории в России: XVIII - первая половина
XIX века.
17.Становление науки о музыкальной форме. «Грамматический» и «риторический» взгляд на форму (обзорно: Средневековье, Ренессанс, Барокко).
18.Общая характеристика учения о форме Маркса. Исходные категории (ход, Satz) и песенные формы.
19.Формы рондо в теоретической концепции А.Б.Маркса
1 Страницы указаны по изданию: Поспелова Р.Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М., 2009. Данного вопроса нет в учебнике. Книга есть в б-ке (на абон-те и в чит зале)
20.Сонатная форма у Маркса в сравнении с его предшественниками (Кох; см. учебник:, с.277-278)).
21.Основы римановского учения о форме (принцип классификации, метрическая теория, формообразующая роль гармонии).
22.Гармоническая концепция Г.Римана. Обоснование мажора и минора. Теория тональных функций
23.Метод редукции Х. Шенкера.
24.Русская теория второй половины XIX-начала XX века: основные концепции. Танеев, Конюс, Яворский.
25.Йозеф Маттиас Хауэр, его философские взгляды, нотация и двенадцатитоновая система.
26.Антон Веберн: европейский путь к новой музыке.
27.Арнольд Шенберг и его традиционное учение о композиции.
28.Теория современной тональности Пауля Хиндемита.
29.Оливье Мессиан и его музыкально-теоретическая система.
30.Теория современной музыки Карлхайнца Штокхаузена.
31.Американская теория множеств (сет-теория).
32.Янис Ксенакис: современный пифагореизм.
33.«Мыслить музыку сегодня» по Пьеру Булезу.
34.Что есть музыка, или философия звуков. Философская концепция А. Ф. Лосева. Современные философские концепции музыки.