Файл: Молодая Франция_творчество Мессиана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Молодая Франция" и творчество Мессиана (1908-1992)

1.1936 - год образования "Молодой Франции"

2.кто входил

-Андре Жоливе

-Оливье Мессиан

-Даниэль Лесюр

-Ив Бодрие

3.их лозунги - за гуманизм

- за новый романтизм - за религию

- за музыку для человека - за музыку о человеке

4.влияния на творчество Мессиана

-Марсель Дюпре - наставник в области контрапункта и формы

-Поль Дюка - научил разрабатывать материал, оркестровать, изучать историю муз. языка

-Шекспир

-Клодель (франц. поэт, драматург)

-птицы

-русская музыка

-"Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси

-григорианский хорал

-индийская ритмика

-витраж и радуга

-Святое Писание ("отважусь ли сказать")

5.линии творчества - религиозная - восточная - "птичья"

6.первый период творчества

- 1926-39 - разнообразные жанры

- большая часть написана для органа - преимущественно религиозная тематика

- "Явление предвечной церкви" для органа (1932) - "Вознесение" - для орк. (1933), для органа (1934)

- "Рождество Господне"/девять медитаций для органа (1935) - "Тела нетленные" для органа (1939)

- Месса для сопрано и четырех скрипок (1933)

- Хорал O, Sacrum Convivium для четырехголосного хора (1937) - "Вокализ", "Поэма для Ми" - для голоса и фп (1936)

-"Песни земли и неба" для голоса и фп (1938) 7. период военных лет

-"Квартет на конец времени" (1941)

-сочинение стоит особняком

-свидетельство силы духа композитора, написавшим этот квартет, будучи узником лагеря для военнопленных в годы Второй мировой войны

-для кларнета, скрипки, виолончели и фп (состав продиктован присутствием в лагере данных музыкантов; в роли пианиста - сам Мессиан)

"Видения Аминя" для двух фп (1943)

-"Три маленькие литургии Божественного присутствия" для женского хора и орк. (1944)

-"Двадцать взглядов на Младенца Иисуса" (1944)

8. второй период

- 1945-53


-музыка этих лет вдохновлена любовью к пианистке Ивонне Лорио (впоследствии - жена Мессина)

-восточная линия

-"Ярави, песнь любви и смерти" для сопрано и фп (1945)

-"Турангалила-симфония" (1948)

-"Пять припевов" для 12 смешанных голосов a cappella (1949)

9. сочинения после симфонии

-имеют экспериментальный оттенок

-"Четыре ритмических этюда" для фп (1950)

-"Органная месса на день Пятидесятницы" (1950)

-"Органная книга" (1951) 10. третий период

-1953-60

-посвящен "птичьей" тематике

-"Черный дрозд" для флейты и фп (1951)

-"Каталог птиц" для фп (1960)

-"Пробуждение птиц" для фп и орк. (1953)

-"Экзотические птицы" для фп и орк. духовых (1956) 11. последний период

-1960-88

-синтез всех линий

-"Из каньонов к звездам" для фп соло, валторны, ксилоримбы, глокеншпиля и орк. (1974)

-"Цвета града небесного" для фп и орк. (1963)

-"И чаю воскресения из мертвых" для камерного орк. (1964)

-опера "Св. Франциск Ассизский (1983) - итог творчества

12. творческий метод

1) ритм

-основной точкой отсчета в его ритмической системе является такая ритмическая структура, в которой понятия «метр», «сильная доля» заменяются ощущением наименьшей ритмической единицы;

-это в полной мере отражает ритм рагавардхана

-рагавардхана - один из 120 древних индийских ритмов, которые дошли до современности; эти ритмы под названием («ритмы провинций») были собраны индийским теоретиком Шарнгадевой в трактате «Океан музыки», XIII в.

-три вывода для его ритмического языка а) к любому ритму возможно добавление сколь угодно малой длительности, которая преобразует

его ритмический баланс: дополнительная длительность — это короткая длительность, добавленная к какому-нибудь ритму в виде отдельной ноты, либо паузы, либо в виде удлинения длительности одной из нот точкой

б) увеличения и уменьшения ритма могут иметь более сложные формы, чем простое классическое удвоение: он создает целую таблицу всевозможных форм увеличенных или уменьшенных ритмов -четвертой частью длительности, третьей частью длительности, половиной (точкой), целой длительностью, двумя длительностями, тремя и т.д.

в) существуют необратимые ритмы: имеется ритм, в котором центральная длительность разделяет его на две зеркально тождественные половины

-различает несколько типов полиритмии а) наложение ритмов, неодинаковых по длине

б) наложение ритма на различные формы увеличения и уменьшения в) наложение ритма на его обращение

г) ритмические каноны (могут существовать независимо от мелодических)

д) ритмическая педаль - остинатное повторение ритма, - обычно являющаяся фоном, на который могут накладываться другие ритмы в любых своих формах

2)мелодия

-первоисточник - григорианский хорал

-приемы мелодического развития


а) вычленение б) перестановка звуков

г) регистровка (повторение темы, при котором звуки «раскидываются» по разным октавам) д) стретта е) развивающий тип изложения

3) лады ограниченных транспозиций

-первой транспозицией называется основная позиция

-всего семь ладов

а) в целотонном звукоряде (лад 1), имеются только 2 транспозиции - от с и cis: третья транспозиция (от d) повторяет структуру лада на новом высотном уровне (лад из 6 двузвучных групп); лад можно выразить цифрой 2 (т.е. структурный элемент - тон)

б) в гамме тон-полутон (лад 2) имеются только 3 транспозиции: от с, cis и d — четвертая транспозиция (от es) идентична новому высотному положению лада (лад из 4 трехзвучных групп); 2.1

г) в гамме тон-полутон-полутон (3 лад)- 4 позиции (лад из 3 четырехзвучных групп); 2.1.1

д) лады с 4-го по 6-й имеют шесть позиций; 1.1.3.1, 1.4.1, 2.2.1.1, 1.1.1.2.1