ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
"Молодая Франция" и творчество Мессиана (1908-1992)
1.1936 - год образования "Молодой Франции"
2.кто входил
-Андре Жоливе
-Оливье Мессиан
-Даниэль Лесюр
-Ив Бодрие
3.их лозунги - за гуманизм
- за новый романтизм - за религию
- за музыку для человека - за музыку о человеке
4.влияния на творчество Мессиана
-Марсель Дюпре - наставник в области контрапункта и формы
-Поль Дюка - научил разрабатывать материал, оркестровать, изучать историю муз. языка
-Шекспир
-Клодель (франц. поэт, драматург)
-птицы
-русская музыка
-"Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси
-григорианский хорал
-индийская ритмика
-витраж и радуга
-Святое Писание ("отважусь ли сказать")
5.линии творчества - религиозная - восточная - "птичья"
6.первый период творчества
- 1926-39 - разнообразные жанры
- большая часть написана для органа - преимущественно религиозная тематика
- "Явление предвечной церкви" для органа (1932) - "Вознесение" - для орк. (1933), для органа (1934)
- "Рождество Господне"/девять медитаций для органа (1935) - "Тела нетленные" для органа (1939)
- Месса для сопрано и четырех скрипок (1933)
- Хорал O, Sacrum Convivium для четырехголосного хора (1937) - "Вокализ", "Поэма для Ми" - для голоса и фп (1936)
-"Песни земли и неба" для голоса и фп (1938) 7. период военных лет
-"Квартет на конец времени" (1941)
-сочинение стоит особняком
-свидетельство силы духа композитора, написавшим этот квартет, будучи узником лагеря для военнопленных в годы Второй мировой войны
-для кларнета, скрипки, виолончели и фп (состав продиктован присутствием в лагере данных музыкантов; в роли пианиста - сам Мессиан)
"Видения Аминя" для двух фп (1943)
-"Три маленькие литургии Божественного присутствия" для женского хора и орк. (1944)
-"Двадцать взглядов на Младенца Иисуса" (1944)
8. второй период
- 1945-53
-музыка этих лет вдохновлена любовью к пианистке Ивонне Лорио (впоследствии - жена Мессина)
-восточная линия
-"Ярави, песнь любви и смерти" для сопрано и фп (1945)
-"Турангалила-симфония" (1948)
-"Пять припевов" для 12 смешанных голосов a cappella (1949)
9. сочинения после симфонии
-имеют экспериментальный оттенок
-"Четыре ритмических этюда" для фп (1950)
-"Органная месса на день Пятидесятницы" (1950)
-"Органная книга" (1951) 10. третий период
-1953-60
-посвящен "птичьей" тематике
-"Черный дрозд" для флейты и фп (1951)
-"Каталог птиц" для фп (1960)
-"Пробуждение птиц" для фп и орк. (1953)
-"Экзотические птицы" для фп и орк. духовых (1956) 11. последний период
-1960-88
-синтез всех линий
-"Из каньонов к звездам" для фп соло, валторны, ксилоримбы, глокеншпиля и орк. (1974)
-"Цвета града небесного" для фп и орк. (1963)
-"И чаю воскресения из мертвых" для камерного орк. (1964)
-опера "Св. Франциск Ассизский (1983) - итог творчества
12. творческий метод
1) ритм
-основной точкой отсчета в его ритмической системе является такая ритмическая структура, в которой понятия «метр», «сильная доля» заменяются ощущением наименьшей ритмической единицы;
-это в полной мере отражает ритм рагавардхана
-рагавардхана - один из 120 древних индийских ритмов, которые дошли до современности; эти ритмы под названием («ритмы провинций») были собраны индийским теоретиком Шарнгадевой в трактате «Океан музыки», XIII в.
-три вывода для его ритмического языка а) к любому ритму возможно добавление сколь угодно малой длительности, которая преобразует
его ритмический баланс: дополнительная длительность — это короткая длительность, добавленная к какому-нибудь ритму в виде отдельной ноты, либо паузы, либо в виде удлинения длительности одной из нот точкой
б) увеличения и уменьшения ритма могут иметь более сложные формы, чем простое классическое удвоение: он создает целую таблицу всевозможных форм увеличенных или уменьшенных ритмов -четвертой частью длительности, третьей частью длительности, половиной (точкой), целой длительностью, двумя длительностями, тремя и т.д.
в) существуют необратимые ритмы: имеется ритм, в котором центральная длительность разделяет его на две зеркально тождественные половины
-различает несколько типов полиритмии а) наложение ритмов, неодинаковых по длине
б) наложение ритма на различные формы увеличения и уменьшения в) наложение ритма на его обращение
г) ритмические каноны (могут существовать независимо от мелодических)
д) ритмическая педаль - остинатное повторение ритма, - обычно являющаяся фоном, на который могут накладываться другие ритмы в любых своих формах
2)мелодия
-первоисточник - григорианский хорал
-приемы мелодического развития
а) вычленение б) перестановка звуков
г) регистровка (повторение темы, при котором звуки «раскидываются» по разным октавам) д) стретта е) развивающий тип изложения
3) лады ограниченных транспозиций
-первой транспозицией называется основная позиция
-всего семь ладов
а) в целотонном звукоряде (лад 1), имеются только 2 транспозиции - от с и cis: третья транспозиция (от d) повторяет структуру лада на новом высотном уровне (лад из 6 двузвучных групп); лад можно выразить цифрой 2 (т.е. структурный элемент - тон)
б) в гамме тон-полутон (лад 2) имеются только 3 транспозиции: от с, cis и d — четвертая транспозиция (от es) идентична новому высотному положению лада (лад из 4 трехзвучных групп); 2.1
г) в гамме тон-полутон-полутон (3 лад)- 4 позиции (лад из 3 четырехзвучных групп); 2.1.1
д) лады с 4-го по 6-й имеют шесть позиций; 1.1.3.1, 1.4.1, 2.2.1.1, 1.1.1.2.1