Файл: Коммерческие риски в современной торговле и пути их снижения (Понятие и сущность рисков).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы- коммерческие риски и методы их снижения. Требуется изучить различные виды рисков, рассказать о каждом из них, привести необходимые сравнения, и в конце работы сделать вывод. В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства. В условиях нестабильной макроэкономической ситуации актуальна проблема поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления компанией, использование которых позволяло бы не доводить предприятие до кризисного состояния, несмотря на макроэкономические факторы. Риск как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой организации, функционирующей в рыночных условиях. Таким образом, в настоящее время проблема исследования риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления. Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайностей и некоторыми другими. Правильность и обоснованность выбранной стратегии предпринимательской деятельности определяют успех предприятия в сфере бизнеса. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. Чтобы предприятие могло успешно функционировать в условиях рыночной экономики нужно идти на риск. Можно сказать, что не существует предпринимательской деятельности без риска. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня. Отлаженная система риск-менеджмента служит основой стабильности бизнеса. Для того чтобы управлять рисками, необходимо понимать их сущность, знать подходы к формированию системы управления рисками, методы оценки и управления рисками. Все вышеперечисленное, а также недостаточная изученность вопросов управления рисками вообще и операционными рисками в частности определила актуальность темы настоящего исследования. В соответствии с актуальностью определена тема данной курсовой работы - Коммерческие риски: методы оценки и профилактики. Объектом исследования курсовой работы являются коммерческие риски. Цель курсовой работы - рассмотреть коммерчески риски их виды и методику их исследования. Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе изложены теоретические основы коммерческих рисков Во второй главе дается аналитическое исследование деятельности торгового предприятия ООО «РИО». В третьей главе приводятся пути увеличения доходов ООО «РИО».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ СНИЖЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность рисков
Деятельность любого предприятия связана с ситуацией объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности, обусловленной отсутствием полной информации. Неопределенность является основной характеристикой риска. Объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность приводит к тому, что риск никогда не бывает нулевым. Неопределенность — это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения. Основными причинами неопределенности являются следующие: отсутствие полной, объективной информации; случайность; противодействия. Понятия «риск» и «неопределенность» очень близки: оба термина применяются для обозначения отсутствия или недостатка определенности. Тем не менее, в экономической литературе данные понятия разделяют. Различия между риском и неопределенностью сводятся к объему доступной информации об исследуемой ситуации. В контексте экономической науки такое представление впервые сформулировал Ф. Найт. Согласно его классификации, термин «риск» следует использовать, когда известно распределение случайной величины, с помощью которой моделируют рисковую ситуацию. По-другому это можно назвать «измеримой неопределенностью» или даже «вероятностной (стохастической) определенностью». Слово «неопределенность» Найт предлагал применять в тех случаях, когда исход не был определен, но и распределение вероятностей оставалось неизвестным («неизмеримая неопределенность»).
Таким образом, неопределенность выражается в незнании достоверного, отсутствии однозначности. Но в то же время неопределенность обуславливает возможность получения как негативных, так и позитивных результатов, их определенный закономерный характер, что следует учитывать при рассмотрении категории «риск». В настоящее время не существует единой трактовки понятия «риск». Это объясняется в частности многоаспектностью этого явления. Кроме того, риск — это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения. Существующие в настоящее время определения риска можно отнести к классической либо неоклассической теориям риска. Тему риска в экономической теории одну из первых рассматривал А.Смит. При анализе факторов, определяющих величину показателя нормы прибыли, он отмечал ее зависимость от рискованности ситуации. Согласно выводам А.Смита, при росте нормы прибыли увеличивается риск, но не прямо пропорционально. Точка зрения А.Смита стала основополагающей для становления и развития классической и неоклассической школ риска. Рассмотрим развитие классической и неоклассической теорий. Основные положения классической теории риска были сформулированы в XIX веке в работах Н.У.Сениора и Дж.Милля. Представители данной теории выделяли в общей структуре дохода предпринимателя плату за риск, которая предназначалась для возмещения ущерба от его воздействия. В работах Н.У.Сениора и Дж.Милля риск ассоциируется прежде всего с математическим ожиданием потерь, являющихся следствием принятия какого-либо решения. Другими словами, риск воспринимается лишь как ущерб, возникающий в результате действия или бездействия.
Постулаты классической теории не учитывают всех аспектов сущности риска, природы его воздействия и причин его возникновения. Развитие общественно-экономических отношений, конкуренции обусловили необходимость проведений дальнейших исследований темы риска в экономической науке. На основании результатов исследований А.Маршалла, А.Пигу, Ф.Найта и других ученых, сформировались основные положения неоклассической теории риска - риск обусловлен неопределенностью экономической ситуации, при которой прибыль может рассматриваться как случайная переменная. На наш взгляд, более приемлемой является неоклассическая теория в силу комплексного рассмотрения сущности и природы риска. В частности, мы остановимся на следующем определении риска: риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели. Классификация рисков, определение их видов является основой для проведения качественного анализа рисков и должна быть ориентирована на выявление факторов рисков. Фактор - это существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе; исходная составляющая чего-либо. Как правило, в экономической литературе факторы риска выделяют исходя из места возникновения - внешние и внутренние. В целом выделяют следующие внешние факторы риска: экономические, политические, техногенные, информационные, социально-демографические, природно-климатические и другие факторы макросреды страны, данного региона и города, в котором находятся объект и субъект риска. Различают внешние факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам косвенного воздействия относятся: политическая и экономическая обстановка в стране, экономическое положение отрасли, международные события, стихийные бедствия. Под факторами прямого воздействия экономисты подразумевают: законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность; действия органов государственного и местного управления; налоговую систему; взаимоотношения с партнерами; конкуренцию предпринимателей и т.д. В отличие от внешних, внутренние факторы риска возникают непосредственно в ходе функционирования предприятия. Воздействие факторов внутренней среды в основном связано с нарушениями, недостатками в организации, планировании и управлении производством. К таким факторам относятся конкурентоспособность субъекта и объекта риска: персонала, технологий, организационно-технического уровня производства, системы менеджмента и др. Группировка внутренних факторов по сферам деятельности предприятия позволяет выявить характер их влияния на риск. Так, внутренние воспроизводственные факторы связаны с вопросами инвестиций, подготовки и набора кадров. В сфере обращения внутренние факторы риска проявляются при нарушении договорных условий поставки сырья, материалов и готовой продукции. Внутренние факторы управленческой деятельности разделяются на стратегические, тактические и оперативные. Взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних факторов определяют возникновение причин и воздействие различных видов рисков. Таким образом, были рассмотрены основные сущностные характеристики риска как неотъемлемой части деятельности всех субъектов экономики. Перейдем к рассмотрению коммерческого риска. 1.2. Понятие коммерческого риска, его основные характеристики. Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски. Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Существуют следующие основные причины коммерческого риска Снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами (товарами-заменителями), введение ограничений на продажу; Повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта; Непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов); непредвиденные потери товара; снижения качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены; повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы; сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия; низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции; отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества; форс-мажорные обстоятельства. В свою очередь коммерческие риски также включают в себя некоторые виды рисков. Так, по структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, торговые, финансовые. Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя (в том числе товаров, материалов) по причине кражи, халатности, диверсии, перенапряжения технической и технологической систем и другими подобными обстоятельствами. Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара. Финансовый риск характеризуется вероятностью наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными бумагами, а также риск, который следует из природы финансовых операций, подразумевающих отношения по поводу формирования, распределения, использования денежных средств. К финансовым рискам относятся следующие виды рисков: Ценовой риск - это риск, связанный с изменением рыночной цены финансового актива. Большинство финансовых институтов (банки, страховые компании, пенсионные фонды) осуществляют свою деятельность в большей мере за счёт заёмных средств (банковские и пенсионные вклады, страховые взносы). Полученные средства инвестируются институциональными инвесторами в различные рынки - фондовые, государственных ценных бумаг, товарные рынки, рынки недвижимости. Каждый финансовый институт через некоторый период времени должен выполнить свои обязательства по выплате заёмных средств. Под влиянием рыночных колебаний стоимость финансового актива может измениться в неблагоприятную для институционального инвестора сторону, что приведет к затруднениям по выполнению текущих обязательств перед клиентами или вкладчиками. Кредитный риск - это риск, возникающий при частичной или полной неплатёжеспособности дебитора. Данному виду риска, в наибольшей степени подвержены банковские организации в силу профиля своей основной деятельности, как кредитных организаций. Однако другие финансовые институты также могут быть подвержены кредитному риску, например, при приобретении корпоративных облигаций. Общепринятой мерой оценки кредитного риска компании или банка являются кредитные рейтинги, публикуемые рейтинговыми компаниями. Валютный риск - это риск, связанный с изменением валютного курса национальной валюты к курсу валюты другой страны. Этот вид риска возникает при инвестициях в иностранные финансовые активы и последующей конвертации иностранной валюты в национальную валюту инвестора. Риск ликвидности - риск, возникающий при продаже имеющегося финансового актива. Этот вид риска означает невозможность быстрой реализации актива без существенного снижения стоимости. Главной мерой ликвидности является рыночная разница между ценой покупки и продажи (спрэд). Величина спрэда зависит от объёма торгов финансовым активом на рынке. Чем меньше величина объёмов торгов, тем больше величина спрэда. Риску ликвидности могут быть подвержены практически все хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые институты, страховые и инвестиционные компании, банки и пенсионные фонды. Они в ходе своей деятельности субъекты могут приобретать активы различной степени ликвидности. Риск платежеспособности - вид риска, обусловленный тем, что в силу неблагоприятных внешних обстоятельств у компании возникают затруднения с погашением долговых обязательств. Операционный риск - это риск, связанный с деятельностью персонала предприятия. Инфляционный риск - это риск, связанный с макроэкономическим положением в стране. При увеличении инфляции существует риск того, что реальный доход институционального инвестора может уменьшиться за счёт большой инфляции, хотя в ходе работы может быть получена валовая прибыль. Однако часть её, а иногда и вся она, может пойти на покрытие инфляционной спирали. Этот вид риска ощущают все институциональные инвесторы, проводящие свои операции в странах с высокими темпами инфляции. Как правило, это страны с переходным видом экономики. Таким образом, были рассмотрены различные виды коммерческого риска, с которыми может столкнуться предприниматель, для которого очень важно иметь ясную картину по наиболее вероятным рискам для его фирмы и для конкретного проекта. Если предприниматель или менеджер действует без учета рисковых ситуаций, то управленческие решения принимаются им в условиях неопределенности, что резко увеличивает риск негативного исхода его деятельности и соответственно материального, морального и прочих видов ущерба. Далее рассмотрим методы оценки коммерческого риска. 1.3. Методы оценки коммерческого риска. В основе управления риском, направленного на снижение вероятности наступления негативных последствий и величины возможного ущерба, лежит оценка риска, характеризующая степень неопределенности результата производственно-хозяйственных операций. Оценка риска представляет собой совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствий проявления риска. Различают, как правило, качественную и количественную оценки риска. Качественная оценка (анализ рисков) направлена на установление существования различных видов риска, определяющих их факторов и причин. Результатом качественной оценки является система рисков. Как правило, картографирование рисков предшествует их количественной оценке. Картографирование позволяет ранжировать причины и области воздействия рисков по степени их влияния на конечные результаты деятельности предприятия. Количественная оценка проводится на основе результатов качественной оценки рисков. Процесс количественной оценки состоит в определении вероятности воздействия риска и характера его влияния на показатели деятельности предприятия. Актуальность проблем внедрения и использования системы управления рисками в деятельности предприятия обуславливает существование достаточно большого количества методов оценки риска. Первый подход к оценке рисков является достаточно простым и распространенным. Он применяется в основном для оценки «финального» риска и заключается в определении значений показателей, характеризующих влияние риска на деятельность предприятия. Как правило, в качестве основных показателей, отображающих воздействие риска, рассматривается величина связанных с ним потерь и прибыль. При этом воздействие риска в большинстве случаев связывают со снижением эффективности производства. Основной вариант расчета и оценки риска при данном подходе основывается на вычислении разницы между планируемой и фактической величиной показателей. Второй подход основан на оценке действующего или будущего воздействия риска. При этом анализируются показатели, характеризующие факторы риска; это так называемый факторный анализ риска. Оценка показателей, характеризующих факторы воздействия риска, позволяет определить основные источники возникновения рисков, их значимость в сложившейся ситуации. В качестве методов ситуационного анализа внутренних факторов риска применяется аудит, анализ хозяйственной деятельности и финансовый анализ. Наряду с финансовыми коэффициентами для оценки финансовых рисков применяются также и другие показатели. В частности, оценить уровень коммерческого риска с достаточной степенью достоверности представляется возможным с помощью таких показателей, как уровень дебиторской и кредиторской задолженности; объемы (индексы) реализации продукции; уровень потерь при транспортировке продукции; индексы цен на продукцию. Рассмотренные методы оценки основаны на анализе факторов или результатов воздействия риска и соответствуют концепции его трактовки как ситуативной характеристики деятельности предприятия. При этом не анализируется вероятность изменения воздействия риска, не учитываются динамичность и нестабильность среды функционирования предприятия. Более полная, комплексная оценка связана с определением риска как количественной, вероятностной экономической категории. В системе управления рисками для получения более обоснованного результата оценки риска применяются экономико-статистические методы. Данный подход, предложенный в модели Марковица, основан на характеристике распределения социально-экономических явлений с помощью закона нормального распределения. Экономико-статистический метод базируется на изучении статистики показателей, характеризующих воздействие риска с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения конкретного результата. Риск оценивается на основании математического ожидания, дисперсии, среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации. На основе подхода, предложенного Марковицем, были разработан и другие методы оценки рисков, например, метод VaR (Value at Risk - рисковая стоимость; стоимость под риском). Сутью данного метода является четкий и однозначный ответ на вопрос, возникающий при проведении финансовых операций: какой максимальный убыток рискует понести инвестор за определенный период времени с заданной вероятностью. Рассчитанное значение VaR будет характеризовать то, что с заданной вероятностью изменение величины изучаемого актива при установленном объеме вложений не приведет к убыткам большим, чем величина VaR. Трудности, возникающие при создании и исследовании экономико-статистических моделей, привели к возникновению и развитию имитационных методов и моделей, позволяющих моделировать систему, связанную с большим числом взаимодействующих систем и объектов. Под имитационной моделью понимают вычислительную процедуру, формализовано описывающую изучаемый объект и имитирующую его поведение. К таким методам и моделям относятся, например, модели, построенные на графах, метод Монте-Карло и другие. Главная цель имитирования - использование некоего устройства для имитации реальной системы, чтобы ее исследовать, понять ее свойства, характеристики. Например, метод Монте-Карло основан на применении имитационных моделей, позволяющих создать множество сценариев развития событий. Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполность и недостоверность информации не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели. Эксперты приводят интуитивно-логический анализ исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов или явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Экспертные мнения можно разделить на индивидуальные и коллективные. К первым относятся, например, метод «интервью», аналитические докладные записки, написание сценария. Разновидностью экспертного мнения является метод Дельфи. Представленные концепции оценки риска имеют свою определенную практическую и теоретическую значимость. Возможности применения рассмотренных подходов для оценки рисков деятельности предприятия зависят от соответствия методики определения воздействия риска определенным условиям, свойствам экономической среды, наличия исходных данных, уровня неопределенности, сложности развития ситуации риска. Результаты статистической, аналитической, экспертной оценки риска являются основой для принятия решений по управлению рисками
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ СНИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РИО»
Краткая характеристика предприятия ООО «РИО» ООО «РИО» организовано одним учредителем Ивановой А.М. Магазин является собственностью одного учредителя Иванова А.М., с уставным капиталом 610 тыс.руб. Товарооборот в среднем 580 тыс. руб. в месяц, за день 18 000-19 000 рублей. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО «РИО» представлении в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Основные технико-экономические показатели предприятии ООО «РИО»
Показатели единиц измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
Темп роста, % 2011г. |
||
К 2009г. |
К 2010г. |
|||||
1. |
Товарооборот розничный, тыс.руб. |
9572,31 |
10612,22 |
11677,43 |
121,99 |
110,04 |
2. |
Товарооборот по покупным ценам, тыс.руб. |
7179,23 |
7959,17 |
8758,07 |
121,99 |
110,04 |
3. |
Среднесписочная численность, чел. |
|
|
|
||
-всего |
9 |
9 |
9 |
100,00 |
100,00 |
|
-в т.ч. торгово-оперативных работников |
5 |
5 |
5 |
100,00 |
100,00 |
|
-в т.ч. продавцов |
4 |
4 |
4 |
100,00 |
100,00 |
|
4. |
Выработка, тыс.руб. |
|||||
-на одного работающего |
1063,59 |
1179,14 |
1297,49 |
121,99 |
110,04 |
|
-на одного торгово-оперативного работника |
1914,46 |
2122,44 |
2335,49 |
121,99 |
110,04 |
|
-на одного продавца |
2393,08 |
2653,06 |
2919,36 |
121,99 |
110,04 |
|
5. |
Фонд потребления (ФОТ), тыс.руб. |
|||||
-всего |
1009,44 |
1034,64 |
1061,91 |
105,20 |
102,64 |
|
-в т.ч. торгово-оперативных работников |
492,60 |
508,60 |
521,60 |
105,89 |
102,56 |
|
-в т.ч. продавцов |
383,08 |
391,92 |
406,32 |
106,07 |
103,67 |
|
6. |
Среднегодовая заработная плата, тыс.руб. |
|||||
-на одного работающего |
112,16 |
114,96 |
117,99 |
105,20 |
102,64 |
|
-на одного торгово-оперативного работника |
98,52 |
101,72 |
104,32 |
105,89 |
102,56 |
|
-на одного продавца |
95,77 |
97,98 |
101,58 |
106,07 |
103,67 |
|
7. |
Валовый доход, тыс.руб. |
2393,08 |
2653,05 |
2919,36 |
121,99 |
110,04 |
8. |
Уровень валового дохода, % |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
_ |
_ |
9. |
Издержки обращения, тыс.руб. |
1912,10 |
2104,95 |
2313,77 |
121,01 |
109,92 |
10. |
Уровень издержек обращения, тыс.руб. |
19,98 |
19,84 |
19,81 |
-0,17 |
-0,03 |
11. |
Издержкоотдача, руб. |
5,01 |
5,04 |
5,05 |
0,04 |
0,01 |
12. |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
480,98 |
548,10 |
605,59 |
125,91 |
110,49 |
13. |
Рентабельность продаж, % |
5,05 |
5,16 |
5,19 |
0,17 |
0,03 |