Файл: Налоговая система РФ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Переход России на рыночную экономику обусловил становление и развитие налоговой системы и всех ее элементов, участников налоговых отношений. Налоговая система, являясь составляющей всей финансовой системы государства, охватывает различные стороны его функционирования: экономику, социальную сферу, инвестиционную деятельность и т.д. Грамотное построение налоговой политики способствует одновременно и росту доходов бюджетов, и стимулированию развития предпринимательского сообщества

В настоящее время развитие российской налоговой системы в направлении гармонизации интересов государства и предпринимателей сдерживается целым комплексом проблем. Нерешенным остается целый ряд проблем, таких как непоследовательная политика в области налогообложения, наличие коллизий в налогообложении, проблемы ужесточения налогового администрирования, проблема развития новых специальных режимов налогообложения. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Рассмотрению налоговой системы, политики и механизма ее реализации уделяется широкое внимание как в научных трудах, так и в публичных выступлениях российских ученых, политических деятелей, работников исполнительной, законодательной и судебной власти, а также лиц, связанных с проблемами налогообложения.

Целью курсовой является систематизация информации об эволюции налоговой системы и определение перспектив ее развития.

Поставленная цель определила задачи курсовой:

  1. Изучить теоретическую основу построения налоговой системы, определить ее сущность, содержание.
  2. Исследовать этапы эволюции налоговой системы Российской Федерации
  3. Определить основные направления развития налоговой системы России.

Объектом курсовой является налоговая система Российской Федерации.

Предметом данной курсовой является теория и практика построения налоговой системы в России.

Исходной­ теоретической основой при написании курсовой работы являются работы российских ученых, раскрывающие теорию и практику построения налоговой системы в России, положения нормативно — правовых актов Российской Федерации. Проведенные в работе исследования правовой базы налоговой системы основываются на действующем федеральном законодательстве и нормативно правовых актах субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

В процессе разработки темы курсовой работы применялись методы исследования: общенаучные приемы анализа, такие как обработка и анализ научных источников, сравнительный метод, метод дедукции, индукции и прогнозирования, а также специфические приемы экономического анализа, в частности, вертикальный и горизонтальный метод сравнения финансовый показателей.


Информационно база курсовой сформирована на основе материалов Федеральной налоговой службы России, Министерства финансов России, справочно-правовых систем СПС «КонсультантПлюс», ИПС «Гарант».

В практических целях материалы данной курсовой могут применяться в дальнейшей научной деятельности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность и понятие налоговой системы

Формирование финансовой системы и ее составной части — налоговой системы — неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта, создаваемого в процессе производства и обращения при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса:

  • физическими лицами, получающими доход;
  • юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества.

В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые общественными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на плательщика налога лишь опосредованно, через социальную среду. Наглядно это представлено на рис. 1.1. [46]

Рисунок 1.1. Налоговые отношения между хозяйствующим субъектом и государством:

В ст. 8 НК РФ дается определение налога: налог это «обязательный, индивидуально безвозмездный платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [3].


Налоги и сборы являются основной составляющей налоговой системы.

Сущность налогов проявляется через их функции. Экономисты по-разному трактуют и разделяют функции налогов и сборов. Остановимся на основных: фискальная, экономическая, контрольная.

Фискальная функция в основном рассматривается как основная, которая присутствует во всех государственных формах и на всех этапах эволюции. Благодаря действию данной функции формируется единый централизованный денежный фонд государства – бюджет и государственные институты обеспечиваются нужными ресурсами.

Фискальная функция налогов, как бы позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и тем самым обусловливает экономическую функцию налогов.

Экономическая функция не так однозначна и рассматривается ученымиэкономистами с разных сторон. Поэтому многие из них выделяют несколько ее разновидностей, например: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную. Данная функция позволяет осуществлять налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования, и на современном этапе развития налоговой системы признано важным инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, темпы экономического роста, инвестиции, а также на стимулирование отдельных сфер и отраслей экономики [14].

В научных трудах отмечается наличие связи между основными функциями налогов - фискальной и экономической. Например, увеличение налогового бремени позволяет в большей мере реализовать фискальную функцию в краткосрочном периоде, однако одновременно с этим подрывает экономические стимулы развития производства, и как следствие, в перспективном периоде будет наблюдаться спад развития экономических субъектов и снижение налоговых поступлений в бюджет государства. И наоборот, снижение ставок, введение льгот в краткосрочном периоде приводят к уменьшению роли фискальной функции, но благоприятно влияет на развитие экономики. При этом в долгосрочной перспективе именно благодаря росту деловой активности хозяйствующих субъектов доходы государства увеличатся, и, как следствие, возрастет роль фискальной функции и при среднем или незначительном уровне налогообложения.

Действие третьей, контрольной, функции необходимо для оперативной оценки эффективности каждого отдельного налогового источника и фискального бремени в целом, а также для выявления направлений, в отношении которых необходимо внести изменения в налоговую систему и бюджетную политику. Данная функция состоит в количественном анализе налоговых поступлений и их сравнении с нуждами государства в финансовых источниках. Осуществляется контрольная функция налоговыми органами, которые призваны контролировать правильность исчисления, своевременность уплаты и правильность зачисления налогов, соблюдение принятых норм заполнения и предоставления налоговой отчетности.


Именно одновременная реализация во взаимосвязи всех функций налогов и определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики. Все функции, которые присущи налогам несет в себе и налоговая система.

За основу проводимого исследования возьмем следующее определение налоговой системы: «Налоговая система — это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой» [46].

На становление, развитие и функционирование налоговой системы оказывают влияние разные факторы. Поэтому в развитии мировой налоговой системы как элемента государственного устройства можно выделить несколько периодов. Первым этапом развития охвачено хозяйство Древнего мира и экономика Средних веков. Характерным для данного периода является неразвитость налоговых отношений, случайный характер платежей приравниваемых экономистами к понятию налогов.

Во втором периоде происходит осознанное формирование национальных налоговых систем, происходящее на фоне вытеснения натурального хозяйства денежным и роста нужд государства. В этом периоде налги носят преимущественно косвенный характер, вводятся и отменяются в зависимости от задач, стоящих перед государством на конкретный период времени.

Третий период характеризуется меньшим количеством налогов, стремлением к их единообразию. Вырабатываются унифицированные правила налогообложения, более четко определяются формы обязательных отчислений, осуществляются попытки введения в действие унифицированных правил налогообложения. Одновременно в результате теоретических исследований будущего налогов был сделан вывод об их объективной необходимости.

Четвертый период развития государственных финансов (XX— XXI вв.) характеризуется устоявшейся совокупностью налогов. Сформированы общие принципы построения налоговой системы, одновременно с этим основной функцией признается фискальная. Изучая национальные и региональные варианты развития определены основные факторы, влияющие на структуру налоговой системы индивидуальной страны: уровень экономического развития, господствующая в обществе экономическая доктрина, общественноэкономическое устройство общества, государственное устройство. Параллельно с учеными были детально проработаны и отдельные вопросы: унификация используемых терминов и понятий, классификации налогов, судебно-правовые аспекты применения налогового законодательства и т.д. [23].


Основы современной действующей налоговой системы России были заложены в 1991 г. с принятием большого пакета законов по отдельным видам налогов, введённым в действие с 1 января 1992 г. Общие принципы построения налоговой системы на тот момент определял Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В настоящее время налоговые отношения регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно положениям которого налоговая система Российской Федерации представлена «совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории страны».

За счет поступлений от налогов и сборов формируется большая часть бюджетных доходов, государственных внебюджетных фондов. Часть налоговых доходов формирует целевые отчисления.

Основным элементом налоговой системы является совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов и сборов. Налоговые отношения, возникающие между государством и субъектами, регламентируются законодательными актами. Следовательно, ещё одним важным элементом является компетенция государственных органов (законодательных и исполнительных). При осуществлении функций государственных структур вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, сборов и взносов, методы их исчисления. Также элементом налоговой системы являются налоговые органы, которые организуют и проводят работу по контролю за правильностью и полнотой исчисления и соблюдением сроков уплаты налогов (рис. 1.2).

Налоговая

система

Налоги и сборы

Принципы,

формы и методы

установления

налогов, сборов

Формы и методы

налогового контроля

и ответсвенность за

нарушение

налогового

законодательства

Налоговое

законодательство

Контролирующие

органы

Плательщики

налогов и сборов

Рисунок 1.2. Элементы налоговой системы

Таким образом, налоговую систему можно определить, как совокупность:

  • налогов и сборов, взимаемых государством;
  • принципов, форм и методов их установления;
  • форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Ни один налог не может быть введен на любой территории Российской Федерации, если он не установлен НК РФ.

Налоговая система должна способствовать эффективному управлению экономикой, учитывать интересы государства, хозяйствующих субъектов и населения. С этой целью государство разрабатывает налоговую политику страны, учитывая международный опыт и национальные особенности развития. Таким образом грамотно построенная налоговая система, налоговая политика как составные части всей финансовой системы страны могут влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества.