Файл: Коммерческие риски в современной торговле и пути их снижения (Понятие и сущность рисков).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
Выше представленная таблица 2.1.1. содержит сведения об основных экономических показателях деятельности ООО «РИО». Одним из основных показателей по которым оценивается экономическая деятельность предприятия является розничный товарооборот. На предприятии «РИО» розничный товарооборот в 2011 году увеличен по сравнению с 2009 годом. Темп роста розничного товарооборота составил 121,99% и 110,04%. Валовый доход предприятия в 2011 году составил 2919,36 тыс.руб., что больше валового дохода 2009 года который составил 2393,08 тыс.руб. увеличение розничного товарооборота повлекло за собой увеличение уровня валового дохода на 25 %.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «РИО»
Таблица 2.2.1
Ассортиментная структура розничного товарооборота ООО «РИО»
Продажа по товарным группам |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение %,+/- 2011г. |
|||||
Абс. Величина, Тыс.руб. |
Уд. Вес, % |
Абс. Величина, Тыс.руб. |
Уд. Вес, % |
Абс. Величина, Тыс.руб. |
Уд. Вес, % |
2009г. |
2010г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1. |
Выпечка |
1345,233 |
13,14 |
1400,267 |
12,73 |
1500,268 |
12,79 |
111,525 |
107,142 |
2. |
Торты |
3244,220 |
31,69 |
3359,254 |
30,55 |
3500,222 |
29,84 |
107,891 |
104,196 |
3. |
Печенье |
903,562 |
8,83 |
1023,569 |
9,30 |
1108,958 |
9,45 |
122,732 |
108,342 |
4. |
Макароны |
768,958 |
7,51 |
809,597 |
7,36 |
908,751 |
7,75 |
118,180 |
112,247 |
5. |
Овощи |
596,266 |
5,82 |
700,365 |
6,37 |
805,654 |
6,87 |
135,117 |
115,033 |
6. |
Фрукты |
706,266 |
6,90 |
900,575 |
8,19 |
1003,865 |
8,56 |
142,137 |
111,469 |
7. |
Конфеты |
2673,245 |
26,11 |
2802,241 |
25,48 |
2902,412 |
24,412 |
108,573 |
103,575 |
8. |
Итого |
9572,31 |
100 |
10612,22 |
100 |
11677,43 |
100 |
_ |
_ |
Анализируя ассортиментную структуру розничного товарооборота предприятия ООО «РИО» можно отметить что наиболее большим спросом пользуется товарная группа Торты и Конфеты. Так же можно выделить и аутсайдеров таких как Печенье, Макароны, Овощи и Фрукты. С каждым годом величина средств растет.
Таблица 2.2.2
Анализ обеспеченности и структуры численности трудовых ресурсов предприятия ООО «РИО».
Категории работников |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Динамика, % 2011г. |
||
К 2009г. |
К 2010г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Торгово-оперитивный персонал, всего |
5 |
5 |
5 |
100,00 |
100,00 |
2. |
В том числе продавцов |
4 |
4 |
4 |
100,00 |
100,00 |
3. |
Вспомогательный персонал |
1 |
1 |
1 |
100,00 |
100,00 |
4. |
Административно-управленческий персонал, всего |
3 |
3 |
3 |
100,00 |
100,00 |
5. |
-руководители -специалисты |
2 1 |
2 1 |
2 1 |
100,00 |
100,00 |
6. |
Итого |
9 |
9 |
9 |
100,00 |
100,00 |
7. |
Доля продавцов в общей численности персонала, % |
44,44 |
44,44 |
44,44 |
_ |
_ |
8. |
Доля продавцов в общей численности торгово-оперативных работников, % |
800,00 |
80,00 |
80,00 |
_ |
_ |
Анализируя данные таблицы 2.2.2. можно сделать вывод о том, что наибольшую долю персонала составляет продавцы (они занимаю 44,44%) в общей численности персонала. Динамика персонала постоянна и составляет 100%, т.к. среднесписочная численность всех работников остается неизменной.
Анализ издержек обращения торгового предприятия ООО «РИО». Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.
Таблица 2.3.1
Анализ издержек обращения торгового предприятия ООО «РИО» за 2009-2011г.
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонение +/-, 2011 от |
Темп роста %, 2011 от |
||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
||||
Розничный товарооборот, тыс.руб. |
9572,31 |
10612,22 |
11677,43 |
2105,12 |
1065,21 |
121,99 |
110,04 |
Издержки обращения, тыс.руб. |
1912,10 |
2104,95 |
2313,77 |
401,67 |
208,82 |
121,01 |
109,92 |
-в т.ч. условно-переменные |
1105,03 |
1296,54 |
1400,63 |
295,60 |
104,09 |
126,75 |
108,03 |
-в т.ч. условно-постоянные |
807,07 |
808,41 |
913,14 |
106,07 |
104,73 |
113,14 |
112,96 |
Уровень издержек обращения, % |
19,98 |
19,84 |
19,81 |
-0,17 |
-0,03 |
_ |
_ |
-в т.ч. условно-переменные |
11,63 |
12,22 |
11,99 |
0,37 |
-0,23 |
_ |
_ |
-в т.ч. условно-постоянные |
8,36 |
7,62 |
7,82 |
-0,54 |
0,20 |
_ |
_ |
Анализируя таблицу 2.3.1. можно отметить, что уровень издержек менялся каждый год
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ
Как уже отмечалось риск в коммерческой деятельности неизбежен. Следовательно, предприятие должно выработать определенную политику в области риска. Основными видами политика риска является политика избежание риска, политика снижения степени риска и политика принятия риска. Политика избежание риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от осуществления таких хозяйственных операций, уровень риска по которым чрезмерно высок. Эта политика является наиболее простой, но не всегда эффективной, так как избегая рисков предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль. Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, при желании расширить свою деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям. Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существует ряд методов и приемов, с помощью которых моно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения снижения риска являются страхование (внутреннее и внешнее), диверсификация и лимитирование. Первый метод не снижает сам риск, а является способом компенсации его отрицательных последствий. Два следующих метода уменьшают вероятность и величину возможных потерь. Внешнее страхование состоит в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование имущества предприятия, страхование грузов при транспортировке, страхование от несчастных случаев и другие виды страхования. Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия. Оно осуществляется путем создания специальных фондов для возмещения убытков. Перечень таких фондов и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия. Их источником служит прибыль. Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанных между собой. Это позволяет снизить риск, так как трудно предположить, что рисковая ситуация возникнет одновременно на всех объектах. Различают несколько видов диверсификации, которые предполагают использование различных возможностей для получения дохода и прибыли, т.е. вложение средств одновременно в несколько разных предприятий, создание филиалов в различных регионах и т.д. Диверсификация поставщиков предусматривает разнообразие источников поступления товаров. Диверсификация ассортимента предполагает включение в ассортимент предприятия товаров с противоположной направленностью спроса (например, прохладительные напитки и горячий чай в кафе). Это позволяет снижать экономический риск в период временного уменьшения спроса на отдельные товары. Диверсификация так называемого «депозитного портфеля» предполагает размещение временно свободных денежных средств в различных банках, что снижает риск их потери при банкротстве банка. Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.
Любое снижение риска имеет свою цену. Это так называемая плата за снижение риска. При внешнем страховании платой за снижение риска будет величина страховых взносов. При внутреннем страховании – это затраты на создание резервных фондов. Использование диверсификации, как правило, ведет к снижению прибыли от каждого источника дохода. Аналогичное явление наблюдается и при лимитировании. Следовательно, выбирая способ снижения риска необходимо учитывать и ту плату, которая для этого потребуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность любого предприятия связана с ситуацией объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности, обусловленной отсутствием полной информации. Неопределенность является основной характеристикой риска. Объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность приводит к тому, что риск никогда не бывает нулевым. Неопределенность - это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения. Существуют следующие основные причины неопределенности: отсутствие полной, объективной информации; случайность; противодействия. Существующие в настоящее время определения риска можно отнести к классической либо неоклассической теориям риска. В работе были представлены основные отличительные черты понятия «риск». Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски. Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Итак, можно сделать следующие выводы.
- В условиях рыночной экономики риск — важнейший элемент предпринимательства.
- Необоснованный риск, как правило, оказывает отрицательное влияние на качество проекта и его реализацию.
- Разработка и принятие оптимального решения — важное условие предупреждения риска.
- Необоснованный риск в некоторых случаях может соблазнить предпринимателя принять проект к реализации и на первом этапе получить положительный результат.
- В рыночных отношениях процессы производства ориентируют предпринимателей на соответствующее поведение в условиях неопределенности и риска. Удачные решения вознаграждают предпринимателя хорошей прибылью, а неудачные оборачиваются банкротством.