ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
Онеггер_Жанна д'Арк на костре_оратория_1935
1.оратория - один из ведущих жанров - "Крики мира"
- "Пляска мертвых" - "Николя из Флю"
2.первая мысль об этой оратории пришла Иде Рубинштейн; ей она и посвящена; ей и предоставлялась главная роль (лишь в одной сцене напевала детскую песню)
3.текст
-обратился к Полю Клоделю (крупнейший религиозный писатель 20 в.) разработать сюжет о Жанне д'Арк
-ритмизованная проза с использованием народной поэзии
-многие эпизоды - на средневековой латыни
4. синтез
-мистерия
-страсти
-народные представления 5. структура
-пролог
-11 сцен, следующих без перерыва
-чередование музыкальных и речевых эпизодов 6. значительные сольные партии
-св. Маргарита и Екатерина (ободряют Жанну)
-важнейшее место занимают хоры (мужской, смешанный и детский) 7. хоровой пролог
-картина разоренной многолетней войной Франции
-соло сопрано - мольба о спасении (De profundis)
-сменяется маршем
-чтец: "была девушка по имени Жанна"
-хор: фугато на эту фразу
-кульминация пролога - колокольный звон (аккорды у двух фп); хор призывает Жанну к подвигу 8. четвертая сцена
-"Жанна, выданная животным"
-в духе народных средневековых фарсовых представлений
-каждый эпизод открывается фанфарой а) первый - выбор председателя суда: тигр, лис и змей отказываются, роль судьи берет на себя
свинья (намек на епископа Кошона, осудившего Жанну на смерть; "кошон" - свинья); его характеризует напыщенная ария с использование латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы
б) второй - выбор заседателей и писца: первые оказываются баранами (хор подражает их блеянию), второй - ослом (крик "и-а" солиста передразнивают хор и "волны Мартено")
-вся эта сцена накладывается на хорал у низких струнных и деревянных (напоминает секвенцию
Die irae)
9. восьмая сцена
-"Король в Реймс собрался"
-в духе народных средневековых представлений (как и четвертая сцена)
-картина народного праздника в честь победы над врагами
-открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля
-в марше исп. обороты народной песни "Лаонский перезвон"
10. девятая сцена
-исп. народная майская песня - "Тримазо" (центральный раздел) 11. одиннадцатая сцена
-"Жанна д'Арк в пламени"
-соло трубы предваряет фразу нового персонажа - Девы Марии, благословляющей жертву Жанны
-заключает ораторию нежное пение соловья (впервые появилось в первой сцене - "Голос неба")