Файл: Онеггер_Жанна дАрк на костре_оратория_1935.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Онеггер_Жанна д'Арк на костре_оратория_1935

1.оратория - один из ведущих жанров - "Крики мира"

- "Пляска мертвых" - "Николя из Флю"

2.первая мысль об этой оратории пришла Иде Рубинштейн; ей она и посвящена; ей и предоставлялась главная роль (лишь в одной сцене напевала детскую песню)

3.текст

-обратился к Полю Клоделю (крупнейший религиозный писатель 20 в.) разработать сюжет о Жанне д'Арк

-ритмизованная проза с использованием народной поэзии

-многие эпизоды - на средневековой латыни

4. синтез

-мистерия

-страсти

-народные представления 5. структура

-пролог

-11 сцен, следующих без перерыва

-чередование музыкальных и речевых эпизодов 6. значительные сольные партии

-св. Маргарита и Екатерина (ободряют Жанну)

-важнейшее место занимают хоры (мужской, смешанный и детский) 7. хоровой пролог

-картина разоренной многолетней войной Франции

-соло сопрано - мольба о спасении (De profundis)

-сменяется маршем

-чтец: "была девушка по имени Жанна"

-хор: фугато на эту фразу

-кульминация пролога - колокольный звон (аккорды у двух фп); хор призывает Жанну к подвигу 8. четвертая сцена

-"Жанна, выданная животным"

-в духе народных средневековых фарсовых представлений

-каждый эпизод открывается фанфарой а) первый - выбор председателя суда: тигр, лис и змей отказываются, роль судьи берет на себя

свинья (намек на епископа Кошона, осудившего Жанну на смерть; "кошон" - свинья); его характеризует напыщенная ария с использование латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы

б) второй - выбор заседателей и писца: первые оказываются баранами (хор подражает их блеянию), второй - ослом (крик "и-а" солиста передразнивают хор и "волны Мартено")

-вся эта сцена накладывается на хорал у низких струнных и деревянных (напоминает секвенцию

Die irae)

9. восьмая сцена

-"Король в Реймс собрался"

-в духе народных средневековых представлений (как и четвертая сцена)

-картина народного праздника в честь победы над врагами

-открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля

-в марше исп. обороты народной песни "Лаонский перезвон"

10. девятая сцена

-исп. народная майская песня - "Тримазо" (центральный раздел) 11. одиннадцатая сцена

-"Жанна д'Арк в пламени"

-соло трубы предваряет фразу нового персонажа - Девы Марии, благословляющей жертву Жанны

-заключает ораторию нежное пение соловья (впервые появилось в первой сцене - "Голос неба")