ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Симфоническое творчество Балакирева. «Тамара».
Балакирев – прирожденный симфонист.
Он всегда писал симфоническую музыку.
При его участии были написаны первые кучкистские симфонии – Римского-Корсакова (1865, первая русская симфония) и Бородина (1867).
Жанровое многообразие симфонических произведений; три типа:
Крупный цикл (симфония, сюита, концерт),
Программная симфоническая поэма («Тамара»),
Увертюра на народные темы.
Жанр поэмы ставил выше увертюры (в первой выделял такие важные признаки, как особая значимость содержания и масштабность воплощения).
Программность – важная черта симф. Метода Балакирева.
Лишь его симфонии (С, d) и фп. концерты (fis, Es) являются непрограммными.
Использовал три типа программности:
глинкинскую – народно-жанровая,
берлиозовскую – сюжетно-событийная,
листовскую – несюжетная, но конкретизированная указанием на определенный внемузыкальный,
поэтически значимый источник.
То есть соединил отечественный глинкинский симфонизм с общеевропейским программным романтическим искусством Берлиоза и Листа.
Первым стал широко использовать фольклор различных народов (русский, европейский, восточный).
Первым ввел в русскую симф. музыку шекспировскую тематику (Музыка к трагедии «Король Лир»).
Неконфликтная симф. драматургия; типично:
Чередование эпизодов,
Устойчивость основного образа,
Сближение контрастных сфер (или их взаимопроникновение).
Симф. стиль Балакирева не знал эволюции.
Уже в первые годы творчества стремился к обновлению традиционных форм:
синтезировал сонатную структуру с рондо и вариациями, через внедрение разработочного материала в экспозицию и репризу;
типично – обрамление одночастных композиций («эпическая рамка»).
Увертюры на народные темы.
Почти все произведения этого рода создались в первое десятилетие творчества.
«Увертюра на тему испанского марша» (1857, 2-я ред. 1886; тему предложил Глинка), «Увертюра на темы трех русских песен» (1858, 2-я ред. 1881),
Увертюра «1000 лет» (1863-64, 2-я ред. 1887 – «Русь»),
«Чешская увертюра» (1867, 2-я ред. 1905 – «В Чехии»).
Симфоническая поэма «Тамара».
Почти все произведения крупной формы были начаты в 1860-е, а закончены спустя десятилетия.
Замысел написания большой симфонической поэмы на тему Востока созревал постепенно.
Окончательно оформился под впечатлением от поездки на Кавказ в 1862-63.
Выбор стихотворения Лермонтова относится к 1866-67.
А закончена поэма лишь в 1882.
Среди прочих одночастных симф. произведений Балакирева «Тамара» выделяется укрупненностью общей композиции, рельефностью трехчастной структуры.
Три раздела – контрастны.
Можно сказать, что это три самостоятельные картины, объединенные общей идеей.
Своего рода – триптих.
Две картины (1-я и 3-я) родственны по муз. тематизму – ночь и утро в Дарьяльском ущелье.
Центральная картина – оргия в замке Тамары.
Использовал излюбленную форму одночастного типа с обрамлением медленными разделами.
ВAllegro синтезирует принципы сонатности и вариационности.
Всостав экспозиции входят шесть различных тематических материалов:
Три – в ГП,
Один – в СП,
Два – а ПП.
Тональные соотношения: излюбленная балакиревская «пара» (Des/h) – ГП и ПП; ночь и утро
(h/Des).
(Подлинно народных мелодий нет).
Два типа образов центрального раздела:
Энергичных, воинственных (ГП и СП),
Лирических, грациозно-танцевальных (две темы ПП).
Использует прием трансформации тем.
В разработке использует как вариационный метод развития, тек и мотивный.
Поэма обладает интонационным единством: почти все темы содержат в себе движение от пятой ступени к первой.