Файл: Симфоническое творчество Балакирева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Симфоническое творчество Балакирева. «Тамара».

Балакирев – прирожденный симфонист.

Он всегда писал симфоническую музыку.

При его участии были написаны первые кучкистские симфонии – Римского-Корсакова (1865, первая русская симфония) и Бородина (1867).

Жанровое многообразие симфонических произведений; три типа:

Крупный цикл (симфония, сюита, концерт),

Программная симфоническая поэма («Тамара»),

Увертюра на народные темы.

Жанр поэмы ставил выше увертюры (в первой выделял такие важные признаки, как особая значимость содержания и масштабность воплощения).

Программность – важная черта симф. Метода Балакирева.

Лишь его симфонии (С, d) и фп. концерты (fis, Es) являются непрограммными.

Использовал три типа программности:

глинкинскую – народно-жанровая,

берлиозовскую – сюжетно-событийная,

листовскую – несюжетная, но конкретизированная указанием на определенный внемузыкальный,

поэтически значимый источник.

То есть соединил отечественный глинкинский симфонизм с общеевропейским программным романтическим искусством Берлиоза и Листа.

Первым стал широко использовать фольклор различных народов (русский, европейский, восточный).

Первым ввел в русскую симф. музыку шекспировскую тематику (Музыка к трагедии «Король Лир»).

Неконфликтная симф. драматургия; типично:

Чередование эпизодов,

Устойчивость основного образа,

Сближение контрастных сфер (или их взаимопроникновение).

Симф. стиль Балакирева не знал эволюции.

Уже в первые годы творчества стремился к обновлению традиционных форм:

синтезировал сонатную структуру с рондо и вариациями, через внедрение разработочного материала в экспозицию и репризу;

типично – обрамление одночастных композиций («эпическая рамка»).

Увертюры на народные темы.

Почти все произведения этого рода создались в первое десятилетие творчества.

«Увертюра на тему испанского марша» (1857, 2-я ред. 1886; тему предложил Глинка), «Увертюра на темы трех русских песен» (1858, 2-я ред. 1881),

Увертюра «1000 лет» (1863-64, 2-я ред. 1887 – «Русь»),

«Чешская увертюра» (1867, 2-я ред. 1905 – «В Чехии»).

Симфоническая поэма «Тамара».

Почти все произведения крупной формы были начаты в 1860-е, а закончены спустя десятилетия.

Замысел написания большой симфонической поэмы на тему Востока созревал постепенно.

Окончательно оформился под впечатлением от поездки на Кавказ в 1862-63.

Выбор стихотворения Лермонтова относится к 1866-67.

А закончена поэма лишь в 1882.

Среди прочих одночастных симф. произведений Балакирева «Тамара» выделяется укрупненностью общей композиции, рельефностью трехчастной структуры.

Три раздела – контрастны.

Можно сказать, что это три самостоятельные картины, объединенные общей идеей.

Своего рода – триптих.

Две картины (1-я и 3-я) родственны по муз. тематизму – ночь и утро в Дарьяльском ущелье.

Центральная картина – оргия в замке Тамары.

Использовал излюбленную форму одночастного типа с обрамлением медленными разделами.

ВAllegro синтезирует принципы сонатности и вариационности.

Всостав экспозиции входят шесть различных тематических материалов:

Три – в ГП,

Один – в СП,

Два – а ПП.

Тональные соотношения: излюбленная балакиревская «пара» (Des/h) – ГП и ПП; ночь и утро

(h/Des).


(Подлинно народных мелодий нет).

Два типа образов центрального раздела:

Энергичных, воинственных (ГП и СП),

Лирических, грациозно-танцевальных (две темы ПП).

Использует прием трансформации тем.

В разработке использует как вариационный метод развития, тек и мотивный.

Поэма обладает интонационным единством: почти все темы содержат в себе движение от пятой ступени к первой.