ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
Свиридов Георгий (Курская область, 1915 -
Москва, 1998). 6
6
Начало творческого пути связано с Ленинградом.
Выходец из интеллигенции. В 32-м году он поступил в ленинградское училище.
В 36-м закончил.
Потом в том же году поступил в Ленинградскую консерваторию. Он ученик Шостаковича.
Когда он учился в начале 40-х годов влияние Шостаковича было заметно.
Дебют - шесть романсов для голоса и фортепиано на стихи Пушкина. Интересно - жанр музыки со словом впоследствии стал главным
жанром в творчестве Свиридова.
6
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано
(1950).
Здесь особенности письма сказались достаточно определенно.
6
Музыка для камерного оркестра, обработка камерного квинтета, маленький триптих для оркестра, произведения, связанные с прикладными целями - эти инструментальные сочинения составляют
исключения в ряду вокального списка опусов.
6
В начале 60-х появились его масштабные кантатно-ораториальные опусы - Поэма памяти Сергея Есенина (1956).
Это было революцией на нашей концертной эстраде.
Поэма эта впервые в советской музыке подняла такую важную тему,
как оплакивание старой Росси, ушедшего мира...
6
Патетическая оратория (стихи Маяковского; 1958).
В ней, по сути, впервые сказано о трагедии русской эмиграции.
Курские песни (1964).
6
Дальше Свиридов, в принципе, не меняется.
Обращается к стихам высокого класса - Есенин, Блок, Пушкин, Пастернак («Снег идет», кантата).
Многие сочинения этого времени вызывали смутное ощущение, что одной из важных жанровых сфер его творчества должно было быть литургическое пение.
Им написаны «Песнопения и молитвы» (опус рассчитан больше на концертное исполнения).
«Царь Федор Иоаннович» - музыка к спектаклю.
Хоровой концерт памяти Юрлова: без слов; это - интерпретация
русского православного отпевания.
6
Музыкальный язык Свиридова.
Свиридов осуществил крупную эстетическую идею. Это - сочетание новизны и "новой" простоты.
Свиридов ценен те только как композитор, но как явление общекультурного масштаба. Его музыкальный язык ориентирован на мелодику.
Мелодика эта имеет народно-песенную природу.
Синтез двух сфер - крестьянская песенность и городской культуры. «Пушкинский венок» лишен явных фольклорных тем.
Старался выбирать стихи не хрестоматийные.
Трехдольность не характерно для фольклора, но - для романса. («Памяти Сергея Есенина»; первый номер, например).
Аскетическое письмо - малонотие.
6
«Курские песни» - единственный пример на использование фольклора в чистом виде, то есть этот опус - пример цитирования. В 1954 году была фольклорная экспедиция под рук. Рудневой, в Курской области был обнаружен неведомый фольклорный пласт. Курский звукоряд - тетрахорд в диапазоне тритона с целотонным заполнением.
Свиридов обратился к сборнику - плоду этой экспедиции. Первая, третья и последняя песни - здесь использует тетрахорд.
Номер Шесть - единственный пример на мелодию более развитую. Это пример обработки русской народной музыки.
Вторая песня, например, превращена Свиридовым в веснянку из тюремной песни... Соединяя песни в цикл, он создает некое хоровое либретто.
Это взгляд на судьбу русской женщины.
6