ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Сергей Михайлович Слонимский 2
!
Жизнь
!
- 1932 - Ленинград из семьи известного писателя
мать его происходила из потомков филологической семьи дядя Николай - музыковед и дирижер; первый пропагандист Айвза; ассистент Кусевицкого польский поэт Антоний Слонимский (Польские строфы С.) - двоюродный дядя
поступил в ленинградскую консерваторию (1950-1958) ученик Бориса Арапова и Ареста Евлахова преподает до сих пор в петербургской консерватории (с 1959) самый крупный его ученик - Владимир Кобейник качественный пианист в свое время сам исполнял свои сочинения заметный музыковед
получил кандидатскую степень диссертация - Симфонии Прокофьева Вольные мысли - книга С. 2003 года выдающийся импровизатор
в 1955 получил фортепианный диплом
!
Творчество
!
плодовитый композитор на 2010 год С. - автор 27 симфоний
жанр симфонии С. явно облюбовал, относясь к нему как к устойчивому жанру, не стремясь особо проводить эксперименты над ним ни с точки зрения формы, ни с точки зрения языка чрезвычайно эрудированный композитор многочисленны его камерные произведения есть концерты для разных составов
очень заметное место составляет музыка вокальная С. - композитор вокальный; вокальность проявляется даже в его инструментальных произведениях начинал достаточно радикально
в 1960-е годы вырабатывает свою ритмическую технику
алеаторика, кластерное письмо, микроинтервалика, элементы инструментального театра, не традиционная нотация, серийная техника наряду с интересом к новым техническим приемам, у С. присутствует
национальное (русское) начало, связанное с фольклорной традицией занимался самостоятельно записями фольклора (Псков, Новгород)
его опера "Виринея" содержит записанные им фольклорные темы
!
Ритмическая система
!
1960-70
сам ее называл ритмические невмы все значки имеют графическое изображение движения руки, уподобленный голосу
в данной системе написан, например, Квартет №1 "Антифоны" р.с. - попытка по-новому взглянуть на течение времени
суть - "плывущее" время (нет фиксации)
!
!
!
Ранние сочинения (1960-1970-е)
!
балет "Икар" квартет "Антифоны"
вокальные сочинения на стихи Блока (кантата Голос из хора) один из первых обратился к поэзии Даниила Хармса
первым, по сути, обратился к роману «Мастер и Маргарита» (опера) первая опера «Виринея» (заказное сочинение, к юбилею октябрьской революции)
цикл «Песни трубадуров», где в самом составе стилизует ренессансное звучание «Прощание с другом» для голоса с фортепиано (слова - Гильгамеш - героический эпос)
цикл «Монологи» на слова из Псалтыри (гобой, валторна, арфа)
Песнь песней царя Соломона (гобой, валторна, арфа)
!
!
Сочинения 1980-1990-х
!
«Мария Стюарт» - баллада (опера), только вокал, отсутствие речитатива, опера решена как балладное повествование с хором, который нередко затмевает оркестр
«Гамлет» (опера) - drama per musica значится в названии, подчеркивая архаичное начало
русская трагедия - «Видение Иоанна Грозного» (опера)
!
Балетные опусы
!
«Икар» балет, представлявший собой пролог к «Щелкунчику» (принцесса
Пирлипат); постановка Шемякина
!
Опера "Виринея"
!
опера, которая названа С. народная музыкальная драма сюжет ее примыкает к роду тем, которые развивались в советской песенной опере события после февральской революции 1917 года
сельский пророк пророчествует беду сам характер заглавной героини - сильный женский характер (драматическое сопрано)
уходит от нелюбимого мужа, в конце соединяется с любимым (большевик)
но на село нападают, и героиня нечаянно погибает крах прежней жизни (конец власти, конец семьи, конец веры)
эта опера с очень сильным ораториальным элементом - большую роль играют хоры, которые как бы отстранены от действия (функция подведения итогов)
начинается опера прологом и эпилогом, которые решены как хоровое пение, в начале - даже просто a capella (цитата, записанная С. в селе Карево) - воссоздание фольклорных первоистоков
чувствуется дух Мусоргского и Прокофьева
!
Опера "Мастер и Маргарита"
!
после закрытого показа, на оперу последовал запрет сочинение пролежало 17 лет в 1989 году состоялось концертное исполнение в БЗК
потом ее поставили в Германии
эта камерная опера, где участвуют 20 певцов, 20 инструменталистов и два участника без пения имеется балетный антракт
последовательно через всю оперу проведена система лейт-тембров Маргарита - скрипка и арфа Мастер - виолончель Иешуа - гобой Пилат - бас-кларнет
свита Воланда - два инструмента, флейта-пикколо и фагот, сопровождают немых героев в опере широкий стилистический диапазон (монологическая партия +
инструмент; в хоровых эпизодах - элементы библейской архаики; развит элемент скерцозности; джаз, рок, додекафония)
монтаж контрастных сцен - принцип формообразования
опера кантиленная
!
«Концерт-буф»
!
1966, фестиваль Ленинградская музыкальная весна - первое исполнение сумма стилистики Слонимского
здесь очень оригинальная структура - двухчастный цикл (Каноническая фуга, Импровизации)
стилистический контраст максимальная строгость + максимальная свобода
две основные двенадцатитоновые серии - материал для построения формы состав (камерный оркестр) - флейта (пикколо), труба, очень много
различных ударных инструментов и струнные (8, 3, 2, 1) - скрипки не делит на первую и вторую партии то есть состав с явными признаками индивидуализации
последовательно излагается серия скрипками (у каждой - своя нота), далее - тоже у ударных; в цифре 2 - начинается собственно каноническая фуга в основе темы - мотив из финала «Юпитера» Моцарта
это строгая каноническая фуга без свободных противосложений далее фуга модулирует в достаточно свободное письмо кода в цифре 15
импровизационное начало связано с интонационной свободой (каденция флейты, где используются микроинтервалы, например), тактовая метрика нивелируется но есть и четко организованные эпизоды, связанные с тембром фортепиано
тема 22 цифры попала в балет «Икар» принцип образования формы - каденция + четкий эпизод
раздел, начинающийся в 33 цифре, по сути, заменяет финал - вновь выходит на первый план диагонально изложенная серия (синтез темы
частей)
!
!
Квартет "Антифоны"
!
название отсылает к двум первоисточникам - церковное пение + идея сопоставления (движение звуков в пространстве)
элементы инструментального театра - исполнители двигаются по сцене (перемещения выписаны в партитуре)
вначале на сцене только виолончель, остальные инструменты - за сценой
вконце все оказываются в нормальной квартетной рассадке (цифра
68)
одночастная композиция вокальный принцип
воснове формы - идея строф
от цифры 22 - вторая строфа цифра 28 - третий раздел (соло первой скрипки) цифра 39 - четвертый раздел
цифра 48 - пятый раздел (господствует прием glissando) цифра 68 - шестой завершающий раздел
это произведение принципиально не темперированное
!
!