Файл: Старинная сонатная форма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Старинная сонатная форма

Определение. Классификация.

Старинной сонатной называется форма с установившимся сонатным тональным планом (по принципу: тоника – не тоника в экспозиционной части, не тоника – тоника в развивающе-завершающей).

Виды:

1.Старинная сонатная форма полифонической ориентации, что выражается в доминирующем методе развертывания. Это – «барочная сонатная форма».

2.Старинная сонатная форма гомофонно-гармонической ориентации (определяющей не только склад, но и тип метра, характер тематизма, функциональное соотношение

разделов). Это «предклассическая сонатная форма». По числу тем различается:

-однотемная,

-разнотемная.

По числу частей различается:

-двухчастная, если развивающий и завершающий разделы в силу малой самостоятельности объединяются в один крупный раздел;

-трехчастная, если развивающий и завершающий разделы автономны.

Барочная сонатная форма (типа развертывания). Особенности:

-тематическая однородность,

-отсутствие четких границ, жесткой структуры.

Экспозиция.

Главная партия эквивалентна ядру.

Связующая партия – собственно развертыванию. Побочная партия – кадансу (в доминанте).

Развивающий и завершающий разделы.

В развивающем разделе не происходит нового события, но продолжается то, что уже начато в экспозиции, но иначе гармонически ориентировано.

Завершающий раздел (или реприза) бывает либо не полным, в этом случае проводится ПП в точном виде в главной тональности; либо полным, в этом случае есть и ГП (СВ может быть, а может и не быть).

Предклассическая сонатная форма. Особенности:

-тематизм более определенен,

-функции разделов выражены четче,

-разработочное развитие.

Экспозиция.

Складывается из двух крупных разделов – ГП с примыкающей к ней СВ и ПП с примыкающей к ней ЗП.

Разработка и реприза.

Тональный план бывает разной степени сложности.

Часто практикуется разработочное, то есть частичное воспроизведение тем и в не известных экспозиции сочетаниях (например, элементы ПП, далее СВ и ЗП). Реприза бывает полная (с ГП и ПП) и неполная (начинается сразу с ПП). Реприза может быть точной или измененной.