ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Хованщина. Народная музыкальная драма.
1. история создания
-была задумана в 1872 1.1 процесс работы
-длился до конца жизни, но опера так и не была закончена
-оперу оркестровал и придал законченный вид Римский-Корсаков 1.2 писал либретто сам
-изучает труды по истории XVII века, хроники и мемуары, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
2. идея - трагического столкновения старой и новой Руси, исчезновение старого уклада и победа нового
2.1 содержание
- составляют подлинные исторические события конца XVII века, борьба реакционной феодальной знати во главе с князем Хованским против партии Петра I
3. народ - главный носитель действия
3.1 "народная музыкальная драма" - название подчеркивает это 3.2 народная масса - представлена рядом групп
а) стрельцы б) "пришлые люди" из посада
г) раскольники
4. интонационность
-связана с народной песенностью 4.1 цитирует
-подлинные мелодии а) хоры крепостных девушек Хованского в 1-й картине 4 д. ("Возле речки на лужочке", "Поздно вечером сидела" и "плывет
лебедушка")
б) заключительный хор раскольников, основанный на теме сектантской молитвы
4.2мелодии лирически-протяжного типа - характеризуют крестьянских девушек
4.3плясовые песни
-характеризуют стрельцов 4.4 причитания
-исп. в хоре стрельчих (2-я картина 4 д.)
4.5 синтез народно-песенного склада и интонаций знаменного пения - исп. в хорах раскольников
5.принцип контраста (противопоставления) - широко применяется М.
5.1 первое действие - Красная площадь наполнена толпой, охваченной беспокойством; здесь и стрельцы, пробудившиеся после похмелья, и пришлые люди, и раскольники
- все это сплетается в сложный узел, создавая картину мятежной эпохи 5.2 сцена в стрелецкой слободе (3 д.)
- также полна драматических контрастов - состоит из
а) большой песни хмельных стрельцов б) ссоры стрельцов с женами
в) общей саркастической "Песни о сплетне" 5.3 "Песня о сплетне"
- содержит обличительную критику политического строя, держащегося на доносах, клевете и сыске 5.4 использует приемы - хорового диалога, т.е. драматического обмена репликами между разными хоровыми группами
- противопоставление партии хора и отдельных действующих лиц (сцена пришлых людей и подьячего в I д.)
6.образы
- являются обобщенными, собирательными типами
6.1часто М. наделяет образы чертами исторических лиц - Досифей (приверженность традициям)
- Хованский (политический авантюрист, претендующий на рук. роль в стране)
- Василий Голицын (нерешительный, колеблющийся, в конце-концов, примыкающий к реакционным боярам - подьячий (ничтожный, хитрый, трусливый, пресмыкающийся перед сильным и вымещающего свою злобу на слабом)
6.2образ и драма Марфы
-занимает особое место
-любовная драма Марфы (Андрей Хованский покинул ее из-за увлечения дочерью нем. пастора Эммой)
-приобретает значение самостоятельной драматургической линии
-занимает столь же важное место в опере, как драма народная
7.лирически-напевная мелодика - играет большую роль в опере 7.1 партия Марфы
- отличается особой выразительностью мелодического языка а) гадания князю Галицыну (2 д.)
б) жалобы Марфы Досифею (3 д.)
- исп. подлинную народно-песенную мелодику а) подчеркивает национальную основу образа б) "Исходила младешенька"
8.роль самостоятельных эпизодов ариозно-монологического характера - достаточно велика 8.1 показ образа
- наедине с самим собой, погруженного в созерцание своих внутренних переживаний 8.2 примеры - песня Марфы "Исходила младешенька"
- ария Шакловитого (3 д.) - монолог Досифея (5 д.)
9.моменты картинно-описательного порядка
-получают широкое развитие 9.1 часто
-составляют фон для драматического развития 9.2 примеры
-орк. введение к последнему действию, связанное с монологом Досифея
-вступление "Рассвет на Москве-реке" аллегорически выражает идею оперы: восход солнца символизирует зарю новой жизни, занимающуюся над погруженной в сон Русью