ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хованщина. Народная музыкальная драма.

1. история создания

-была задумана в 1872 1.1 процесс работы

-длился до конца жизни, но опера так и не была закончена

-оперу оркестровал и придал законченный вид Римский-Корсаков 1.2 писал либретто сам

-изучает труды по истории XVII века, хроники и мемуары, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

2. идея - трагического столкновения старой и новой Руси, исчезновение старого уклада и победа нового

2.1 содержание

- составляют подлинные исторические события конца XVII века, борьба реакционной феодальной знати во главе с князем Хованским против партии Петра I

3. народ - главный носитель действия

3.1 "народная музыкальная драма" - название подчеркивает это 3.2 народная масса - представлена рядом групп

а) стрельцы б) "пришлые люди" из посада

г) раскольники

4. интонационность

-связана с народной песенностью 4.1 цитирует

-подлинные мелодии а) хоры крепостных девушек Хованского в 1-й картине 4 д. ("Возле речки на лужочке", "Поздно вечером сидела" и "плывет

лебедушка")

б) заключительный хор раскольников, основанный на теме сектантской молитвы

4.2мелодии лирически-протяжного типа - характеризуют крестьянских девушек

4.3плясовые песни

-характеризуют стрельцов 4.4 причитания

-исп. в хоре стрельчих (2-я картина 4 д.)

4.5 синтез народно-песенного склада и интонаций знаменного пения - исп. в хорах раскольников

5.принцип контраста (противопоставления) - широко применяется М.

5.1 первое действие - Красная площадь наполнена толпой, охваченной беспокойством; здесь и стрельцы, пробудившиеся после похмелья, и пришлые люди, и раскольники

- все это сплетается в сложный узел, создавая картину мятежной эпохи 5.2 сцена в стрелецкой слободе (3 д.)

- также полна драматических контрастов - состоит из

а) большой песни хмельных стрельцов б) ссоры стрельцов с женами

в) общей саркастической "Песни о сплетне" 5.3 "Песня о сплетне"

- содержит обличительную критику политического строя, держащегося на доносах, клевете и сыске 5.4 использует приемы - хорового диалога, т.е. драматического обмена репликами между разными хоровыми группами

- противопоставление партии хора и отдельных действующих лиц (сцена пришлых людей и подьячего в I д.)

6.образы

- являются обобщенными, собирательными типами

6.1часто М. наделяет образы чертами исторических лиц - Досифей (приверженность традициям)

- Хованский (политический авантюрист, претендующий на рук. роль в стране)

- Василий Голицын (нерешительный, колеблющийся, в конце-концов, примыкающий к реакционным боярам - подьячий (ничтожный, хитрый, трусливый, пресмыкающийся перед сильным и вымещающего свою злобу на слабом)

6.2образ и драма Марфы

-занимает особое место

-любовная драма Марфы (Андрей Хованский покинул ее из-за увлечения дочерью нем. пастора Эммой)

-приобретает значение самостоятельной драматургической линии

-занимает столь же важное место в опере, как драма народная


7.лирически-напевная мелодика - играет большую роль в опере 7.1 партия Марфы

- отличается особой выразительностью мелодического языка а) гадания князю Галицыну (2 д.)

б) жалобы Марфы Досифею (3 д.)

- исп. подлинную народно-песенную мелодику а) подчеркивает национальную основу образа б) "Исходила младешенька"

8.роль самостоятельных эпизодов ариозно-монологического характера - достаточно велика 8.1 показ образа

- наедине с самим собой, погруженного в созерцание своих внутренних переживаний 8.2 примеры - песня Марфы "Исходила младешенька"

- ария Шакловитого (3 д.) - монолог Досифея (5 д.)

9.моменты картинно-описательного порядка

-получают широкое развитие 9.1 часто

-составляют фон для драматического развития 9.2 примеры

-орк. введение к последнему действию, связанное с монологом Досифея

-вступление "Рассвет на Москве-реке" аллегорически выражает идею оперы: восход солнца символизирует зарю новой жизни, занимающуюся над погруженной в сон Русью