Файл: Чайковский_ опера Евгений Онегин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чайковский_ опера "Евгений Онегин"

1. общие слова - 1878 - год написания

- идея Лавровской (певица) - лирические сцены в 3-х д.

- либретто автора в сотрудничестве с Шиловским - премьера - 1878, МГК

2. трактовка Пушкина - Ч. не стремился воплотить все многогранное содержание романа

- сосредоточил внимание на судьбах трех основных героев а) Онеги б) Татьяна в) Ленский

3. структура оперы

-структурная единица - картина

-объединение картин в действия носит формальный характер

-в 1-м д. - три к., в остальных - две

-1-е д. - Татьяна

-2-е д. - Ленский

-3-е д. - Онегин

-лирико-драматические кульминации а) 2-я к.

б) 5-я к. в) 7-я к.

4. романсность

-важное качество оперы а) сообщает музыке естественность

б) атмосферу бытового музицирования 19 в.

5. мелодических язык

-интонации лирического романса а) опевания тонов

б) секстовые обороты (особенно - от V к III) в) нисходящие хроматические мотивы

-речитативы также пронизаны интонациями романса

-крестьянская песенность (хоры крестьян в 1-й к.)

6.два мира и танцы - деревенский

а) вальс б) мазурка

- аристократический а) полонез б) экосез

7.бытовая музыка и психологическая ситуация - бытовая музыка - фон

- психологическая ситуация - душевное настроение героя

- два вида синтеза 1) когда 1-я категория дополняет (углубляет) 2-ю

а) крестьянская песня пробуждает у Татьяны мечтательное настроение - "Как я люблю под звуки песен"

2) разобщенность а) 3-я к., пасторальный хор "Девицы, красавицы" резко контрастирует с подавленным

состоянием Татьяны

8. симфонизм - система интонационных и тональных связей

9. интонационные связи

-все герои наделены характерными интонациями

-разные герои могут иметь похожие интонации а) если их характеры похожи б) если оказываются в аналогичных ситуациях в) примеры

1)близость лирических тем Татьяны и Ленского

2)появление в партии Онегина материала из сцены письма (6-я к.)

10.тональные связи

- E-dur

а) тема любви Ленского б) тема любви Татьяны

- e-moll (антитеза E-dur) - драматические ситуации а) сцена ссоры б) предсмертная ария Ленского

в) эпизод-размышление Татьяны об Онегине, 7-я к., перед появлением Онегина - в e-moll завершается опера

- Des-dur - тональность любовных лирических признаний

- cis-moll - антитеза Des-dur

а) завершается 1-й раздел письма б) канон "Враги"

в) орк. вст к 7-й к., сцена Татьяны и Онегина (там же)

11.роль оркестра

-вокальные и оркестровые партии находятся в постоянном взаимодействии

-темы свободно переходят от голоса к орк. и обратно

-орк. "договаривает" за героя (пример, постлюдия в сцене письма)

-в орк. тема появляется раньше, чем у героя, вводя в душевный мир (пример, ариозо Ленского)

11.1 инструменты

-Archi

а) ведущая роль б) внутренний мир героя

-Fiati

а) "сельский" колорит (пример, 2-я к. соло гобоя в сцене рассвета) б) усиление экспрессии, примеры

1)сцена письма, d-moll раздел, соло гобоя

2)6-я к., появление Татьяны, встреча с Онегиным, соло кларнета

-Ottoni

а) выделяется тембр валторны


б) бифункциональность

1)пасторальные эпизоды (3-я к., начало)

2)драматические сцены (заключительные такты арии Ленского; постлюдия в 5-й к.)

12.музыкальные формы

-арии

-арии-монологи

-ариозо

-ансамбли

-речитативы

-хоровые эпизоды

13.образ Ленского - ограничен

- одинаков в разных ситуациях - две грани

а) наивная поэтическая восторженность ("Я люблю Вас, Ольга") б) элегическая грусть (предсмертная ария)

14.образы Татьяны и Онегина

14.1 Татьяна

-экспонирование а) "место" - краткое орк. вступление

б) характеристика - портрет героини, меланхолическая погруженность в себя

в) развитие темы - первые две картины; потом изредка появляется в виде реминисценций

-центральная характеристика а) "место" - сцена письма

б) характеристика - перелом в душе, развитие страсти в) реализация - контрастно-составная форма

1)внутренняя психологическая борьба

2)вместе с тем единая линия - скрепляющая единица - Des-dur (тональность крайних разделов)

14.2 Онегин

-экспонирование а) "место" - 1-я к.

б) характеристика - "дендизм", манерные безликие интонации

-дальнейшее развитие а) "место" - сцена с Татьяной в саду

б) характеристика - манерная учтивость, светский тон

-кардинальные изменения а) "место" - две последние картины

б) характеристика - взволнованный драматизм, повторяется материал Татьяны из сцены

письма ("Увы, сомненья нет")

-вывод: заглавный герой не имеет своей индивидуальной характеристики а) расхожие интонации - подчеркивание светскости (пустоты) героя

б) интонационность Татьяны - подчеркивается неумение самостоятельно высказаться (снова акцентируется светскость)