ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Чайковский_ опера "Евгений Онегин"
1. общие слова - 1878 - год написания
- идея Лавровской (певица) - лирические сцены в 3-х д.
- либретто автора в сотрудничестве с Шиловским - премьера - 1878, МГК
2. трактовка Пушкина - Ч. не стремился воплотить все многогранное содержание романа
- сосредоточил внимание на судьбах трех основных героев а) Онеги б) Татьяна в) Ленский
3. структура оперы
-структурная единица - картина
-объединение картин в действия носит формальный характер
-в 1-м д. - три к., в остальных - две
-1-е д. - Татьяна
-2-е д. - Ленский
-3-е д. - Онегин
-лирико-драматические кульминации а) 2-я к.
б) 5-я к. в) 7-я к.
4. романсность
-важное качество оперы а) сообщает музыке естественность
б) атмосферу бытового музицирования 19 в.
5. мелодических язык
-интонации лирического романса а) опевания тонов
б) секстовые обороты (особенно - от V к III) в) нисходящие хроматические мотивы
-речитативы также пронизаны интонациями романса
-крестьянская песенность (хоры крестьян в 1-й к.)
6.два мира и танцы - деревенский
а) вальс б) мазурка
- аристократический а) полонез б) экосез
7.бытовая музыка и психологическая ситуация - бытовая музыка - фон
- психологическая ситуация - душевное настроение героя
- два вида синтеза 1) когда 1-я категория дополняет (углубляет) 2-ю
а) крестьянская песня пробуждает у Татьяны мечтательное настроение - "Как я люблю под звуки песен"
2) разобщенность а) 3-я к., пасторальный хор "Девицы, красавицы" резко контрастирует с подавленным
состоянием Татьяны
8. симфонизм - система интонационных и тональных связей
9. интонационные связи
-все герои наделены характерными интонациями
-разные герои могут иметь похожие интонации а) если их характеры похожи б) если оказываются в аналогичных ситуациях в) примеры
1)близость лирических тем Татьяны и Ленского
2)появление в партии Онегина материала из сцены письма (6-я к.)
10.тональные связи
- E-dur
а) тема любви Ленского б) тема любви Татьяны
- e-moll (антитеза E-dur) - драматические ситуации а) сцена ссоры б) предсмертная ария Ленского
в) эпизод-размышление Татьяны об Онегине, 7-я к., перед появлением Онегина - в e-moll завершается опера
- Des-dur - тональность любовных лирических признаний
- cis-moll - антитеза Des-dur
а) завершается 1-й раздел письма б) канон "Враги"
в) орк. вст к 7-й к., сцена Татьяны и Онегина (там же)
11.роль оркестра
-вокальные и оркестровые партии находятся в постоянном взаимодействии
-темы свободно переходят от голоса к орк. и обратно
-орк. "договаривает" за героя (пример, постлюдия в сцене письма)
-в орк. тема появляется раньше, чем у героя, вводя в душевный мир (пример, ариозо Ленского)
11.1 инструменты
-Archi
а) ведущая роль б) внутренний мир героя
-Fiati
а) "сельский" колорит (пример, 2-я к. соло гобоя в сцене рассвета) б) усиление экспрессии, примеры
1)сцена письма, d-moll раздел, соло гобоя
2)6-я к., появление Татьяны, встреча с Онегиным, соло кларнета
-Ottoni
а) выделяется тембр валторны
б) бифункциональность
1)пасторальные эпизоды (3-я к., начало)
2)драматические сцены (заключительные такты арии Ленского; постлюдия в 5-й к.)
12.музыкальные формы
-арии
-арии-монологи
-ариозо
-ансамбли
-речитативы
-хоровые эпизоды
13.образ Ленского - ограничен
- одинаков в разных ситуациях - две грани
а) наивная поэтическая восторженность ("Я люблю Вас, Ольга") б) элегическая грусть (предсмертная ария)
14.образы Татьяны и Онегина
14.1 Татьяна
-экспонирование а) "место" - краткое орк. вступление
б) характеристика - портрет героини, меланхолическая погруженность в себя
в) развитие темы - первые две картины; потом изредка появляется в виде реминисценций
-центральная характеристика а) "место" - сцена письма
б) характеристика - перелом в душе, развитие страсти в) реализация - контрастно-составная форма
1)внутренняя психологическая борьба
2)вместе с тем единая линия - скрепляющая единица - Des-dur (тональность крайних разделов)
14.2 Онегин
-экспонирование а) "место" - 1-я к.
б) характеристика - "дендизм", манерные безликие интонации
-дальнейшее развитие а) "место" - сцена с Татьяной в саду
б) характеристика - манерная учтивость, светский тон
-кардинальные изменения а) "место" - две последние картины
б) характеристика - взволнованный драматизм, повторяется материал Татьяны из сцены
письма ("Увы, сомненья нет")
-вывод: заглавный герой не имеет своей индивидуальной характеристики а) расхожие интонации - подчеркивание светскости (пустоты) героя
б) интонационность Татьяны - подчеркивается неумение самостоятельно высказаться (снова акцентируется светскость)