ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41. Русская живопись 1830 – 1850-х гг.

доминировал реализм (передвижники). искусство должно быть моральным.

затем эпоха позднего романтизма. Главный стиль - классицизм. Романтический классицизм - распространенный термин. формируется историзм после восстания декабристов

Патриотический подъем. Повышается роль словесности. Литературоцентризм. Пластические искусства подчинены словесностью.

В 40-е годы - бытовой жанр (театр – драма, т.е.- литература).

Вторая треть XIX века стала периодом примирения романтизма и академического классицизма

Проблема истории для романтизма – центральная, романтики осознают историю как поступательное движение, не закольцованное вокруг вечного идеала.

Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852).

Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского (1821, ГРМ).

сюжет троицы Рублёва прилежание академизму.

Итальянский полдень (1827, ГРМ), Итальянское утро (1823).

спокойной созерцательности.

миф о сказочной, гармоничной Италии.

Вирсавия (1832, ГТГ).

Повествование из ветхого завета. Исторический, библейский сюжет.

- Последний день Помпеи (1830 – 1833, ГРМ).

Новый подход к историческому жанру. трагедия народных масс.

Перед нами античный народ, подобный изваяниям. Сложные перспективные ракурсы – как в барокко. Историческая достоверность деталей

Нашествие Гензериха на Рим (1836, ГТГ).

те же композиционно-пластические приёмы.

Осада Пскова (1836 – 37, ГТГ).

Шествие псковичей, эпизод Ливонской войны.

Уход от традиционного типа баталии: вооруженное столкновение оказывается за кадром.

Автопортрет (1833, ГРМ).

пик творчества.

парадные формы изображения моделей. Его герой – человек, его красота и обаяние.

Всадница (1832, ГТГ).

социальное положение.

Ценит самобытную женскую красоту.

Ситуация костюмированного портрета, маскарада - искуственность.

Княгиня Самойлова, удаляющаяся с бала с приёмной дочерью Амалицией Пачини (до 1842, ГРМ).

характер маскарада. Метафора - красный цвет.

Нестор Кукольник (1836, ГТГ).

новый тип - интимный портрет. Психологическая выразительность п темных тонах.

аскетичность

Портрет баснописца Крылова (1841, ГТГ). Портрет В.А.Жуковского (1838, ГТГ).

Всегда присутствуют красные тона.

Археолог Микеланджело Ланчи (1851, ГТГ).

Занимался Помпеями. Одна из последних работ, написанная мастером.

Портрет певицы Полины Виардо (1844).

традиция альбомного акварельного рисунка.

Портрет Варвары и Григория Олениных (1827, ГТГ).

мельчайших подробностей.

Картон росписи купола «Богоматерь во славе» (1843 – 1847).

Проект росписи Исаакиевского собора. эскизы росписи аттика, барабана, парусов. Живопись барокко.

Фёдор Антонович Бруни (1799 – 1875).

примирение с классической традицией, компромиссное сочетание.

Смерть Камиллы, сестры Горация (1824, ГРМ).

По пьесе Корнеля.

В центре герой (классическая традиция), по бокам второстепенные лица, которые указывают на героя, он в центре внимания. Герой преступил законы орали, он убийца.

между героем и окружающей средой нет согласия. романтический герой в трагическом одиночестве.

Медный Змий (1826 – 1841, ГРМ).

принцип утраты классицистической однозначности.

Монументальная роспись аттика Исаакиевского собора «Всемирный потоп».

Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858).

позднеромантического жанра, открывает новые просторы для русского искусства. академическая династия, его отец – профессор Академии.

фигура европейского масштаба

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1821, ГТГ).

изменён сюжет Отсутствует однозначность


Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой и пением (1834, ГТГ).

поездка в италию подмечаются не только физические параметры, но демонстрируются проявления характера

Портрет Гоголя в круге (1841, ГРМ).

Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару (1827, ГРМ).

5 фигур без голов (ассоциация с казнью декабристов) Эмоциональная экспрессия.

Иванов здесь – караваджист (свет и мрак равнозначны), тяготеет к неопределённости.

Иосиф и жена Пентефрия (Пантифара).

Графика.

Явление Христа Марии Магдалине (1835, ГРМ).

Тема богоявления.

Явление Христа народу / Явление мессии (1837 – 1857, ГТГ).

Природа, сотворённая Богом. аллегория попранного язычества.

Образ Христа: использует этюды к Аполлону Бельведерскому + живые натурные зарисовки, пытаясь воплотить идеальный образ. деление на группы

Эскиз: Иоанн Богослов.

Написан с девушки.

На берегу Неаполитанского залива (ГТГ).

проблемы человеческой фигуры в пейзаже

Роспись для Храма Христа Спасителя «Воскресенье Христово» (не воплощена, 1845, эскиз, ГТГ).

Запрестольный образ.

- Росписи «Храма всех верований» («Библейские эскизы», акварель, 50-е годы, ГТГ):

Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852).

бытовая картина, развитое действие.

Непрофессиональный художник, не учился в Академии, был военным. специализацияшаржи,карикатуры, зарисовки

«Как хорошо иметь в роте портных» (1835).

Передняя частного пристава накануне большого праздника (1837).

Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка (Установка офицерской палатки, 1843).

Гоголевский характер сюжетов.

-Первое утро обманутого молодого (1844, ГРМ).

-Семья старого художника.

-Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик (1847, ГТГ).

-Разборчивая невеста (1847, ГТГ).

Завтрак аристократа (Не в пору гость, 1848, ГТГ).

Один из пороков общества того времени.

- А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку (1840). Федотов в центре, в халате.

Портрет Жданович в детстве (1847).

Акварель, но звучит несколько жёстко. несоответствие техники

Портрет Жданович за клавесином (1850, ГРМ). Очень маленькое произведение, масло. Обогащён жанровым мотивом. Ощущение мгновенности, мимолётности (она словно на миг отвлекается от игры).

Портрет Флуга (1850, ГРМ).

Тема времени

Игроки (1852, Киевский государственный музей русского искусства).

Зимний день (начало 1850-х, ГРМ).

Обращение к реальной среде Петербурга. Тема одиночества (одинокий прохожий).