ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
47. Наследие ВХУТЕМАСа, формирование «строгановского стиля».
ВХУТЕМАС:
Создан в 1920 г Высшие государственные художественно-технические мастерские..
Факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий).
Вхутемас готовил художников-станковистов и архитекторов.
Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов.
На производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды, светильников и др. Во Вхутемас преподавали художники-станковисты: А. Е. Архипов, П. Кузнецов, И. И. Машков и другие и представители производственного искусства (А. М. Родченко, Е. Татлин и др.).
В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже ВХУТЕМАС был отмечен Почетным дипломом за новый аналитический метод, программы и учебно-экспериментальные работы студентов.
ОСТ или ОХСТ
Основанно в 1925 году выпускниками ВХУТЕМАС Общество художников-станковистов: Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание индустриализации, спорта, проч.
Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна.
(новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.
Выставка «5x5 = 25».
(каждый из пяти участвовавших в ней художников (А. Веснин, Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова, А. Экстер) выставил пять своих работ). 1921 г.
Владимир Татлин.
Уделял основное внимание роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал, различные материалы в процесс сесоздания "систематической, жизненно необходимой вещи". Конструктивизм понимается как интеллектуальное производство.
-Проект Памятника III Интернационалу (1920).
Подвижные объемы Проект Татлина неосуществим (в натуре она достигала бы высоты более 400 м).
Для внешнего мира она стала символом социалистической идеи и советского авангарда.
-Контррельефы.
-«Костюм для труда»: выявление кроя, прозодежда и спортодежда.
-Эскизы для спектакля «Зангези» (1923 г.)
-Летатлин – воздушный велосипед (1932);
-Модель консольного стула (1927).
-Поильник в форме женской груди (1929).
Александр Родченко.
Учился в Казанской художественной школе, поступил в Строгановское училище.
Восторженно встретил революцию, был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). С 1924 г. он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения.
- мобильных подвесных пространственных конструкциях (1920-1921) (без практического применения. Концепция формы раннего конструктивизма)
«Про это» (1923).
(График, художник книги: фотоколлажи для книги Маяковского)
Проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1925) (стилистика мебели)
- собственный комбинезон, напоминающий современный джинсовый покрой)
-рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), киноплаката.
- мебель и костюмы для спектакля «Клоп» в театре В.Э.Мейерхольда, 1929; и др.).
В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой, с другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается).
Александр Веснин.
-Конструктивизм проявляет себя очень активно в театральных формах (в декорациях, костюмах)
-Новые источники света создают возможность новых эффектов
-Архитектурная, а не красочная разработка сценического пространства
-Отвержение стилизованных «исторических» костюмов, костюм должен выявлять тело.
-В духе кубизма Веснин оформил ряд спектаклей.
-«Человек, который был Четвергом» в Камерном театре.
-Оформление спектакля «Жемчужина Адальмины», 1921.
-Костюмы, эскиз афиши и декорация для спектакля «Федра», 1922.
-Спектакль «Ромео и Джульетта» в Камерном театре, 1921.
Эль Лисицкий.
-разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928 - 1929 годах.
-Занимался иллюстрацией произведений современной еврейской
-Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области - плакат для «Русской выставки» в Цюрихе
-«Проун» - проект утверждения нового
-Макет книги «Маяковский для голоса»;
-«Клином красным бей белых!» (1920);
-Книга «Про два квадрата» - объясняет супрематизм детям;
-Плакат «Конструктор» (автопортрет), 1924.
-Проекты «горизонтальных небоскрёбов».
-Проуны.
Вера Игнатьевна Мухина.
Она сыграла огромную роль в становлении и развитии историко-революционного жанра в скульптуре
-павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
-«Пламя революции», 1922,
-«Хлеб»..
-«Ветер» (1927 г
-«Крестьянка», олицетворяющая волю и мощь человека. Одновременно скульптор много сил отдает портрету.
-Группа «Рабочий и колхозница» (1937) для парижской выставки.
здание, в сущности, является ее пьедесталом.
-П. И. Чайковский (1954 г.)
-М. Горький в Нижнем Новгороде (1939 г.)
Иван Владиславович Жолтовский.
Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т.п. Наиболее влиятельным течением отечественной культуры XX в. была неоклассика. Крупнейший представитель ретроспективизма в архитектуре Москвы. Начав работу в период зарождения стиля модерн в 1890-х годах, Жолтовский дожил до начала эпохи крупнопанельного домостроения 1950-х (и сам также принимал участие в проектировании первых крупнопанельных домов).
-Первая схема перепланировки Москвы под руководством И. В. Жолтовского. Работу в дальнейшем возглавил А. В. Щусев.
-Всероссийская сельскохозяйственная и кустарная выставка (1923 г.). Знаменовала переход к воплощению идей в строительстве.
Главным архитектором выставки был А. В. Щусев, генеральный план разработал И. В. Жолтовский.
-Поселок завода АМО (1923 г.) : пример малоэтажного строительства, где впервые у нас в стране был применен двухэтажный жилой дом с квартирами в двух уровнях, имеющими самостоятельные входы. Дома осуществлены из бетонитовых камней. В состав жилого комплекса, расположенного в сосновой роще, включались пункты общественного питания, детские учреждения, культурно-массовые учреждения с клубной частью и др.
-Центральная тепловая электростанция МОГЭС на Раушской набережной (1927 г.).
-Дом на Моховой (1935 г.)
-Станция метро «Курская-кольцевая» (1949 г.)
-Здание московского ипподрома (1955 г.)