ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА 2-Й ПОЛ. XIX В

АРХИТЕКТУРА

Классицизм – до 1830, эклектика (историзм) – с 1830 по 1895. Ранняя до 1850, затем поздняя эклектика

Вместе с эклектикой завершается грандиозная эпоха – эпоха ордера

Образ человека уходит из искусства, он больше не мера всех вещей

Одновременно с эклектикой начинается индустриальное строительство, применяют металлические конструкции, железобетон

Две архитектурные школы в империи – петербургская (Императорская Академия художеств) и московская

М.Д. БЫКОВСКИЙ, 1830-Е – 1840-Е

––АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ МАРФИНО

Перестройка в формах неоготики

Неоготический фасад с классицистической подосновой

Служебные корпуса приобретают то же значение, что и главный дом – нарушение иерархии, невозможное для классицизма

––ГОЛИЦИНСКИЙ ПАССАЖ

Торговый павильон, перекрытый сводами

Место светского общения

Использует римские формы – арки, ордер и др

–– Зоологический музей

ТОН

• Раннее творчество: ампир. Затем становится создателем руссковизантийского стиля

–– Пристань у Академии художеств (1831). Чисто ампирный мотив.

–– Церковь св. великомученицы Екатерины в Петербурге (Обращение к древнерусской типологии храма. Пятиглавый, пятикупольный, центральная глава выдвинута на барабане)

–– Церковь в Семёновском полку (Петербург, 1834).

–– Университетская библиотека на Моховой

––Храм Христа Спасителя в Москве

Начат при Александре I

несёт глубокую философию: подземная (квадрат), наземная (крест) части и купол (круг)

Это НЕ крестовокупольный храм, хотя имеет форму греческого креста благодаря выступающим ризалитам. Все фасады идентичны, нет апсиды. Огромное средокрестие, барабан – тут концентрируется весь интерьер. Целостность подчёркивает скашивание углов. Имеются обходные галереи второго яруса, полностью огибают интерьер. Это храм-музей войны 1812 года: на стенах имена павших героев.

––Большой кремлёвский дворец (1838 - 1849)

Грандиозное здание. Аналогия с Теремным дворцом. Ярусное членение фасада, верхняя палата – центр композиции, характерная обработка окон (итальянский оконный проём с гирькой). Наличники окон воспроизводят стилистику XVII века.

––Оружейная палата (1844 – 1851)

Попытка примирить классику и национальные традиции

Включает ренессансный ордер в структуру фасада

––Московский вокзал в Санкт-Петербурге

––Николаевский вокзал в Москве

РОПЕТ

–– Проект павильона для Международной выставки в Париже (И.П. Ропет (Петров), 1878)

Формы почерпнуты из русского деревянного зодчества

Напыщенность, чрезмерность декора, вычурность архитектурных элементов

––Баня «Теремок» в Абрамцеве.

Прозаическая постройка трактуется как сказочный теремок. Высокая кровля с кокошником

преломление народной культуры через авторское восприятие художника. Полихромия

–– Павильон ботаники и садоводства на Политехнической выставке 1872 в Москве

ШЕРВУД

––Государственный исторический музей

Композиция строится не на симметрии, а на равновесии масс. Репертуар форм: шатёр, высокая кровля, стенные остроконечные щипцы, прямоугольные нишки, итальянское окно с гирькой. Несимметричный план. Нагромождение архитектурных форм. Обращение к XVII веку

––Особняк на Пятницкой

Неорококо


СКУЛЬПТУРА

• Начало – преодоление классицистического канона через

романтизм

Вторая половина XIX в.: скульптура в подчинённом положении перед повествовательностью изобразительного искусства, его социальной ориентацией, дидактикой и назидательностью. Кризис скульптуры

ПЁТР КЛОДТ

• Расширение жанровой палитры: эстетика романтизма расширяет кругозор. Возникает анималистический жанр, небывалый в классицизме, где всё определялось человеком.

–– Укрощение коня/Конь с водничим(Аничкин мост. Романтический сюжет — борьба человека со стихией)

––Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

принуждённость движения коня, нет динамики. Скульптура стремится к максимальной реальности, многословности, однако это не правильный путь

увлечение реалистическими деталями, сложная композиция постамента: рельеф

ЛАНСЕРЕ

––Запорожец после битвы

Мельчайшая проработка костюмов, упряжи

Утрата большой пластической формы приведёт к общему кризису скульптуры во второй половине XIX века, особенно в монументальной пластике.

МИКЕШИН

––Памятник тысячелетия России (1862, Новгород).

Однотипная композиция – фигура или скульптурная группа на центрическом пьедестале, исторические персонажи вокруг

––Памятник Екатерине II

Сложный постамент увенчивается фигурой императрицы. Изображения Суворова и других современников. Функция прославления исторических деятелей.

ОПЕКУШИН

––Памятник Пушкину на Тверской

В основе литературная программа, сюжет. Мизансцена – театральная пауза, литературный мотив. Органично связан со средой. Мощный образ: Пушкин, взирающий на Москву

–– Мефистофель

АНТАКОЛЬСКИЙ

• Лидер среди скульпторов своего поколения. Начинает с жанровых сценок, исторических персонажей. Переносит исторические образы

встанковую скульптуру

––Деревянный рельеф «Еврей-портной»

––Иван Грозный (1875)

внимательно воссоздаётся антураж того времени – трон Ивана с резьбой, книга с отдельно обозначенными страницами, костюм,

посох, чётки

театральный ход – архетип восприятия исторического персонажа.

–– Пётр I

–– Смерть Сократа



Смотрите также файлы