ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
43. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА 2-Й ПОЛ. XIX В
АРХИТЕКТУРА
•Классицизм – до 1830, эклектика (историзм) – с 1830 по 1895. Ранняя до 1850, затем поздняя эклектика
•Вместе с эклектикой завершается грандиозная эпоха – эпоха ордера
•Образ человека уходит из искусства, он больше не мера всех вещей
•Одновременно с эклектикой начинается индустриальное строительство, применяют металлические конструкции, железобетон
•Две архитектурные школы в империи – петербургская (Императорская Академия художеств) и московская
М.Д. БЫКОВСКИЙ, 1830-Е – 1840-Е
––АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ МАРФИНО
•Перестройка в формах неоготики
•Неоготический фасад с классицистической подосновой
•Служебные корпуса приобретают то же значение, что и главный дом – нарушение иерархии, невозможное для классицизма
––ГОЛИЦИНСКИЙ ПАССАЖ
•Торговый павильон, перекрытый сводами
•Место светского общения
•Использует римские формы – арки, ордер и др
–– Зоологический музей
ТОН
• Раннее творчество: ампир. Затем становится создателем руссковизантийского стиля
–– Пристань у Академии художеств (1831). Чисто ампирный мотив.
–– Церковь св. великомученицы Екатерины в Петербурге (Обращение к древнерусской типологии храма. Пятиглавый, пятикупольный, центральная глава выдвинута на барабане)
–– Церковь в Семёновском полку (Петербург, 1834).
–– Университетская библиотека на Моховой
––Храм Христа Спасителя в Москве
•Начат при Александре I
•несёт глубокую философию: подземная (квадрат), наземная (крест) части и купол (круг)
•Это НЕ крестовокупольный храм, хотя имеет форму греческого креста благодаря выступающим ризалитам. Все фасады идентичны, нет апсиды. Огромное средокрестие, барабан – тут концентрируется весь интерьер. Целостность подчёркивает скашивание углов. Имеются обходные галереи второго яруса, полностью огибают интерьер. Это храм-музей войны 1812 года: на стенах имена павших героев.
––Большой кремлёвский дворец (1838 - 1849)
•Грандиозное здание. Аналогия с Теремным дворцом. Ярусное членение фасада, верхняя палата – центр композиции, характерная обработка окон (итальянский оконный проём с гирькой). Наличники окон воспроизводят стилистику XVII века.
––Оружейная палата (1844 – 1851)
•Попытка примирить классику и национальные традиции
•Включает ренессансный ордер в структуру фасада
––Московский вокзал в Санкт-Петербурге
––Николаевский вокзал в Москве
РОПЕТ
–– Проект павильона для Международной выставки в Париже (И.П. Ропет (Петров), 1878)
•Формы почерпнуты из русского деревянного зодчества
•Напыщенность, чрезмерность декора, вычурность архитектурных элементов
––Баня «Теремок» в Абрамцеве.
•Прозаическая постройка трактуется как сказочный теремок. Высокая кровля с кокошником
•преломление народной культуры через авторское восприятие художника. Полихромия
–– Павильон ботаники и садоводства на Политехнической выставке 1872 в Москве
ШЕРВУД
––Государственный исторический музей
•Композиция строится не на симметрии, а на равновесии масс. Репертуар форм: шатёр, высокая кровля, стенные остроконечные щипцы, прямоугольные нишки, итальянское окно с гирькой. Несимметричный план. Нагромождение архитектурных форм. Обращение к XVII веку
––Особняк на Пятницкой
•Неорококо
СКУЛЬПТУРА
• Начало – преодоление классицистического канона через
романтизм
Вторая половина XIX в.: скульптура в подчинённом положении перед повествовательностью изобразительного искусства, его социальной ориентацией, дидактикой и назидательностью. Кризис скульптуры
ПЁТР КЛОДТ
• Расширение жанровой палитры: эстетика романтизма расширяет кругозор. Возникает анималистический жанр, небывалый в классицизме, где всё определялось человеком.
–– Укрощение коня/Конь с водничим(Аничкин мост. Романтический сюжет — борьба человека со стихией)
––Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
•принуждённость движения коня, нет динамики. Скульптура стремится к максимальной реальности, многословности, однако это не правильный путь
•увлечение реалистическими деталями, сложная композиция постамента: рельеф
ЛАНСЕРЕ
––Запорожец после битвы
•Мельчайшая проработка костюмов, упряжи
•Утрата большой пластической формы приведёт к общему кризису скульптуры во второй половине XIX века, особенно в монументальной пластике.
МИКЕШИН
––Памятник тысячелетия России (1862, Новгород).
•Однотипная композиция – фигура или скульптурная группа на центрическом пьедестале, исторические персонажи вокруг
––Памятник Екатерине II
•Сложный постамент увенчивается фигурой императрицы. Изображения Суворова и других современников. Функция прославления исторических деятелей.
ОПЕКУШИН
––Памятник Пушкину на Тверской
•В основе литературная программа, сюжет. Мизансцена – театральная пауза, литературный мотив. Органично связан со средой. Мощный образ: Пушкин, взирающий на Москву
–– Мефистофель
АНТАКОЛЬСКИЙ
• Лидер среди скульпторов своего поколения. Начинает с жанровых сценок, исторических персонажей. Переносит исторические образы
встанковую скульптуру
––Деревянный рельеф «Еврей-портной»
––Иван Грозный (1875)
•внимательно воссоздаётся антураж того времени – трон Ивана с резьбой, книга с отдельно обозначенными страницами, костюм,
посох, чётки
театральный ход – архетип восприятия исторического персонажа.
–– Пётр I
–– Смерть Сократа