ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 13 искусство эпохи проторенессанса в Италии (11-14вв)

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом(прото – «пред»ренессанс-«возраждение»). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Николо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне.

Арнольфо ди Камбио

Выполнил гробницу кардинала де Брей (1228), построил церковь Сан-Доменико в Орвието (1282), церковь Санта-Кроче (строительство было начато в конце XIII в.). Одна из лучших работ мастер совместно с отцом и сыном Пизано — фонтан Маджоре(1) на площади в Перудже (1278), украшенный многочисленными статуями и рельефами. Из этого фонтана запрещалось поить животных и брать воду в грязную посуду.

(1)

Церковь Санта-Кроче, Флоренция(2,3,4)

Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио). Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Ди Камбио умер в 1302, строительство замедлилось и было продолжено под рук-вом Джотто 1334-1337.

Пояснения к схеме: малиновый –изначальный план Красный-проект расширения ди Камбио Оранжевый – как церковь выглядит сейчас

1

234

1

2

13.Джотто (здесь – преимущественно как архитектор)

Джотто ди Бондоне — ключевая фигура в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, а также разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Живопись:(Церковь Сан-Франческо в Ассиза(1,2) этот Храм получил всемирную известность благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Cв. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками. Церковь Сан-Франческо вместе с монастырём Сакро-Конвенто в Ассизи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО). Фрески отличаются новыми художественными решениями, внесёнными художником в итальянскую живопись

Архитектура:Джотто родился близ Флоренции, вероятно, был учеником Чимабуэ. - В 1331 г. гильдия торговцев назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора Санта Мария дель Фьере(святая мария цветов) начал в 1334 г. строительство кампанилы(3,4) (квадратная в основании колокольня,не примыкает к собору)). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус.

3


3,4

1,2

4

13 Скульптура:Никколо Пизано

Основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано. Известные работы - кафедра баптистерия в городе Пизе (1260 г.)(1) Кафедра опирается на полуциркульные арки, поддерживаемые высокими колоннами. В ее рельефах с изображениями евангельских сцен нашли отражение классицизирующие тенденции, получившие распространение в школах Южной Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства

5

кафедра баптистерия в городе Пизе( 1) баптистерий – в Сьене.

6

13.Живописцы «византийской манеры» Чимабуэ — флорентийский живописец, один из главных возродителей итальянской живописи после ее

продолжительного средневекового застоя. В первых своих иконах Богоматери, из которых одна, бывшая во флорентийской церкви С.-Тринита(1), находится теперь в тамошней академии, Чимабуэ является еще вполне византийцем; но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживленными, привлекательными и величественными. а краски более свежими, изящными и натуральными. Из школы Чимабуэ вышел великий Джотто, двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению еще дальше, чем он.

Дуччо (2)Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. «Маэста» — алтарный образ – наиболее значимое произведение подобного жанра, созданное в Италии, проложившее дорогу многим художественным открытиям Ренессанса. «Маэста» (итал. maestà величание) — это итальянское название иконографического типа девы Марии Похвала Богородице (3,4)окруженной ангелами, поющими ей славу, который был распространен в XIII-XIV в.

К моменту создания «Маэсты» живопись Италии находилась под очень сильным воздействием византийской иконописи. Это произведение явилось следующим шагом итальянского искусства по пути от иератических репрезентаций к большей реалистичности. Она стала первым и наиболее значимым памятником итальянской готической живописи, открытия которой, в свою очередь, привели к Ренессансным достижениям.

Пьетро Каваллини (1259—1344) — итальянский живописец эпохи Проторенессанса. Жил и работал в Риме. Заложил основы нового направления в живописи. Автор мозаик (церковь Санта-Мария-ин- Трастевере, 1291 г.) и фресок (церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, ок.1293 г.)(5). Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, присущих итальянской живописи XIII в., придавая изображениям объёмную пластичность. Опираясь на традиции позднеантичной живописи, К. впервые отошёл от канонов византийского искусства и придал изображениям материальную осязаемость и объёмность, используя пластическую моделировку форм светотенью и цветом. Творчество К. оказало большое влияние на многих итальянских художников начала 14 в., в том числе на его современника Джотто.

7


1,2,5

3,4

8