ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
4. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ АРХАИКИ (V – IV в до н. э.). ТИПЫ ХРАМОВ. ОРДЕР (ИОНИЧЕСКИЙ, ДОРИЧЕСКИЙ).
Архаика – ранний этап развития греческого ис-ва и общества. Характерные черты: образование городов-полисов, возникновение денежного обращения, рабовладельчество, колонизации Средиземноморского побережья ; в ис-ве – появление монументальных изобразительных и архитектурных форм, под влиянием Египта, Вавилонии, Сирии, появление греческой философии, пыоэзии, тетра. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера, типы храмов, формируются каноны монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). В вазописи – краснофигурный стиль. Для живописи и рельефов характерны плоскостность и декоративный геометрический рисунок, темами служат мифологические сюжеты. Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты. ТИПЫ ХРАМОВ:
1.антовый храм (анты-выступы, которые образуют вход, оформлялись в виде пилястр или столбов); 3.амфипростиль; 4. периптор (состовляющие: наос – закрытое помещение храма, портик – пространство за колоннами перед входом в храм, перестиль – двор, окруженный портиками со всех сторон, пронаос – простанство перед входом в наос, наос – центральная часть храма); 7.диптор; 8. моноптер; 9толос
. ОРДЕР – арх. композиция, художественно переработанная стоечно-балочная конструкция и имеющая определенный состав, форму и
расположение элементов (антаблемент, колонна, пьедестал). ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР строг, почти лишен украшений, колонны стоят тесно, антаблемент крупный. Возник в VI веке до н. э., считался «мужским» ордером (иногда колонны заменялись мужскими фигурами - атланты). Дорические колонны с каннелюрами, которые примыкают друг к другу без дорожек между ними. Обычное количество каннелюр - 20. Капитель - верхняя часть колонны, она отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина - круглой подушки и квадратной абаки – невысокая плита, принимающая давление антамблемента, который завершался карнизом. Архитрав дорического ордера гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Колонна устанавливается непосредственно на стилобат. Колонна дор. ордера приземиста, на высоте 1/3 – энтазис – равномерное утолщение.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР «женский» ордер (колонны заменялись женскими фигурами - кариотды). Капитель выполнялась в виде двух противоположно расположенных волют. Колонна ионического ордера делится три части: основание, ствол и капитель. База опиралась на квадратную в плане плиту - плинт. Выпуклые элементы базы - полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, украшался резьбой. Ионические колонны более стройны, чем дорические, расставлялись очень широко для создания ощущения легкости и изящества. Количество каннелюр на колоннах – 24, разделялись дорожками. ОСОБЕННОСТИ АРХ.: использование оптических поправок - отклонения от правильной геометрии сооружения. Горизонтальные линии храма имеют плавный изгиб вовне и вверх, а крайние пары колонн в ряду - несколько меньший интервал. Угловые колонны, видимые на фоне неба, утолщены. Они, как и антаблемент, наклонены вовнутрь здания и к центру фасада, в то время как карнизная плита и пространство внутри фронтона наклонены наружу.
1
4. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ АРХАИКИ (V – IV в до н. э.).
ДОРИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. Храм в греч. арх. – центр важнейших событий общественной жизни города (хранилище казны, реликвий, произведение ис-ва). Осн. материалы для строительства: дерево, кирпич сырец, мрамор, камень. (см. типы храмов и ордер) В период архаики храмы раскрашивались в основном красной и синей краской – более праздничный вид.
ХРАМ ГЕРЫ I В ПЕСТУМЕ. Дорический периптор 9х18 колонн, цела разделена рядом колонн на 2 нефа, колонны пронаоса - ионические, снаружи – дорические. Храм построен из известника-ракушечника (розоватый оттенок) в середине VI в. до н. э.
ХРАМ АПОЛЛОНА В КОРИНФЕ. Храм Аполлона – бога-покровителя Древнего Коринфа, построен в VI до н. э. Дорический периптор 6х15 колонн. В более позднее время окружен перестилем. Находился на невысоком холме в центре города. Колонны монолитные из известняка. Разрушен римлянами (сохранилось 7 колонн).
2
4. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ АРХАИКИ (V – IV в до н. э.).
ИОНИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА (см. ордер, типы храмов). ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ (одно из чудес света). Ионический диптор 8х20 колонн. Храм был построен в в VI веке до н. э. На возведение храма был объявлен конкурс, который выиграл архитектор Херсифрон. Храм строился из мрамора рядом с болотом, чтобы мягкая почва служила амортизатором при землетрясениях. Храм не симметричен, акцент был сделан на главный фасад, к которому вела дорога, подчеркивая ось движения и главный фасад. Херсифон не дожил до окончания строительства, которое продолжили другие архитекторы, храм был завершен в 450 году до н. э. Спустя почти 100 лет, в 356 году до н. э. Герострат сжег храм, пытаясь таким образом получить бессмертие. Храм же решили восстановить. Архитектор Хейрократ увеличил размеры храма и восстановил его за считанные годы. Именно этот второй храм и стал чудом света.. В 263 году н. э. его разграбили готы.
ХРАМ АПОЛЛОНА В ДИДИМАХ. Ионический диптор 8х20 колонн. Этот храм был одним из крупнейших сооружений своего времени. К храму вела дорога, оформленная статуями львов и жрецов (напоминает египетский храм). Храм Аполлона в Дидимах известен своими 122 огромными ионическими колоннам высотой 20 метров.
4. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ АРХАИКИ (V – IV в до н. э.).МОНУМЕНТАЛЬНАЯ И КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА: ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ХРАМА АРТЕМИДЫНА О. КОРФУ. КУРОСЫ И КОРЫ ИЗ АТТИКИ.СКУЛЬПТУРА АРХАИКИ.
3
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА. Свободно стоящая статуя бога, героя, атлета. В памятниках скульптуры архаики появляется пластичность, сменяющая схематизм геометрики. Скульптура приобрела общественно-воситательное значение. Главный герой – человек, мужественный, сильный, совершенство которого раскрывалось по средствам обобщения, идеализации обнаженной фигуры (мужские статуи назывались куросами – юноша, мужское божество; женские скульптуры – коры). Родиной новой греческой скульптуры считался Крит, где во второй пол. VII в. до н. э. работал скульптор Дедал. Со временем появляются различные скульптурные школы и направления: ионийская школа (инертные, тяжелые фигуры, скрытые драпировками, фронтальны), школа пелопонеса (влияние Египта, фигуры статичны, определенная поза: выдвинутая нога, опущенная рука, анатомия условна, пластичные массы прочерчены линией) и самая известная аттическая (Афины). Характерные черты мужских статуй аттической работы: стройные фигуры с широкими плечами, узкими корпусом и бедрами, большое внимание уделялась проработке волос. К VI в до н. э. анатомия фигуры перестает быть условной, мышцы пластичны. Мужские фигуры всегда обнажены, женские – задрапированы. Аттические мастера впервые пробуют согласовать складки плаща с движением фигуры. Лица архаических статуй, трактованы гладкими плоскостями, хорошо выявленные скулы, подбородок, глаза выпуклые, на устах улыбка. Скульптура ярко раскрашивалась. Примеры: 1. КОРА В ПЕПЛОСЕ. 2. КОРА № 673 (своебразный рисунок складок хитона – ласточкин хвост). 3. КОРА № 675. 4. КОРА № 674. 5. КУРОС ИЗ АТТИКИ.
РЕЛЬЕФ как правило использовался для украшения храмов. Сюжетами служили греческие мифи, гомеровский эпос. Особенно важные события изображались на фронтонах. В дорических храмах рельефами украшались квадратные плиты - метопы. В ионийских - непрерывная лента фриза позволяла представить многофигурные динамические сцены. Сущность этих скульптурных композиций заключалась не только в декоративности и сюжетной повествовательности, но и в пластическом воплощении человеческой мощи, побеждающей темные, злые силы. Особенно часто изображались схватки богов и героев со страшными чудовищами. ФРОНТОН
ХРАМА АРТЕМИДЫ НА О. КЕРКИРА. VI в. до н. э.
В центре фронтона – огромная фигура медузы горгоны, по сторонам – 2 пантеры, в углах сцены битвы богов и гигантами. Фигуры в углах фронтона заметно уменьшены. Художники еще не вполне справляются с композиционной задачей решения фронтона. Фигура Зевса слишком мала по сравнению с гигантской фигурой горгоны. Рельеф невысокий, значительную роль играет раскраска.
123
4.1. Кора в пеплосе. 2. Кора №675. 3. Задумчивая кора. №674. 4. Курос из Аттики.
5. Фриз западного фронтона храма Артемиды на о. Керкира.
4