ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
3.7. Виды средств диагностирования
Средства диагностирования, используемые в автомобильном транспорте делятся на переносные, передвижные и стационарные на основе механических пневматических, гидравлических и электрических средств измерения. Активно используются в последнее время диагностических средства, представляющих собой комплекты измерительных преобразователей (датчиков) и универсальных измерительных устройств.
Разнообразие диагностических средств представлено в классификационной схеме (рис. 3.9), отражающей различие средств, как по потребительским качествам, так и по конструктивным параметрам и характеру взаимодействия с объектом диагностирования.
Большая номенклатура разработанных диагностических средств обусловлена значительным числом различных диагностируемых автомобилей, одинаковых по функциональному назначению, но различных по параметрам и конструктивному исполнению, особенно местам установки измерительных преобразователей; недостаточной приспособленностью к диагностированию; необходимостью измерения множества диагностических параметров разнообразного физического характера.
Рис. 3.9 – Классификация диагностических средств
На выбор конструктивных характеристик диагностических средств и их первичных измерительных преобразователей влияют следующие условия (табл. 3.2): вибрационные и ударные нагрузки, испытываемые измерительными преобразователями; тепловые нагрузки до 120°С и перепад температур в рабочей среде (топливо, масло, охлаждающая жидкость) от 10 до 135°С, химическая агрессивность рабочей среды, загрязненность, значительные давления; повышенные температура и влажность окружающей среды, ее загрязненность, наличие в ней химически агрессивных паров; электрические помехи в измерительном канале средства диагностирования, а также нестабильность напряжения и частоты тока источника его питания.
Таблица 3.2 – Приборное обеспечение диагностирования
Признаки, определяющие техническое состояние автомобиля |
Принцип диагностирования
|
Приборное обеспечение
|
1 |
2 |
3 |
Температура охлаждающей жидкости, масел, узлов трения, агрегатов
|
Измерение температуры
|
Термометры, термопары, терморезисторы
|
Зазоры, люфты, свободные и рабочие ходы, установочные углы
|
Измерение линейных или угловых перемещений, геометрических параметров
|
Щупы, индикаторы, люфтомеры, линейки, отвесы, оптические или жидкостные уровни
|
Частота, амплитуда звука, вибрация
|
Измерение колебательных процессов
|
Стробоскопы, виброакустическая аппаратура, стетоскопы
|
Компрессия, разряжение, объем газов
|
Измерение давления, разряжения, количества проходящих газов
|
Компрессометры, компрессографы, расходомеры газов и воздуха, вакуумметры
|
Давление воздуха, масла, топлива
|
Измерение давления
|
Манометры воздушные, жидкостные
|
Компоненты моторного и трансмиссионного масел
|
Исследование состава масел
|
Спектрографы, микрофотометры
|
Состав продуктов отработавших газов
|
Исследование состава отработавших газов
|
Газоанализаторы многокомпонентные
|
Тормозной путь
|
Измерение тормозной силы на колесах, усилия на тормозной педали, замедления автомобиля
|
Стенды для контроля тормозных качеств, педалемеры, деселерометры
|
Направленность и сила света светового пучка
|
Измерение силы света и направленности светового пучка
|
Экраны с разметкой, фотометры
|
1 |
2 |
3 |
Значение электрических сигналов
|
Измерение параметров работы электроприборов
|
Электронные газоразрядные трубки, стробоскопы, мотор-тестеры, электронные индикаторы, стрелочные приборы
|
Расход топлива, мощность
|
Измерение количества топлива, колесной мощности автомобиля, крутящего момента двигателя
|
Расходомеры топлива, стенды для измерения тяговых характеристик
|
Сопротивление в трансмиссии, ступицах колес, усилие на рулевом колесе |
Измерение силы сопротивления вращению
|
Стенды с беговыми барабанами, динамометры
|
Последнее время все более широкое распространение получает встроенное диагностирование, когда информация выводится на приборную панель автомобиля, например момент износа тормозных накладок до предельного состояния; экспресс-диагностирование, когда за минимальный промежуток времени, обычно в автоматическом режиме, определяется одно из значений технического состояния (исправен – неисправен) без выдачи информации о конкретной причине неисправности, например контроль давления воздуха в шине по ее деформации; поэлементное диагностирование, когда диагностический прибор подсоединяется к каждому контролируемому агрегату (системе) и проверяются все его параметры. На современных автомобилях получило распространение электронное сканирование (опрос) специальных датчиков, регистрирующих параметры процессов, происходящих при работе автомобиля.
Усложнение конструкции АТС, использование в них агрегатов, механизмов и систем, реализующих принципы автоматических или автоматизированных систем управления (АСУ), внедрение в процессы управления электронной и микропроцессорной техники значительно усложняют, а в некоторых случаях и вовсе исключают возможность использования существующих технологий и средств диагностирования.
Существующие технологии диагностирования в промышленности и на автомобильном транспорте как совокупность принципов, методов и процессов, а также средств их реализации базируются на ключевой роли оператора, когда качество постановки диагноза зависит от знаний и опыта человека-оператора. Основой традиционных методов диагностирования является наличие однозначной функциональной связи диагностических признаков с параметрами технического состояния диагностируемых объектов, что ограничивает их использование только для технически не сложных узлов и механизмов.
Человеческий фактор при диагностировании сложных объектов, таких как АСУ, является наиболее уязвимым звеном, подверженным ряду таких особенностей, как квалификация, опыт, психофизическое состояние и т.д. Оператор в начале профессиональной деятельности допускает множество ошибок первого и второго рода, количество которых постоянно снижается, приближаясь к погрешности методов и средств диагностирования. Отсутствие преемственности от одного оператора к другому вызывает появление в работе этапов, когда их ошибки максимальны.
В основе вероятностного метода диагностирования заложен принцип анализа симптомов и признаков, не имеющих таких важных свойств, как однозначность и стабильность, но при этом сами симптомы статистически не зависимы. То есть появление симптомов и признаков носит непостоянный, вероятностный характер. Это обусловлено тем, что симптомов и признаков, обладающих такими качествами как однозначность, при диагностировании сложных объектов может и не быть, что существенно усложняет поиск неисправностей. Но сочетания таких признаков или симптомов несут информацию о состоянии диагностируемых объектов. Оценивать сочетания сопровождающих неисправность симптомов и признаков удобно при помощи диагностических матриц.
Появление неисправностей и их сочетаний в автоматических системах АТС имеет ограничения в соответствии с причинно-следственными связями. Для двигателя внутреннего сгорания такие связи показаны на рисунке 3.10.
Элементами Н1, Н2, ... Нт на рис. 3.10 показаны неисправности (или структурные параметры) соответствующих систем и механизмов. Каждая неисправность в отдельности или в сочетании как причина приводит к возникновению следствия – увеличения расхода топлива, снижения мощности и т.д. Причем, как правило, все неисправности могут вызывать более чем одно следствие – их графы пересекаются. Появление неисправностей и их сочетаний носит вероятностный характер.
Рис. 3.10. Схема причинно-следственных связей в ДВС
Метод позволяет определять направление поиска неисправности по сочетаниям симптомов (общий диагноз) и устанавливать детальный диагноз при дальнейшем диагностирования (дифференциальный диагноз).