ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коррозия способствует усталост­ному изнашиванию и разрушению, так как создает на поверхности металла концентраторы напряжения в виде кор­розионных язв. Такой вид разрушений наблюдается, например, в местах свар­ки, крепления кронштейнов рессор. Применительно к автомобилям различа­ют местную коррозию, поражающую в основном кузовные панели, и общую, результатом которой является, кроме того, разрушение несущих конструкций кузова или рамы.

Старение. Техническое состояние деталей и эксплуатационных материа­лов изменяется под действием внешней среды. Так, резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в ре­зультате окисления, термического воз­действия (разогрев или охлаждение), химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиа­ции и влажности. В процессе эксплуата­ции свойства смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей ухудша­ются в результате накопления в них продуктов износа, воды, изменения вязкости и потери свойств присадок.

Таблица 3.1 – Виды коррозионных разрушений

Вид разрушения

Узел, деталь

Характер разрушения

Причина разрушения

1

2

3

4

Атмосферное разрушение

Рамы, обшивка, несущие конст­рукции и все ме­таллические дета­ли, не имеющие (с разрушенным) лакокрасочного или другого за­щитного покры­тия

Образование рыхлых пленок, окислов с после­дующим шелу­шением и воз­никновением очагов равно­мерной и точеч­ной коррозии

Действие атмо­сферных осадков и влажного воз­духа

Коррозионно-механический износ (коррозия при трении, фреттинг-коррозия)

Гильзы и поршни двигателей, звез­дочки, цепи, ручьи шкивов механиз­мов передач, кожухи транспортеров, днища и поверхности трения на обшив­ках машин и др.

Возникновение на поверхностях коррозионных повреждений в виде полос, ри­сок, отдельных пятен или равно­мерная коррозия

Наличие коррозионно-активной среды и непре­рывное разруше­ние окисленной пленки в точках подвижного кон­такта

Коррозионная усталость

Оси, валы, дета­ли механизмов газораспределе­ния, отдельные участки рам и тонколистовых обшивок, втулочно-роликовые цепи, шестерни, шлицевые соеди­нения, подшип­ники качения, пружины и др.

Коррозионные изломы, трещи­ны и разрывы металла

Наличие корро­зионной среды и действие знакопеременных напряжений

Коррозионное растрескивание

Болтовые крепежные и сварные соединения и другие детали, испытывающие монтажные напряжения

Коррозионные трещины по гра­ницам зерен со снижением проч­ности металла

Наличие коррозионно-активной среды и действие постоянных на­пряжений

Коррозионная кавитация

Поверхности гильз и блоков двигателей, по­верхности и ар­матура систем охлаждения, гид­росистем и др.

Направление мелких, глубоких питтингов с мес­тами сквозных разрушений

Вибрация и спе­цифическое воз­действие потока жидкости, гидро­удары при высо­ких скоростях движения жидко­сти и детали в условиях корро­зионной среды


Детали и материалы изменяются не только при их использовании, но и при хранении: снижаются прочность и элас­тичность, например, резинотехнических изделий; у топлива, смазочных материа­лов и жидкостей наблюдаются процессы окисления, сопровождаемые выпадением осадков, а также обводнения, сопровождаемые изменением свойств обводняемых материалов.


3.3. Работоспособность и отказ

Работоспособность – состояние изделия, при котором оно может выполнять заданные функции со значениями параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствующими требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации, т.е. в интервале YНYП (рис. 3.1).

Наработка изделия до предельного состояния YП называется ресурсом – lР. В интервале наработки от l = l0 до l = lР изделие технически исправно и может выполнять свои функции.

Если продолжать эксплуатировать изделие за пределами его ресурса (рис. 3.1), т.е. при наработке l > lР, наступает отказ, т.е. событие, заключающееся в нарушении или потере работоспособности. Отказ или неработоспособное состояние – состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

По практическим соображениям внутри зоны работоспособности выделяют так называемую предотказную зону ЗУ (см. рис. 3.1), в начале которой (при l = lУ) параметр технического состояния достигает своего предельно допустимого YП.Д. значения. Значение этого параметра называют также упреждающим. Попадание изделия в эту зону свидетельствует о приближении отказа и необхо­димости принять профилактические меры по его предупреждению, т.е. по поддер­жанию работоспособности.

Общая динамика изменения технического состояния определяется следующим образом Yi=[YНY1Y2→…→YП.Д.YП].

Различают отказы автомобиля и его элементов (агрегатов, систем, деталей).

В отечественной и международной документации применяется также понятие исправность (исправное состояние), которое шире понятия работоспособность (работоспособное состояние) и соответствует такому состоянию изделия, при котором оно удовлетворяет всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской докумен­тации.

Отказ автомобиля это такое изменение его технического состояния, которое приводит к невозможности начать транспортный процесс или к прекращению уже начатого транспортного процесса.

Отказ автомобиля фиксируется в следующих случаях, связанных с техническим состоянием:


  • опоздание с выходом на линию;

  • прекращение уже начатого транспортного процесса (линейный отказ);

  • досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания);

  • принудительное обоснованное недопущение к работе или прекращение работы автомобиля на линии контрольными органами (ГИБДД, транспортная инспекция, экологическая милиция).

Отказы делят по причине возникновения, характеру про­явления, взаимосвязи, группам сложности и способу обнаруже­ния.

По причине возникновения отказы делят на конст­руктивные, производственные и эксплуатационные.

Конструктивный отказ отказ, возникающий в результа­те несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм конструирования объекта. Конструктивный отказ возникает в результате несовер­шенства конструкции объекта: при наличии ошибочных исход­ных данных для проектирования, ошибок при выборе кинемати­ки механизмов, выполнении прочностных расчетов, неправиль­ном назначении материала детали, технических требований на изготовление отдельных элементов и объекта в целом и т.д.

Производственный отказ отказ, возникающий в резуль­тате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполнявшегося на ремонт­ном предприятии. Производственные отказы возникают в результате непра­вильного назначения технологических процессов изготовления или восстановления деталей и сборки объекта или служат след­ствием нарушения принятой технологии, а также неудовлетво­рительного качества материала деталей или наносимых на них покрытий, применение недостаточно точных измерительных средств, невыполнения технических требований на изготовле­ние и сборку элементов или объекта в целом.

Эксплутационный отказ отказ, возникающий в резуль­тате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуа­тации объекта. Эксплуатационные отказы возникают вследствие исполь­зования объектов в условиях, для которых они не предназнача­лись, нарушения правил эксплуатации (недопустимые перегруз­ки, невыполнение правил ТО, несвоевременное проведение ре­гулировок, применение не соответствующих требованиям топ­ливо-смазочных материалов, несоблюдение правил транспорти­ровки и хранения).

По характеру проявления отказы подразделяют на посте­пенные, внезапные и перемежающиеся.

Постепенный отказ возникает в результате постепенного изменения значений одного или нескольких заданных парамет­ров объекта.


Главная причина постепенного отказа естественное старе­ние и изнашивание (увеличение зазоров, ослабление посадок). К характерным примерам постепенных отказов двигателя относят предельный износ деталей и соединений, повышенный расход мас­ла, низкое давление в смазочной системе, снижение мощности и т.д.

Основным признаком постепенного отказа является то, что вероятность его возникновения зависит от длительности предыду­щей работы изделия. Чем дольше использовалось изделие, тем выше веро­ятность возникновения отказа. Для постепенного отказа процесс потери работо­способности начинается сразу при начале эксплуатации изделия, а его скорость у либо по­стоянна, либо является функцией времени.

При ТО и ремонтах принимают меры, предупреждающие или увеличивающие наработку до возникновения отказа путем регулировок, замены быстроизнашивающихся деталей и т.д. Например, при соблюдении рекомендуемого давления в шине, своевременной балансировке колес и регулировке углов их установки можно значительно увеличить наработку до отказа шины.

Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкооб­разным изменением значений одного или нескольких заданных параметров объекта.

Основным признаком внезапного отказа является то, что вероятность его возникновения не зависит от длительности предыдущей ра­боты изделия.

Примерами таких отказов могут служить тепловые тре­щины, возникшие в детали вследствие прекращения подачи смазки; поломки детали из-за неправильных методов эксплуата­ции машины или возникновения перегрузок; деформация или по­ломка деталей, попавших в непредусмотренные условия работы.

Отказ при этом происходит, как правило, внезапно, без предшествующих симптомов разрушения и не зависит от степе­ни изношенности изделия.

Например, причиной отказа автомобильной покрышки мо­жет быть как износ протектора в результате длительной эксплуа­тации машины, так и прокол, возникший вследствие езды по пло­хой дороге и неблагоприятного сочетания случайных факторов.

Вероятность отказа покрышки из-за износа протектора у старой покрышки во много раз больше, чем у новой. В противо­положность этому прокол внезапный отказ, не связанный с длительностью работы покрышки до данного события. Вероят­ность его возникновения одинакова как для новых покрышек, так и для изношенных.

Перемежающийся отказ многократно возникающий самоустраняющийся отказ объекта одного и того же характера. Отказ в этом случае многократно возникает и сам устра­няется.