ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Работоспособность дорожной одежды – эксплуатационный показатель дороги, показывающий суммарную массу пропущенных по дороге транспортных средств между капитальными ремонтами в брутто тоннах.
Износостойкость дорожного покрытия – показатель, характеризующий сопротивляемость дорожных покрытий воздействию автомобильного движения, измеряют в миллиметрах в год (мм/год).
К третьей группе показателей относят: надежность, проезжаемость, срок службы дороги, относительную аварийность; коэффициенты аварийности и безопасности, расстояние видимости.
Надежность автомобильной дороги – показатель, характеризующий вероятность безотказной работы автомобильной дороги. При этом безотказность может характеризоваться с точки зрения прочности дорожной одежды, пропускной способности дороги, расчетной скорости и др.
Проезжаемость дороги – возможность движения по дороге с заданной скоростью в различные периоды года.
Срок службы автомобильной дороги – период времени от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между капитальными ремонтами.
Относительная аварийность – показатель, характеризующий уровень аварийности на дороге; выражается в количестве происшествий на 1 млн. прошедших автомобилей. Этот показатель позволяет оценивать степень опасности отдельных участков дорог.
Коэффициент аварийности Кав – безразмерный показатель, применяемый для выявления опасных участков дорог, имеющих различные комбинации условий движения; представляет собой отношение числа дорожно-транспортных происшествии на 1 млн. км суммарного пробега автомобилей на каком-либо участке дороги к числу происшествий на горизонтальном прямом участке с ровным шероховатым покрытием шириной 7,5 м и укрепленными обочинами.
Коэффициент безопасности Кбез – безразмерный показатель, характеризующий опасность отдельных участков дорог на основе изменения скоростного режима на дороге; представляет собой отношение скорости, обеспечиваемой тем или иным участком дороги к наибольшей возможной скорости въезда на него с предшествующего участка дороги.
Обеспеченность видимости на дороге – показатель, характеризующий количество участков с необеспеченной видимостью по отношению к протяжению дороги (в процентах).
К четвертой группе показателей относят себестоимость перевозок и потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий.
Себестоимость перевозок – показатель эффективности работы автомобильного транспорта в рассматриваемых дорожных условиях; измеряют в стоимостных единицах, отнесенных к 1 т·км, 1 авт·ч, 1 авт·км [коп./(т·км), коп./(авт·ч), коп./(авт·км)].
Дорожная составляющая себестоимости перевозок – условный показатель, характеризующий долю расходов на ремонт и содержание дорог в общей себестоимости.
Транспортная составляющая себестоимости перевозок – условный показатель, характеризующий расходы автомобильного транспорта по обеспечению перевозок грузов и пассажиров.
Потери от дорожно-транспортных происшествий – показатель, характеризующий потери народного хозяйства страны от гибели и ранения людей, порчи грузов и автомобилей.
Для комплексной оценки транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог проф. В.К. Некрасовым предложена система технико-экономических показателей состояния дороги и условий движения на ней. Показатели состоят из четырех групп: I группа используется для оценки технического состояния дороги и степени ее пригодности для выполнения своих функций; II группа – для оценки степени безопасности движения на дороге; III группа – для оценки дороги в отношении обслуживания автомобильного транспорта и соответствия дороги той категории, к которой она отнесена; IV группа – для оценки дороги в отношении обеспечения ее обустройства для обслуживания проезжающих и предоставлении им необходимых удобств.
К I группе показателей относят:
коэффициент службы
где vф, vр – фактическая и расчетная скорости движения;
коэффициент проезжаемости
где Sф, Sp – фактические и расчетные (допустимые) показания толчкомера, см/км;
коэффициент скользкости
где φф, φр – фактический и расчетный (допустимый) коэффициенты сцепления;
коэффициент изношенности покрытия
где h – средний износ покрытия в год, мм;
Н0 – допустимый износ;
коэффициент прочности
где Еф, Ер – фактический и расчетный модули упругости.
Ко II группе показателей относят:
коэффициент безопасности
где Кбез.ф, Кбез.р – фактические и допустимые значения коэффициентов безопасности (по В.Ф. Бабкову);
коэффициент аварийности
где Кав.ф, Кав.р – фактическое и допустимое значение коэффициентов аварийности (по В.Ф. Бабкову);
стоимостной коэффициент аварийности
где Кст.ф, Кст.р – фактическое и допустимое значения стоимостных коэффициентов аварийности (по О.А. Дивочкину).
К III группе показателей относят:
коэффициент обслуживания подвижного состава
где Тф, Тр – фактическая и расчетная пропускные способности сооружений по обслуживанию автомобилей (станций технического обслуживания, заправочных, мастерских) в расчете на 1000 км дороги;
коэффициент обеспечения автомобилей топливом
где Зф, Зр – фактическое и расчетное число сооружений по обслуживанию автомобилей в расчете на 1000 км дороги;
коэффициент интенсивности движения
где Nф, Nр – фактическая и расчетная (для данной категории дороги) интенсивности движения, авт./ч;
коэффициент загрузки дороги движением
где zф, zp – фактическое и допустимое значения коэффициентов загрузки дороги движением (по В.В. Сильянову);
коэффициент времени сообщения
где tф, tр – фактическая и расчетная продолжительности движения на рассматриваемом .маршруте, ч.
К IV группе показателей относят:
коэффициент обеспечения пассажиров автобусов местами для ожидания
где аф, ар, - фактическое и требуемое количество павильонов и станций для ожидания пассажирами автобусов на 1000 км дороги;
коэффициент обслуживания пассажиров дальнего следования
где Пф, Пр – фактическое и расчетное число пассажиров, водителей и сопровождающего персонала, проезжающего по дороге в сутки;
коэффициент обеспечения площадками для стоянок и отдыха
где Оф, Op – фактическая и расчетная пропускные способности в сутки бытовых устройств для принятия пищи и отдыха в расчете на 1000 км дороги;
коэффициент санитарно-гигиенического обслуживания
где Cф, Ср – фактическая и расчетная пропускные способности санитарно-гигиенических устройств (туалетов, душевых) из расчета на 1000 км дороги.
Указанный выше комплекс показателей позволяет дать всестороннюю оценку транспортно-эксплуатационных качеств дорог и разработать мероприятия по их улучшению.