ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Транспортно-эксплуатационные качества дорог

И городских улиц.

Лекция 1, 2

Классификация дорог и городских улиц. Элементы дорог и городских улиц.

Лекция 3

Лекция 4. Факторы взаимодействия дороги и автомобиля

Лекция 5 Закономерности формирования транспортных потоков

Лекция 6 Пропускная способность автомобильных дорог и улиц

§1 Пропускная способность, факторы, влияющие на пропускную способность

§2 Средства регулирования и скорости движения

Лекция 7 Способы сохранения транспортно-эксплуатационных качеств дорог и улиц в разные периоды года

§1 Охрана автомобильных дорог и ограничение движения в весенний период

§2 Защита дорог от снега

§3 Повышение сцепных качеств дорожных покрытий

§4 Поддержание высоких транспортных качеств автомобильных дорог в период интенсивных перевозок

Лекция 8

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов

4. Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц

5. Методы контроля

§2 Защита дорог от снега

Зимний период наиболее сложен с точки зрения организации движения и всего транспортного процесса. Большие трудности для движения возникают в районах с интенсивными снежными осадками. Отложение снега приводит к значительному снижению скоростей движения, а на снегозаносимых участках в период больших снежных осадков – к полному прекращению движения.

Накопленный в разных странах опыт показывает, что невозможно полностью предотвратить отложение снега даже при наличии мощных снегоуборочных машин. В ряде случаев на дорогах низших категорий при определенных климатических условиях и интенсивности движения целесообразнее сохранить снег, добившись его хорошего уплотнения. Для районов, с устойчивыми отрицательными температурами рекомендуются следующие значения толщины уплотненного снега:

Интенсивность движения, авт./сут.

< 100

100-150

150-300

300-500

>500

Толщина уплотненного снега

Не ограничено

30-40

20-25

12-15

8-10 (как исключение)

Наличие снежного покрова на проезжей части необходимо учитывать при организации движения, вводя ограничение скорости на всем протяжении дороги и, особенно, на опасных участках, где возможны заносы автомобиля.

Существуют три формы снежных осадков, приводящих к появлению снежного покрова на проезжей части дорог:

  • снегопад без переноса ветром ранее выпавшего снега;

  • метель без выпадения нового снега;

  • снегопад в сочетании с ветром, перемещающим ранее выпавший снег.

При второй и третьей формах на дорогах образуются снежные заносы. Их возникновение зависит от следующих факторов: скорости и направления ветра; количества приносимого ветром снега; рельефа окружающей местности; наличия снегозадерживающих препятствий.

Отложение снега происходит при резком уменьшении скорости ветра в отдельных зонах около дороги. Сухой, рыхлый снег переносится при скорости ветра 3-4 м/с. При уменьшении этой скорости происходит отложение снега. С увеличением скорости ветра увеличивается количество снега, переносимого и откладываемого в зонах снижения скорости ветра. Наиболее подвержены снежным заносам участки дороги, ось которых расположена перпендикулярно к преобладающему зимой направлению ветра. Опасность заноса отсутствует при углах менее 20-30º.


Чтобы не допустить заноса дороги снегом, необходима разработка комплекса мероприятий двух видов: направленных на предупреждение заноса и оперативных работ по снегоочистке.

Наиболее капитальным является правильное проектирование трассы дороги по отношению к господствующему зимой направлению ветра. Если невозможно уменьшить угол между осью дорог и направлением ветра, то дорогу проектируют в насыпи.

Для снегозадержания используют комплекс ограждений. Снегозадерживающие заборы и щиты делают обычно из дерева. В последние годы начали применять заборы из синтетических материалов (полиэтилена). В основном это сетки, изготовляемые из полиэтиленовых нитей. В некоторых районах с постоянным направлением зимних ветров устраивают снегозащитные заборы, каменные и бетонные стены, а в горных районах снегозащитные галереи.

Наиболее надежно защищают дорогу от снега лесонасаждения. Тип деревьев и кустарников, из которых составляют снегозащитные полосы, выбирают по следующим признакам: условия произрастания в данной местности; темпы роста; снегозащитные свойства (теснота расположения ветвей и густота кроны).

Важными работами, выполняемыми дорожно-эксплуатационной службой, является очистка дорог от снега, обеспечивающая бесперебойное, безопасное и удобное движение автомобилей с заданными скоростями и нагрузками. Существуют следующие способы снегоочистки: патрульная, усиленная, уборка сосредоточенных масс снега, авральная.

Основой снегоочистительных мероприятий является патрульный способ очистки дорог. Этот способ заключается в том, что дорогу очищают путем регулярных проездов (патрулирования) снегоочистительных машин в течение всего времени, пока продолжается метель или интенсивный снегопад.

Бригада, работающая на патрульной очистке, обычно дежурит круглосуточно с тем, чтобы оперативно выполнять работы.

Чтобы эти машины были хорошо видны на дороге, их окрашивают в ярко-оранжевый цвет. Во время работы включают сигнальные маяки.


§3 Повышение сцепных качеств дорожных покрытий

Важнейшей задачей службы эксплуатации автомобильных дорог является поддержание высоких сцепных качеств дорожных покрытий. Сцепные качества покрытий меняются в течение эксплуатации автомобильных дорог. Поэтому наряду с обеспечением шероховатости нового покрытия применяют методы, позволяющие повысить шероховатость находящихся в эксплуатации покрытий.

Высокие сцепные качества новых покрытий обеспечивает применение каркасного (многощебенистого) асфальтобетона (содержание щебня 50-65%). На таком покрытии коэффициент сцепления более 0,5.

В последние годы широкое распространение получило строительство шероховатого покрытия с втапливанием щебня, обработанного битумом, в мелкозернистый асфальтобетон. Преимуществом этого метода являются простота осуществления и достижение необходимого коэффициента сцепления сразу после укладки асфальтобетонной смеси. При этом длительное время не требуется поверхностная обработка.

Повышение коэффициента сцепления обычного асфальтобетонного покрытия может быть достигнуто путем введения в асфальтобетонную смесь добавок из полимерных материалов.

Для повышения коэффициента сцепления покрытий, находящихся в эксплуатации, чаще всего устраивают поверхностную обработку. Она предназначена для повышения не только коэффициента сцепления, но и прочности всей дорожной одежды. Применяют одиночную и двойную поверхностную обработку.

Резкое снижение коэффициента сцепления наблюдается в осенне-зимний и ранне-весенний периоды при образовании на поверхности покрытия гололеда. Ухудшение состояния покрытия приводит к резкому увеличению тормозного пути.

Для борьбы с зимней скользкостью покрытия применяют разные методы. Наиболее широко используется россыпь песка с размером частиц 0,2-5 мм, имеющих кубическую форму и острые грани. Могут применяться также топливные дробленые металлургические шлаки и др. Для предупреждения смораживания частиц песка, предупреждения сбрасывания его с покрытия автомобилями и сдувания ветром добавляют гигроскопические соли (хлористый натрий или хлористый кальций). Такая смесь песка с солью хорошо удерживается на проезжей части.

Радикальным методом борьбы со скользкостью является предотвращение образования на покрытии корки снега и льда или полное ее удаление. С этой целью широко применяют растворы солей. Однако существует мнение, что они оказывают вредное влияние на окружающую растительность и ускоряют коррозию кузова.


Обогрев покрытия является наиболее энергоемким и дорогим методом удаления льда, поэтому его применяют обычно на городских дорогах.

Рис. 1 Современные методы удаления льда с дорожного покрытия

Также для повышения сцепления при движении по обледенелому покрытию применяют шины с шипами.

§4 Поддержание высоких транспортных качеств автомобильных дорог в период интенсивных перевозок

Трудные условия транспортной работы дорог возникают в период интенсивных перевозок при вывозе урожая. Как правило, резкое увеличение интенсивности движения наблюдается на всей сети дорог, расположенных в сельскохозяйственных районах. Особенностью работы дорог в этих условиях является то, что элементы дорог не рассчитаны на пропуск интенсивных потоков автомобилей.

Обычно уборочные кампании продолжаются короткий период, но к этому периоду должны тщательно готовиться служба эксплуатации дорог и служба организации движения.

До начала интенсивных перевозок необходимо выполнить следующие мероприятия: улучшить состояние обочин и проезжей части; усилить дорожную одежду и искусственные сооружения; разработать схемы организации движения в местах скопления автомобилей; составить и установить на дорогах маршрутные схемы.

Началу работ по улучшению дорожных условий должны предшествовать обследования маршрутов движения наиболее интенсивных потоков, подъездов к полям и к элеваторам или пунктам сдачи урожая. Во время этих обследований оценивают: состояние проезжей части, объемы работ в местах наибольших разрушений дорожного покрытия, состояние обочин, потребность в дорожных знаках и т. п.

Важными работами являются устранение неровностей дорожного покрытия, выравнивание обочин и очистка водоотводных и водопропускных сооружений. При устранении ям и выбоин, как правило, используют местные материалы. На обочинах ликвидируют колейность, при этом отметка поверхности обочины должна соответствовать отметке проезжей части. Работы обычно выполняют автогрейдером.

Необходимо также спрофилировать летние пути, прокладываемые в пределах полосы отвода вдоль основных дорог. Летние пути используют для прохода гусеничных тракторов, перегона комбайнов и других сельскохозяйственных машин, имеющих большую ширину. Отвод этих машин на летние пути позволяет избежать заторов на основной дороге.


Для предупреждения разрушения мостов разрабатывают маршруты движения тяжелых автомобилей в обход мостов с недостаточной грузоподъемностью. Если невозможно наметить маршруты в обход таких мостов, то, как исключение, предусматривают оперативные мероприятия по повышению грузоподъемности отдельных мостов. Большое внимание уделяют вопросам организации движения и, особенно, размещению указателей направлений движения.

Заблаговременное осуществление указанных выше мероприятий позволяет обеспечить без потерь бесперебойный вывоз урожая.