ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Транспортно-эксплуатационные качества дорог

И городских улиц.

Лекция 1, 2

Классификация дорог и городских улиц. Элементы дорог и городских улиц.

Лекция 3

Лекция 4. Факторы взаимодействия дороги и автомобиля

Лекция 5 Закономерности формирования транспортных потоков

Лекция 6 Пропускная способность автомобильных дорог и улиц

§1 Пропускная способность, факторы, влияющие на пропускную способность

§2 Средства регулирования и скорости движения

Лекция 7 Способы сохранения транспортно-эксплуатационных качеств дорог и улиц в разные периоды года

§1 Охрана автомобильных дорог и ограничение движения в весенний период

§2 Защита дорог от снега

§3 Повышение сцепных качеств дорожных покрытий

§4 Поддержание высоких транспортных качеств автомобильных дорог в период интенсивных перевозок

Лекция 8

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов

4. Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц

5. Методы контроля

В Швейцарии максимальная скорость движения была ограничена 100 км/ч. Такое ограничение оказало отрицательное воздействие на движение потока автомобилей. Оно привело к трудностям совершения обгонов легковыми автомобилями грузовых автомобилей и автопоездов, превышающих скорость 80 км/ч.

В ФРГ при ограничении скоростей до 100 км/ч скорость движения в рабочие дни снизилась у 70-80% автомобилей, а при ограничении до 130 км/ч – у 20-30%. Было установлено, что ограничение скорости приводит к уменьшению разности скоростей автомобилей, к уменьшению числа обгонов и снижению уровня шума. Анализ пропускной способности показал, что на автомагистралях ФРГ максимальная интенсивность движения наблюдается при скоростях 60-80 км/ч. Однако не рекомендовано в качестве критерия ограничения скорости принимать пропускную способность. При опросе 64% водителей высказались о целесообразности введения ограничения скорости до 100 км/ч.

Введение ограничения скорости на одной из автомагистралей ФРГ позволило повысить интенсивность движения с 20300 до 22600 авт/16 ч. Допускалась максимальная скорость 130 км/ч, минимальная 80 км/ч.

Установка знака ограничения скорости 80 км/ч на автомагистрали M1 в Англии показала, что средняя скорость движения снизилась на 16 км/ч, минимальный интервал между автомобилями составил 1,5 м. Отмечено, что основным недостатком ограничения скорости 80 км/ч является небольшая разница скоростей между автомобилями различных типов.

В Финляндии ограничение скорости до 60, 80 и 120 км/ч привело к снижению средних скоростей и среднего квадратического отклонения их. Ограничение скорости до 120 км/ч привело к снижению средней скорости на 2,3 км/ч (максимально на 5,6 км/ч), значение среднего квадратического отклонения уменьшилось на 3,2 км/ч.

В СССР были проведены эксперименты по ограничению скорости на больших участках дорог Москва-Рязань и Москва-Тула. Были установлены скорости 80 и 70 км/ч. Анализ показал, что средняя скорость движения не изменилась. Снизились максимальные скорости движения.

Большое влияние на скорости оказывает разметка проезжей части и прежде всего размер штрихов и разрывов, оптимальное соотношение которых должно быть не менее 1:3.

Таблица 2

Дорожные условий

Снижение скорости, км/ч, при различной обеспеченности

Среднее квадратическое отклонение скорости 50 %-ной обеспеченности, км/ч

50 %

85 %

95 %

до разметки

после разметки

Прямая в плане и профиле

5,5

8,1

7,2

7,1

5,9

Кривая в плане радиусом 800 м

5,0

7,8

8,5

6,7

5,8

То же, 300 м

6,2

10,1

14,2

6,9

5,1

Населенный пункт

5,1

7,0

7,1

4,8

4,1

Спуск 35% протяженностью 570 м

5,3

8,2

11,3

7,6

5,7


Сплошная осевая разметка в сочетании с краевой разметкой на дорогах с шириной проезжей части 6,0 м приводит к значительному снижению скорости (табл. 2). Наблюдения показали, что наиболее существенно снизились скорости быстроходной группы легковых и легковых грузовых автомобилей. Скорости основной массы грузовых автомобилей уменьшились всего на 2-4 км/ч, т, е. на 3-7%. Особенно эффективным действием разметки было на кривых в плане с шириной проезжей части 6 м. После нанесения разметки скорости снизились на 12-18 км/ч.

Наблюдения показали, что при высоких интенсивностях на дорогах с шириной проезжей части 7 м разметка способствует устранению помех для движения и повышает скорость потоков.

Большой эффект даст организация с помощью разметки реверсивной полосы на трехполосных дорогах. Среднее время сообщения уменьшается на 12-13%, значительно упорядочивается движение. Средняя скорость движения увеличивается на 4,75 км/ч, скорость движения в направлении с наибольшей интенсивностью возрастает на 12,3 км/ч.

Таким образом, различные средства организации движения позволяют устанавливать желаемый и оптимальный режим движения на дороге.


Лекция 7 Способы сохранения транспортно-эксплуатационных качеств дорог и улиц в разные периоды года

§1 Охрана автомобильных дорог и ограничение движения в весенний период

В обеспечении нормальных условий движения большое значение имеет соблюдение правил пользования автомобильными дорогами, охраны дорог и дорожных сооружений.

Основное требование этих правил заключается в разрешении движения по автомобильным дорогам только тех транспортных средств, которые обеспечивают безопасность движения, сохранность дорог и дорожных сооружений. Наиболее частым нарушением является выезд на дороги общего пользования гусеничных тракторов, которые разрушают дорожную одежду, покрытие и обочины. Другим примером нарушений является выезд на дороги общего пользования негабаритных сельскохозяйственных машин без специального сопровождения, создающих опасные условия движения и заторы.

Для дорожных сооружений большую опасность представляет движение негабаритных большегрузных транспортных средств. Поэтому правилами предусматривается обязательное согласование маршрута и времени проезда таких транспортных средств.

Большую опасность для проезжающих могут составить временно хранящиеся на обочинах грузы без специального ограждения и оборудования знаками, поэтому запрещается использовать обочины для перевалки грузов.

Наиболее жесткое соблюдение всех требований правил охраны дорог должно обеспечиваться в весенний период, когда дорожная одежда и дорожные сооружения находятся в наиболее ослабленном состоянии.

В земляном полотне дорог, расположенных в районах, для которых характерны зимы с сильными морозами и дождливой осенью, происходит значительное перераспределение влаги. Вода перемещается в промерзшем грунте следующими путями: по пленкам, обволакивающим грунтовые частицы, от более теплых частиц к более холодным; путем конденсации на поверхности охлажденных грунтовых частиц водяных паров; по тонким капиллярам.

Ледяные прослойки, которые в течение зимы накапливаются в основании дорожной одежды, вызывают увеличение объема грунта и неравномерное взбугривание (пучение) поверхности проезжей части. Весной этот лед тает, основание переувлажняется, и дорожная одежда теряет прочность. Проезд тяжелых автомобилей в это время может привести к просадкам, образованию трещин и даже к проломам дорожной одежды.


Пучинообразование обычно происходит при наличии грунта, подверженного пучению, его промерзании, интенсивном перемещении влаги.

Исследования показали, что пучинообразование имеет цикличный характер. Различают в годовом цикле следующие периоды:

  • первоначальное переувлажнение земляного полотна поверхностной и грунтовой водой осенью;

  • интенсивное перераспределение влаги зимой и скопление ее в промерзшем грунте земляного полотна; в этот период происходит взбугривание поверхности дорожного покрытия (обычно на высоту 5-10 см, иногда 30 см);

  • неравномерное оттаивание (вскрытие пучин) весной с появлением большого количества воды под дорожной одеждой, так как ее прогревание под лучами солнца происходит быстрее, чем земляного полотна, еще покрытого снегом. Этот период наиболее опасен с точки зрения сохранности дорожной одежды;

  • восстановление нормального водного режима земляного полотна и дорожной одежды.

Пучинообразование вызывает значительные разрушения дорожного покрытия и всей дорожной одежды. Эти разрушения еще более значительны при интенсивном движении на дороге и наличии в составе транспортного потока автомобилей большого веса.

Для обеспечения сохранности дорог службами эксплуатации и организации движения предусматривается ряд мероприятий, зависящих от интенсивности движения на дороге и возможности ограничения проезда.

Как временные меры вводят ограничение или закрытие проезда тяжелых грузовых автомобилей на период наибольшего переувлажнения низа дорожной одежды, а также разрабатывают инженерные мероприятия по уменьшению нагрузки на пучинистых участках покрытий. Радикальной мерой является полная перестройка пучинистых участков.

При планировании ограничения или закрытия проезда по дороге анализируют прогноз температуры воздуха на месяц вперед. Кроме того, ежедневно анализируют темпы оттаивания грунта земляного полотна. Закрывают проезд в момент, когда начинается наиболее интенсивное оттаивание и резко повышается температура воздуха. При этом важно визуально оценить состояние проезжей части. Первыми признаками таяния льда под дорожной одеждой являются темные влажные пятна на поверхности покрытия, особенно заметные на щебеночных покрытиях. Покрытия покрываются сеткой трещин из-за наличия под дорожной одеждой разжиженного грунта.


Наиболее капитальными являются следующие мероприятия: поднятие низа дорожной одежды над горизонтом грунтовых вод; замена пучинистого грунта высококачественным грунтом; устройство совершенных дренажных сооружений; устройство теплоизоляционных слоев. Полная ликвидация пучин возможна на основе проведения всего комплекса мероприятий.