ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Таким образом, Мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для Нас завещание Предшественников наших и жребий, через течение событий подданный Нам рукою Провидения.
Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, при чем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в государственном совете.
Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение.
В силу означенных новых положений крепостные люди получают в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их перед Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно обязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и угодия, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получают полное освобождение и срочные льготы...
Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, Мы первее всего возлагаем упование на всеблагое Провидение Божие, покровительствующее России.
За сим полагаемся на доблестную о благе общем ревность Благородного Дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний.
Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовью к ближним, отказалась от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства; что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению Государственных постановлений.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимная доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодия, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами возникали было частые недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим, воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без должного вознаграждения или добровольной уступке; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за нее соответственной повинности,
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное, Благородным дворянством для улучшения их быта.
Они вразумятся, что, получили для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, перед обществом и пере самим собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им нравов. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабленным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в страхе божием жизнью.
Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в сие устройство употребят бдительное попечение, чтобы оно совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времен, дабы внимание землевладельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на землю постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.
Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного.
Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, Царствование же Нашего в седьмое.
5)Действие после отменны крепостного права
19 февраля 1861г., в пятую годовщину своего вступления на престол, Александр - 2 подписал манифест об отмене крепостного права в России и ряд “Положений”, разъясняющих условия освобождения крестьян. (Положениями 19 февраля 1861г.не устанавливалось окончательного срока перевода временно обязанных крестьян-собственников. Помещики не торопились с переводом крестьян на выкуп. По прошествии 20 лет после издания Положений 19 февраля 1861г. 15,3 процента бывших помещичьих крестьян еще оставались на временно обязанном положении. Под влиянием революционной ситуации 1879-1881г. правительство обязано было провести обязательный выкуп остающихся временно обязанных крестьян, а также понизить выкупные платежи. Необходимость понижения выкупных платежей диктовались также ростом недо мочности крестьян: к 1881г недоимок по выкупным платежам доходил до двадцати миллионов рублей, что составляло около половины годового оклада по выкупным платежам.). Это был, безусловно, акт огромного исторического значения, так как феодальный способ эксплуатации заменился капиталистическим. Отменялась собственность на работника, существовавшая несколько столетий. На смену экономическому принуждению приходил наем работника. Правда, покупка рабочей силы не сразу приняла форму свободного денежного найма, характерного для развитого капитализма. Наряду с ним долгое время существовал наем за землю, за натуральную плату, за часть урожая. Однако крестьянин теперь был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в город, в другие губернии, занятия промыслами и т. п. Помещик потерял право наказывать крестьянина розгами за невыход на работу, и это коренным образом изменило способ эксплуатации, который нельзя с системой хозяйства. Последняя включая несколько общественно-экономических укладов: полунатуральный, мелкотоварный, капиталистический, полукрепостнический. Реформа создала условия для более свободного развития капиталистического уклада, для капиталистического преобразования всех остальных укладов.
Главным содержанием реформы была отмена крепостного состояния, как официально именовалось право собственности помещика на крестьян. Передовые люди Росси давно уже называли это состояние рабством. Борьбу против рабства считали главной задачей декабристы, что было прямо записано в “Русской правде” П. И. Пестеля и в “Конституции” Н.М. Муравьева. В середине девятнадцатого века пало рабство и в С.Ш.А., где оно имело много общего с крепостным правом в России. В обеих странах не было рабовладельческой формации, а был феодализм. По поводу пережитков рабства в С.Ш.А. В. И. Ленин писал в 1917г: “Экономические пережитки рабства решительно ничем не отличаются от таковых же пережитков феодализма “. Он называл “поразительной” экономическую” однородность положения негров в Америке и “бывших помещичьих” крестьян в центре земледельческой России”. Теперь это рабство, наконец, было отменено: крестьян перестали продавать , дарить , проигрывать в карты, менять на собак, закладывать, ссылать в Сибирь или избивать по прихоти помещика
Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Это означало, что теперь они могли на свое имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, открывать торговые и промышленные заведения. Большое значение имело и изменение юридического отношения крестьян к земле. До реформы крестьяне не могли быть юридическими собственниками не только своих уделов и усадеб, но и купленной за деньги земли- такие сделки они заключали на имя своего помещика, и многие помещики после реформы 1861г. такие купчие земли не отдали. Крестьяне имели земельные наделы де-факто, но не имели земли де-юре. По реформе бывшие помещичьи, а затем и бывшие государственные крестьяне объявлялись категорией крестьян-собственников, становились собственниками отводимых им наделов, хотя вначале собственность была не полной, обставлялась целым рядом условий ( заключением уставных грамот, выплатой выкупа).
Ранее крестьяне могли только наделом, передавать его по наследству, но полным собственником все земли оставался помещик. Конечно, фактически (по нормам так называемого обычного права) крестьяне были собственниками той земли, которую они обрабатывали своим трудом на протяжении многих поколений. Именно поэтому сами крестьяне и их защитники из революционно-демократического лагеря говорили и писали, что у крестьян отняли часть земли, имея в виду фактическую, а не юридическую сторону. И это совершенно справедливо. Но нельзя полностью игнорировать и юридические нормы. Помещики до реформы, как уже отмечалось выше, широко пользовались этими нормами, отнимали или урезали крестьянские земли, продавали крестьян без земли. По реформе земля переходила юридически в руки крестьян и помещики не могли ее отнять. Реформа переводила крестьян из разряда пользователей землей в разряд собственников ее, хотя и не сразу и за выкуп. Часть крестьян была при этом ограблена (“отрезки “ от наделов). Но отношение крестьянина к земле становилось иным, что оказало большое прогрессивное влияние, особенно на развитие зажиточных хозяйств.
Изменение правового положения крестьян привело к смене формы их эксплуатации. На смену феодальному способу эксплуатации работника пришел капиталистический способ, при котором работник уже не является собственностью хозяина, как раньше, а его нужно нанимать, покупать его рабочую силу. Несмотря на долгое существование пережитков феодализма и кабалы, переход к капиталистическому способу производства произошел в 1861-1863г.г., с момента изменения способа эксплуатации трудящихся. Именно поэтому В. И. Ленин назвал падение крепостного права “крупным историческим переломом”.
Именно это определяло буржуазный характер реформы в области правового положения крестьян. Однако и здесь реформа не была достаточно последовательной. Сохранялась принадлежность крестьян к особому сословию, которое было наделено значительно меньшими правами , чем дворянство или купечество. Крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности. Даже при введении бессословных окружных судов в России для крестьян по мелким преступлениям был составлен сословный крестьянский волостной суд, который сохранил телесные наказания. Предусматривалась целая серия мер для выколачивания налогов с крестьян, включая право сельского схода отдавать не состоятельного хозяина в общественные или частные работы с вычетом из заработной платы налогов или долга. Многие полномочия помещика перешли частью к государственным органам, а главным образом - к “миру” (общине).
Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, поэтому иногда в селе могло быть несколько сельских обществ и, наоборот, несколько сел входили в одно общество. Домохозяева общества составляли сельский сход, избиравший на трехлетний срок старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ (от 300 до 2000 душ мужского пола) и часто совпадала с церковным приходом. Волостной сход избирал волостного старшину, волостной суд. Права сходов ограничивались в основном хозяйственными и фискальными делами, а на волостного старшину и сельского старосту возлагались полицейские функции, “сохранение общего порядка, спокойствия и благополучия”. Они могли арестовать подчиненных им лиц на два дня, назначать на общественные работы на два дня или штрафовать до одного рубля.
Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на которых возлагались вопросы поведения реформы. Мировые посредники назначались из числа местных потомственных дворян и имели значительную власть над крестьянскими органами самоуправления. В уезде крестьянскими делами ведал уездный съезд мировых посредников, а в губернии- губернское по крестьянским делам присутствие. Все эти органы содержались за счет крестьян.