ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ТЕОРИЯ "X", "Y", "Z".
Сегодня настала очередь поговорить о теориях, имеющих звучные названия - "X", "Y", "Z". В их основе заложено отношение человека к труду. С точки зрения "временных рамок" - изначально появилась теория "X" (Ф. Тейлор). Спустя некоторое время теория Тейлора была дополнена теорией "Y" (Д. Мак Грегори). И , уже в восьмидесятых годах, В. Оучи озвучил теорию "Z".
Итак, как же представляют себе честных тружеников авторы этих теорий?
Согласно ТЕОРИИ "Х", в мотивах среднестатистического человека преобладают биологические потребности.
С молоком матери, по мнению Тейлора, человек впитывает нелюбовь к работе в любых ее проявлениях и всеми возможными способами стремится избегать того, что в обществе называют "работой".
"На работу боком, а с работы скоком". "Работа не волк - в лес не убежит". "Работа дураков любит". "Всю работу никогда не переделаешь". Именно этими словами можно охарактеризовать "рабочие привычки" этого типа людей.
По причине нежелания работать, по мнению Тейлора, большинство сотрудников в состоянии выполнять необходимые для существования фирмы действия, только путем принуждения и при постоянном жестком контроле. В большинстве своем люди предпочитают, чтобы ими управляли и не стремятся брать на себя ответственности. Стремление находиться в относительной безопасности и низкие амбиции, завершают портрет работника "Х". С точки зрения управления сотрудниками такого типа - идеально применение конвейерного метода организации работы при четком нормировании труда. Главным стимулом для этих сотрудников будет являться принуждение, при материальном поощрении в качестве вспомогательного стимула.
В противоположность теории "Х" была выдвинута ТЕОРИЯ "Y".
По словам Л. Толстова, "Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни". Именно эта фраза, на мой взгляд, наиболее созвучна со взглядами создателя теории "Y".
Люди "добры, светлы и радостны", ими руководят социальные потребности и стремление хорошо работать. "Работать" для людей настолько же естественно, как и "отдыхать". Сотрудники с готовностью используют накопленные знания и опыт для блага фирмы. Люди готовы брать на себя ответственность и стремятся к этому. Но ответственность по отношению к организации будет зависеть в первую очередь от вознаграждения. При этом, возможность самовыражения всегда будет являться наилучшим вознаграждением. А то в качестве вознаграждения или наказания будет восприниматься работа - зависит, в большинстве случаев от условий труда.
Стимулы же располагаются следующим образом: самоутверждение, моральное и материальное поощрение и, в последнюю очередь, принуждение. Угроза наказания и жесткий внешний контроль не будут являться средствами, способными заставить сотрудников лучше работать.
Согласно исследованиям только 15 - 20 % работников организации соответствуют характеристикам, описываемым этой теорией.
И замыкающая ряд ТЕОРИЯ "Z".
Эта теория исходит из предположения, что в мотивах людей самым затейливым образом сочетаются биологические и социальные потребности.
Люди предпочитают работать в группе. "Дружно не грузно, а врозь - хоть брось" :) При этом групповой метод принятия решений также предпочтительнее. Следующее это теории руководство должно понимать, что именно человек является основой любого коллектива и, в конечном итоге, обеспечивает успех деятельности всего предприятия. И именно поэтому администрация должна проявлять постоянную заботу о работнике, обеспечивать ему долгосрочный наем, заниматься его профессиональным ростом и продвижением по карьерной лестнице. Соответственно, руководство просто обязано обеспечить: постоянную ротацию кадров с возможностью самообразования и неспешный карьерный рост по достижении определенного возраста.
При этом предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда, базирующийся на основе четко разработанных методов и критериев оценки при применении индивидуальной ответственности за результаты труда. Стимулы распределяются следующим образом: материальное, моральное поощрение, самоутверждение и, в последнюю очередь, принуждение.
Вероятнее всего на вашем предприятии, будут встречаться сотрудники всех трех типов и применение той или иной теории будет определяться количеством сотрудников, принадлежащих к каждому типу и вашими личными предпочтениями.
И, в качестве "домашнего задания", попробуйте определить, как воспринимал работающих на него людей Форд-старший, когда утверждал следующее: "Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять".
В 1981 г. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е. в зависимости от производственной ситуации ведет себя как X или как Y.
Теория трудовых установок Гастева. Разработанная в 20-е годы XX в. является отражением энтузиазма советских людей того времени (лозунги, досрочное выполнение плана, социалистические соревнования). Для применения теории Гастева на практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к высшим человеческим качествам, таким, как долг, совесть, соревновательность.
Концепция кружков (групп) качества (теория мотивации бездефектного труда). Разработана в Токио в 1962 г. В ее основе лежат следующие принципы деятельности:
· активизация поведения человека и его интеллектуальной деятельности, если он работает в коллективе, а не индивидуально;
· количественное ограничение числа работников кружка (3–13 человек);
· добровольность вхождения в группу;
· работа непосредственно на рабочем месте, в привычной рабочей обстановке и атмосфере;
· формулирование задач и проблем сферы деятельности производственной группы;
· бездефектный труд («личное клеймо», личная ответственность и т. п.);
· соревновательный характер групп;
· наличие системы поощрений;
· политика взаимного обучения, обогащения знаниями.
Корпоративная культура
Корпоративная культура – это микрокультура, присущая данной конкретной фирме, а именно совокупность (свод) писаных и неписаных правил и законов, по которым существует и развивается фирма.
Корпоративная культура – имидж фирмы для персонала. Она связана с формированием корпоративного духа, направленного на повышение эффективности и производительности человеческих ресурсов.
Корпоративную культуру характеризуют следующие черты:
· нацеленность на высокие производственные показатели и нравственно-этические ценности;
· стремление ликвидировать иерархические барьеры внутри персонала;
· ликвидация привилегий управленцев;
· видение фирмой своей миссии (общественная полезность деятельности фирмы);
· внимание к системе повышения квалификации и обучения персонала;
· работа непосредственно с людьми, а не с бумагами.
Рассмотрим принципы корпоративной культуры на примере крупной международной организации, которая одной из первых осознала необходимость формирования внутренней культуры предприятия для достижения поставленных целей. Консультант и разработчик методических материалов компании IBM Уотсон сформулировал блок принципов формирования корпоративной культуры. Приведем небольшую, но достаточно значимую часть этого блока:
1) глубокое убеждение в важности этических ценностей;
2) политика полной занятости;
3) творческий подход (обогащение работ);
4) формирование личных стимулов к труду;
5) планирование карьеры и развитие личности всех работников;
6) личное, основанное на консенсусе участие работников в принятии решений;
7) неявный контроль;
8) холистический подход к работнику (термин IBM), т. е. как к целостной человеческой личности;
9) сильная вера в индивидуализм, проявление уважения к работнику как к человеку;
10) единый статус для всех;
11) привлечение специалистов высшей квалификации;
12) максимальное, но обоснованное делегирование полномочий.