ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема «Корпоративные информационные системы»

Поскольку предприятия являются основным субъектом экономики, по степени развитости там ИТ можно судить о степени информационного развития экономики.

В настоящее время на предприятиях развиваются корпоративные информационные системы, то есть системы, реализующие информационные технологии для повышения эффективности управления. Характерными чертами КИС являются:

- открытая архитектура построения,

- распределенная система обработки данных,

- развитая коммуникационная сеть,

- многоплатформенность приложений и БД,

- ИТ корпоративного типа.

Открытая архитектура построения предполагает:

- Открытая система меню позволяет администратору добавлять в систему функции, написанные программистами предприятия

- Наличие гибких средств подготовки отчетных документов: конструктор произвольных табличных отчетов, конструктор отчетов нерегулярной структуры, конструктор форм печати первичных документов, конструктор отчетов с переменным количеством колонок (типа «шахматка»), конструктор графического отображения информации. Система подготовки отчетов интегрирована с Crystal Reports, MS Excel, MS Word, OpenOffice

- Наличие конструктора табличных представлений, конструктора форм и конструктора интерфейсов позволяет гибко кастомизироватьинтерфейс системы. Конструкторы форм и интерфейсов позволяют настроить индивидуальные экранный формы и ограничить к ним доступ. Все системные и пользовательские формы и интерфейсы хранятся в базе данных системы

- Наличие в системе конструктора произвольных запросовк информационной базе, ориентированного на использование пользователем

- Более 3000 параметров настройкипозволяют оптимально сконфигурировать систему под специфические особенности предприятия. Пользователь может добавлять в систему свои параметры настройки

- Конструктор описания бизнес-процессов обеспечивает настройку процессного документооборота с произвольным количеством стадий

- Конструктор описания методик калькулирования себестоимости

- Конструктор описания моделей планирования

- Конструкторы описания шаблонов бухгалтерских проводок, регистров учета (журналы, ведомости)


- Открытая модель финансового планирования и бюджетирования - Открытая модель описания типов конструкторских спецификаций и моделей описания технологии производства - Открытая модель вариантов нормирования ресурсов

- средства для интеграции системы документооборота с АСУ ТП внешнихразработчиков

- Система обеспечивает интеграцию с офисными приложениямиMS Excel, MS Word, MS Project, OpenOffice

- Система обеспечивает экспорт информации в различные форматы, в том числе формат HTML и XML

- Конструктор стадийной обработки позволяет описать стадии (маршрут) прохождения произвольных документов в системе, обработки показателей, доступ к показателям, действия над показателями

- Конструктор контекстной помощи позволяет настраивать пользовательские HELP для любого показателя в системе и условия их использования

- Конструктор моделей расчетов позволяет настраивать пользовательские модели расчетов произвольных показателей

- Конструктор пакетов репликации удаленных объектов позволяет описать модели обмена данными между удаленными объектами в режиме offline (регламентный обмен обновленной информацией между объектами в условиях плохих линий связи)

Исходным моментом управления предприятия является планирование его деятельности. Для осущ6ствления ИТ-управления предприятием используются такие организационно-экономические подсистемы:

1. Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning – MRP I).

2. Планирование ресурсов производства (MRP II)

3. Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning – CRP).

4. Замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CL MRP).

5. Планирование ресурсов предприятия (ERP I).

6. Оптимизация управления ресурсами (ERP II).

7. Менеджмент (Customer Relationship Management – CRM) и другие.

8. Производство на мировом уровне (World Class Manufacture – WCM).


1. Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning – mrp I).

В 60-е годы усилиями американцев Джозефа Орлики (Joseph Orlicky) и Оливера Вейта (Oliver Weight) был создан метод расчета необходимых для производства материалов, получивший название MRP (Material Requirements Planning – планирование необходимых материалов). Благодаря целенаправленной работе Американской ассоциации по управлению запасами и производством (APICS) метод MRP приобрел широкое распространение во всем западном мире, а в некоторых странах (включая Россию) даже трактуется как стандарт, хотя таковым не является.

Метод планирования необходимых материалов (MRP) стал альтернативой методу планирования по точке перезаказа и позволил преодолеть многие из его недостатков. Объяснялось это тем, что MRP не оперировал данными о потреблении в прошлом, а ориентировался на будущие потребности. На практике это означало, что заказ на пополнение запасов формировался только на необходимое количество и только тогда, когда это было действительно необходимо.

Решает такие управленческие задачи как:

- формирование календарного плана-графика снабжения ресурсами,

- управление складским хозяйством,

- учет оборотных средств.

Входной информацией является спрос, наличие запасов на складе, технологические нормы расхода материалов. Выходная информация – плановые заказы и рекомендации по устранению проблем с запасами. Имеется также возможность оптимизации времени поступления материалов и снижения количества запасов на складе.

Но имеет недостатки:

- в моделях не учитываются реальные производственные мощности, текущее состояние трудовых и финансовых ресурсов,

- нет вариантности расчетов – механизма проверки «что будет, если?».

Основные элементы MRP Основные элементы MRP системы можно разделить на элементы, предоставляющие информацию, программная реализация алгоритмической основы MRP и элементы, представляющие результат функционирования программной реализации MRP.

Элементы mrp

3. Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning – crp).

Задача этого метода – оптимальное использование (загрузка) оборудования. Система планирует балансировку загрузки рабочих центров (узлов) с учетом их производительности и производственного задания с целью выравнивания коэффициентов загрузки. Планирование загрузки осуществляется по каждому виду продукции с учетом последовательности производственной цепочки.


Процесс CRP включает вычисление временно-структуированной потребности в производственных мощностях для каждого рабочего центра, требуемой, чтобы произвести компоненты, сборки и готовые изделия, запланированные в плане материальных потребностей (MRP). Процесс CRP вычисляет требуемую производительность, используя производительность рабочего центра, данные маршрутизации, и календарь рабочего центра, чтобы вычислить доступные производственные мощности. Результатом работы является так называемый "профиль загрузки", который определяет потребные для выполнения плана мощности для каждого рабочего центра.

Если оказалось, что производительность недостаточна, чтобы удовлетворить требования MRP, то вследствие этого или MRP потребность должна быть изменена, или производительность должна быть увеличена.

Ниже приведен пример "адаптации" загрузочного профиля к реальным производственным мощностям:

Так как очевидна перегрузка во 2-5 периодах, то необходимо принять меры к ее ликвидации. Стандартно применяются следующие варианты:

  • распределение нагрузки на другие периоды, когда загрузка не достигает нормального уровня

  • увеличить доступную мощность - например объявить сверхурочные работы

  • передать работы на субконтракт

На врезке представлены стандартные рецепты, позволяющие добиться равномерной загрузки производственных мощностей в пределах норм загрузки.

Выдается также расхождение меду плановой потребностью в производственных мощностях и фактом.

Недостатки – не оптимизирует загрузку рабочих центров и осуществляет управление без учета обратной связи.


2. Планирование ресурсов производства (mrp II)

MRP II, в отличие от MRP, предполагает планирование всех ресурсов предприятия, включая оборудование, людские ресурсы, материальные и финансовые ресурсы. MRP II позволяет пользоваться информацией одной системы всем службам предприятия от отдела сбыта до службы маркетинга, отдела снабжения, финансового отдела, конструкторского отдела, а также на производстве.

В MRP II-системы вошли элементы MRP (Material requirements planning — «планирование потребности в материальных ресурсах») и CRP (Capacyty requirements planning — «Планирование потребности в производственных мощностях»).

Цель системы – обеспечение руководящего персонала необходимой информацией для принятия управленческих решений.

Система MRP II обеспечивает поддержку следующих функций управления предприятием:

• бизнес-планирование;

• планирование продаж и операций;

• планирование производства;

• формирование главного календарного плана производства;

• планирование потребности в материалах;

• планирование потребности в мощностях;

• система поддержки исполнения планов для производственных мощностей и материалов.

Выходные данные интегрируются с финансовыми отчетами и документами.

В MRP II-системе реализуется три базовых принципа:

1) иерархичность построения ИС – разделение функций планирования на уровни, соответствующие сферам ответственности разных органов управления;

2) интеграция функций управления ИС – единое информационное пространство для различных сфер деятельности, связанных с материальными и финансовыми потоками в пределах горизонта планирования;

3) интерактивное взаимодействие управленческого персонала для моделирования управленческих решений в ИС.

Система представляет собой подробную и точную модель производства, основными объектами которой являются:

• укрупненный план потребности в производственных мощностях;

• план потребности в материалах;

• план потребности в производственных мощностях;

• финансовый план.

Начальные данные для mrpii:

  1. Материальные объекты для планирования (материалы, узлы, готовая продукция, инструменты и оснастка и т.д.) с указанием следующих параметров:

  • время от возникновения потребности до ее реализации, т.е. время доставки для материалов и время изготовления для производимых изделий (время опережения);

  • минимальная и кратная партии заказа;

  • страховой запас по складам.