ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
О.А. Леонов, В.В. Карпузов, Г.Н. Темасова
методические рекомендации по выполнению контрольной работы
для студентов ФЗО, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии»
МОСКВА 2008
2
ББК
УДК Л 476
Рецензенты:
Доктор технических наук, профессор, зав. отделом ФГНУ «Российский научно-исследовательский институт информации и технико-
экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению АПК»
И.Г. Голубев
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой деталей машин и ПТМ ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
С.П. Казанцев
Леонов О. А., Карпузов В. В., Темасова Г.Н.
Л476 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление качеством» для студентов ФЗО, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (в АПК)». – М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2008. – 3 8 с.
Методические рекомендации включают в себя задание для выполнения контрольной работы, практикум по решению практических задач (100 вариантов заданий по каждой теме и методику их выполнения), требования к содержанию и оформлению контрольной работы по дисциплине «Управление качеством».
Методические рекомендации предназначен ы для студентов факультета заочного образования, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» и изучающих дисциплину «Управление качес т- вом» в объеме 110 часов.
© Леонов О.А., Карпузов В.В, Темасова Г.Н., 2008
|
3 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. |
|
|
|
Предисловие……………………………………………………………………. |
4 |
|
1. |
Оценка уровня качества однородной продукции …………………....…… |
6 |
2. |
Оценка уровня качества разнородной продукции………………...……… |
10 |
3. |
Оценка технико-экономического уровня продукции………………......… |
15 |
4. |
Оформление документации по сертификации продукции |
|
в системе сертификации ГОСТ Р………………………………………….….. |
22 |
|
5. |
Разработка структуры документации и плана создания системы |
|
менеджмента качества предприятия………………………………………………... |
35 |
|
6. |
Расчет затрат на сертификацию СМК………………………………...…… |
42 |
Требования к содержанию и оформлению контрольной работы…….…..… |
47 |
|
Рекомендуемая литература……………………………………………………. |
50 |
|
Приложение…………………………………………………………………….. |
51 |
4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Управление качеством» входит в блок специальных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения по специальности «Экономика и управление на предприятии». Качество продукции и услуг является важнейшей составляющей их конкурентоспособности. Завершение процедуры вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и продолжающееся реформирование отечественной экономики создают реальную конкурентную среду, в которой экономическая стабильность и успешная деятельность каждого предприятия или организации в значительной степени определяется качеством производимой продукции или оказываемых услуг. Особую актуальность и социальную значимость имеет качество продукции и услуг в агропромышленном секторе экономики и, в частности, в агроинженерной сфере АПК. Реализация приоритетного национального проекта в области сельскохозяйственного производства и решение многочисленных накопившихся проблем АПК невозможно без использования в повседневной практике современных подходов к управлению качеством, выработанных в рамках науки о качестве.
Предметом науки о качестве являются свойства продуктов труда и их связь с экономическими, техническими и организационными возможностями производства. Доминирующая роль качества в деятельности любого предприятия стала в настоящее время основой всеобщего управления на основе качества, т. е. управление качеством становится главным среди всех других видов управления (ресурсами, финансами и т. д.).
Основу современного подхода к управлению качеством составляют системный, процессный подходы и другие принципы управления качеством, реализованные в системах менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. Наличие на предприятии сертифицированной системы менеджмента качества, подтверждение соответствия их деятельности критериям национальных премий по качеству или другим моделям совершенства является общепризнанной нормой в большинстве развитых стран и все более востребованным условием контрактов на поставку продукции в Российской Федерации.
Внашей стране накоплен богатый опыт в области управления качеством
всамых различных отраслях хозяйственной деятельности. Первые отечественные системы качества появились в середине 50-х годов прошлого столетия. Вершиной развития отечественных систем качества стали комплексные системы управления качеством продукции (КС УКП), разработанные под руководством проф. А. В. Гличёва и внедренные в 1975–1980 гг. более чем на 35 тыс. предприятий Советского Союза. Высокий теоретический уровень, реализация системно-комплексного подхода и использование стандартов предприятия в качестве нормативной базы указанных систем являются выдающимся достижением отечественной практики управления качеством и стали хорошей основой для создания в дальнейшем систем качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
5
Назначение дисциплины «Управление качеством» – дать будущим специалистам теоретические основы и практические навыки по организации управления качеством продукции на предприятии, чтобы работа по обеспечению качества носила не эпизодический характер, а была организована в постоянно действующую систему качества, отвечающую рекомендациям международных стандартов ИСО серии 9000.
Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятия основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятии системы качества и подтверждается сертификацией продукции и системы качества.
Основная цель дисциплины – оз накомить студентов, изучающих менеджмент, маркетинг и другие родственные дисциплины, с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности предприятий технического сервиса АПК независимо от их организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности.
Задачами дисциплины является изучение экономического содержания понятия качества, определяющих его факторов, взаимосвязи качества и других категорий, освоение методологических основ оценивания качества продукции, применения статистических методов контроля и управления качеством, подтверждения соответствия (сертификации) продукции и систем качества, определение системообразующих факторов процесса управления качеством продукции (услуг) на предприятиях АПК в условиях рыночных отношений, изучение теоретических основ в области планирования, обеспечения, управления и улучшения качества продукции и услуг, освоение навыков организации работы по обеспечению качества продукции путем разработки и внедрения систем менеджмента качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО серии 9000, формирование практических навыков по обеспечению эффективного функционирования систем качества и улучшению качества, ознакомление с передовыми достижениями зарубежной и отечественной практики в области качества.
6
1. ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ
Цель: получение навыков проведения оценки уровня качества однородной продукции.
1.1.Определение единичных показателей качества
1.2.Определение интегральных показателей качества
1.3.Определение комплексного показателя качества
Ключевые слова
Однородная продукция Дифференциальный показатель качества Интегральный показатель качества Комплексный показатель качества
Под однородной продукцией понимают изделия общего функционального назначения, обладающие общими основными свойствами.
Для оценки технического уровня и качества однородной продукции применяют три основных метода: дифференциальный, комплексный и смешанный.
При дифференциальном методе сопоставляют одноименные показатели оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, какие показатели достигли значений показателей базового образца, а какие существенно отличаются от базовых значений.
Комплексный метод применяют, когда представляется возможным определить функциональную взаимосвязь комплексного показателя качества и единичных показателей. Комплексный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим назначение продукции, интегральным и средневзвешенным показателями.
Главный показатель (чаще всего это – производительность) можно использовать не для всех видов изделий, чаще всего его применяют для оценки продукции производственного назначения, например, станков, автомобилей, буровых установок и других видов машин.
Интегральный показатель применяют в том случае, когда установлена зависимость суммарного полезного эффекта эксплуатации изделия от суммарных затрат на его создание и эксплуатацию. Эта зависимость представляет собой отношение полезного эффекта в натуральных единицах к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление, т. е. полезный эффект от использования продукции, приходящийся на один рубль затрат.
Варианты заданий
Предприятие собирается переоснастить участок механической обработки новыми станками. Параметры для новой и базовой модели металлорежущих станков представлены в таблицах 1.1 и 1.2.
7
Таблица 1.1
Параметр |
|
|
|
Первая цифра варианта |
|
|
||||||
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
|
|
|
||||||||||
Суммарный годовой по- |
|
новая модель |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
лезный эффект от экс- |
|
|||||||||||
плуатации P1, тыс. дета- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лей |
|
базовая модель |
20 |
45 |
30 |
50 |
35 |
7 |
8 |
1 |
25 |
40 |
Срок службы станка, t, лет |
|
новая модель |
6 |
10 |
5 |
11 |
12 |
4 |
4 |
6 |
7 |
8 |
|
базовая модель |
7 |
8 |
6 |
10 |
12 |
3 |
5 |
5 |
4 |
6 |
|
|
|
Таблица 1.2
Вторая цифра варианта |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Цена станка ЗС, усл. ед. |
новая модель |
55 |
60 |
65 |
70 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
|
|
базовая модель |
62 |
54 |
60 |
55 |
27 |
28 |
38 |
42 |
40 |
45 |
|
Годовые эксплуатацион- |
новая модель |
10 |
5 |
9 |
12 |
4 |
4 |
6 |
7 |
8 |
6 |
|
ные затраты З1Э, усл. ед. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
базовая модель |
9 |
6 |
10 |
14 |
3 |
5 |
5 |
4 |
9 |
7 |
|
Годовые потери от брака |
новая модель |
0,6 |
0,9 |
0,8 |
1,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
|
П1Б, усл. ед. |
базовая модель |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
Методические указания по выполнению задания
Предприятие собирается переоснастить участок механической обработки новыми станками. Параметры для новой и базовой модели металлорежущих станков представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 Исходные данные и расчет дифференциальных показателей качества
|
Значение показателя |
|
||
Показатель |
|
для станка |
qi |
|
|
нового |
базового |
|
|
Суммарный годовой полезный эффект от эксплуа- |
25 |
|
20 |
|
тации P1, тыс. дет./год |
|
1,25 |
||
|
|
|
||
Цена станка ЗС, усл. ед. |
200 |
|
150 |
0,75 |
Годовые эксплуатационные затраты З1Э, усл. ед./год |
40 |
|
40 |
1 |
Годовые потери от брака П1Б, усл. ед./год |
6 |
|
5 |
0,83 |
Срок службы станка t, лет |
10 |
|
8 |
1,25 |
Решение
1.1. Определение единичных показателей качества
При дифференциальном методе определяем относительные показатели качества станков по формулам:
qi = |
P |
|
|
||
i |
; |
(1.1) |
|||
P |
|||||
|
|
|
iб |
|
|
qi |
= |
Piб |
, i = 1, 2, ... n , |
(1.2) |
|
|
|||||
|
|
|
P |
|
|
|
|
|
i |
|
|
8
где Pi – значение i-го показателя качества продукции; Piб – базовое значение i- го показателя качества продукции; n – количество оцениваемых показателей качества продукции.
Из двух зависимостей выбирают ту, при использовании которой увеличение относительного значения показателя качества соответствует повышению технического уровня продукции.
Данные расчета сведем в последний столбец таблицы 1.3.
Врезультате оценки уровня качества продукции дифференциальным методом принимают следующие решения:
если все значения относительных показателей больше или равны единице, то уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца;
если все значения относительных показателей меньше единицы, то уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня качества базового образца;
если часть значений показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы, то следует применять комплексный, или смешанный метод оценки уровня качества продукции.
Внашем случае часть значений больше или равна единице, а часть меньше единицы. Для оценки эффективности нового станка (с учетом цены и затрат) используем комплексный метод оценки с помощью интегрального показателя качества продукции.
1.2. Определение интегральных показателей качества
Интегральный показатель качества для случая, когда ежегодный эффект и ежегодные эксплуатационные затраты остаются постоянными, капитальные затраты вносятся в расчетный год, а потери от брака не учитываются, определяем по формуле
I = |
|
|
|
P1 |
× t |
, |
(1.3) |
|
З |
С |
+ З |
× ((1 + E)t -1) / E |
|||||
|
|
|
||||||
|
|
1Э |
|
|
|
|
где Е – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (обычно принимают Е = 0,15).
Для нового станка
25 ×10
I н = 200 + 40 × ((1 + 0,15 )10 - 1) / 0,15 = 0,247 дет./усл. ед.
Для базового станка
20 × 8
I Б = 150 + 40 × ((1 + 0,15 )8 - 1 ) / 0,15 = 0,229 дет./усл. ед.
Для случая, когда учитываются потери от брака, интегральный показатель качества определяем по формуле