ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Бакланова Т.И.
Становление и развитие преемственной система музыкального образования дошкольников и младших школьников
«Музыкальный мир» (конец ХХ - начало ХХ1вв.)
В статье раскрывается история создания системы музыкального образования «Музыкальный мир», которая представлена в настоящее время двумя взаимосвязанными подсистемами: учебно-методическим комплектом «Музыкальный мир» для дошкольных учреждений (5) и УМК по музыке комплекта «Планета знаний» (6 - 8). Эти подсистемы объединяет общая концептуальная основа, преемственность целей, задач, тематики, содержания и планируемых результатов музыкально-образовательной деятельности. В основу педагогического проектирования «Музыкального мира» был положен поликонтекстный подход, состоящий в сочетании нескольких контекстов музыкально-образовательной деятельности (аксиологического, эстетического, этнокультурного, арт-терапевтического и других).
Создание «Музыкального мира» началось в середине 1990-х годов с разработки автором данной статьи концепции и программы предметного блока «Музыка» интегрированного курса «Искусство» для 1-9 классов общеобразовательных школ. К этому периоду в России возникло вариативное образовательное пространство. Кроме общепризнанной типовой программы по музыке Д.Б.Кабалевского (1) в 1994 г. были изданы и стали широко внедряться ее разнообразные варианты, разработанные известным методологом музыкального образования Э.Б.Абдуллин, а также Г.П.Сергеевой, Л.В. Школяр и другими авторами (3). В 1993г. была опубликована программа по музыке таких авторитетных авторами, как Ю.Б. Алиев, Е.В.Николаева и другиеи (2), а также ряд других альтернативных программ. Среди них - программа интегрированного курса «Искусства», изданная в 1997г. с грифом Министерства общего и профессионального образования России (4). Кроме музыки, в эту программу были включены следующие предметные блоки: изобразительное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура, художественная культура народов мира. Все боки объединяли общие семантические линии:
-художественно-образное содержание искусства (его основу составили художественные образы России, родной природы, семьи, домашнего очага, детских игр и игрушек, русских народных сказок, добрых молодцев и девиц-красавиц, народных мастеров, музыкантов, богатырей-защитников родной земли и др.);
-общие и особенные в каждом виде искусства средства художественной выразительности;
-происхождение и развитие искусства в контексте мирового культурно-исторического процесса.
Содержание этого интегрированного курса было представлено в программе двумя компонентами – базовым (инвариантным, закрепленным в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта предметной области «Искусство») и вариативным. В программе особое внимание было уделено древнерусскому искусству, русскому народному творчеству, современной художественной культуре России. Содержание всех предметных блоков базировалось на духовно-нравственных ценностях и идеалах, воплощенных в традиционной художественной культуре России. Общая логика всех предметных блоков развертывалась от отечественной художественной культуры и ее этнокультурных основ к художественной культуре других стран и народов мира.
Программа предметного блока «Музыка» состояла из двух частей: «Родной мир музыки» (1-4 кл.) и «Музыка народов мира» (5-9 кл.). Первая часть программы была построена на основе нескольких общих сквозных тем для 1-3 классов: «Наш край родной», «Музыкальные игры и игрушки», «В стране музыкальных инструментов», «У кого какой голос?», «Мамины песенки», «В гостях у сказки», «Уроки Скрипичного ключа». В третьем классе была добавлена новая сквозная тема - «Добры молодцы и красны девицы», а содержание уроков музыки в четвертом классе было структурировано в виде нескольких новых крупных тем: «От Руси до России», «Москва музыкальная», «На родине М.И.Глинки» и др. На основе этой части программы впоследствии были разработаны рабочие тетради для учащихся начальной школы «Родной мир музыки» и нотные хрестоматии.
Вторая часть программы - «Музыка народов мира» (5-9 кл.) начиналась с нескольких крупных тем, посвященных древнерусской музыкальной культуре («Русь былинная», «Русь святая», «Русь скоморошья», «Русь песенная» и др.). Многие другие темы этой части программы были посвящены музыкальной культуре России на разных этапах ее истории, вплоть до конца ХХ в., а так же зарубежной музыкальной культуре («Музыкальный мир Древней Греции», «Музыкальный мир Древнего Рима», «Музыкальные путешествия по странам Европы» и др.).
Все эти материалы послужили основой для разработки в начале 2000 годов новой программы и учебников по музыке для начальной школы как части учебно-методического комплекта «Планета знаний». Этот комплект, объединяющий учебники по всем дисциплинам начальной школы, включен в Федеральный перечень учебников в раздел рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений Российской Федерации на 2011–2012 учебный год.
Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется:
-
в единых ценностных приоритетах;
-
в единстве дидактических подходов;
-
в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;
-
в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе.
Все это позволяет учителям осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам.
Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.), позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения. Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала - базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности - поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности - по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной). Дифференцированный подход в обучении, позволяет выстраивать индивидуальные траектории развития учащихся как за счет вариативного содержания учебников (дополнительные познавательные тексты, задания повышенной сложности, творческие и проектные задания), так и дополнительных дидактических пособий. Эти возможности предоставляют и основной учебный материал, и дополнительный вариативный материал учебников, и широкое использование межпредметных связей и наглядных примеров живописи, музыки, истории, кино, театра, литературы, природы, архитектуры и т.д. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование у учащихся базовых национальных ценностей. Комплект учебников «Планета Знаний» воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему и другим народам, к духовным, природным и культурным ценностям.
Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Входящие в комплект «Планета знаний» наши программы и учебники музыки содействуют достижению предусмотренных новым ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на материале и средствами музыкального искусства, в интеграции с другими видами искусства, в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной культуры русского и других народов России, культурного многоообразия современного мира, с использованием информационно-компьютерных технологий и психолого-педагогического потенциала различных видов арт-терапии.
Все учебники объеденены общей учебно-игровой формой воображаемого путешествия по Музыкальному миру. В каждом классе учащимся предлагаются разноообразные вариативные образовательные маршруты такого путешествия:
-
«Где музыка берет начало?»:Путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов. (1 класс).
-
«Волшебные силы музыки»: Знакомство с особенностями музыки как вида искусства, «встречи» в Музыкальном мире с ее создателями и исполнителями. (2 класс),
-
«Где живет музыка?»: Путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям. (3 класс),
-
«Музыкальная жизнь разных стран и народов»: Музыкальное путешествие от Руси до России и по некоторым странам Западной Европы (4 класс).
Содержание всего путешествия по Музыкального миру (с 1 до 4 класса) развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем – к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них - к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно учащиеся имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранения, изучения, исполнения и трансляции в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, ценностное отношение к культуре своего народа, к национально-культурным традициям других народов, и др.). Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любование родной природой и внимательное вслушивание в ее звуки, интерес к народной музыке, образованность, интеллигентность, трудолюбие, путешествия по миру, и др.
Таким образом, наряду с решением дидактических задач, данные учебники для начальной школы позволяют развивать духовно-нравственную культуру учащихся на основе национального воспитательного идеала, сформулированного в федеральной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан РФ» (2009г.).
Вторая по времени создания подсистема «Музыкального мира» предназначена для дошкольных учреждений. Она включает программу, методическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и пособие для детей 5-7лет (в 2-х частях). Этот УМК начал формироваться в конце 1990-х годов на основе преемственности с первой частью («Родным миром музыки») предметного блока музыки для общеобразовательных школ. К 2011 году завершилась работа над его новой версией, которая является частью целостной, преемственной, интегрированной модели дошкольного образования «Тропинки».
Главной целью программы УМК «Музыкальный мир» для дошкольников является формирование средствами музыкального искусства сознания, поведения и «духовных способностей» (Д. Шадриков) детей 3-7 лет на основе модели традиционной для российского культурно-исторического типа сознания картины мира, соотнесенной с наиболее актуальными социальными, социокультурными и социально-психологическими проблемами дошкольного детства
В соответствии с данной целью выдвинуты две группы задач:
1.Общие задачи воспитания, обучения, развития и оздоровления дошкольников средствами музыки:
-
формирование у детей средствами музыки первоначальных образных, эмоционально окрашенных представлений об окружающем мире (в том числе о таких его измерениях, как пространство и время, движение и энергия), о мире природы, людей и вещей;
-
формирование у детей на основе целенаправленного отбора музыкальных произведений для восприятия и исполнения, таких важнейших духовно-нравственных качеств, как доброта, честность, милосердие, сострадание, смелость, щедрость, трудолюбие, любовь к природе, к своим родителям, к родному дому и родной земле, и других;
-
выявление и развитие у детей творческих способностей и одаренности;
-
развитие у детей их природной интуиции;
-
развитие речи, подготовка к чтению и письму детей в процессе освоения языка и художественно-образного содержания искусства;
-
формирование и развитие у детей познавательных и художественно-эстетических потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций;
-
развитие физических и психических качеств детей, в том числе внимания, воображения, мышления, памяти, сенсорных способностей, мелкой моторики, координации движений;
-
психофизическое оздоровление, психологическая коррекция и адаптация детей в процессе различных видов музыкальной деятельности;
-
формирование у детей в процессе музыкальной деятельности качеств самоактуализирующейся личности (А.Маслоу), освоение ими первоначальных способов самопознания, самооценки, саморегуляции и творческой самореализации в искусстве и в жизни.