Файл: Преемственная система музыкального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Задачи музыкального воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста:

  • формирование у дошкольников первоначальных представлений о музыке как части целостного и многообразного мира искусства, который, в свою очередь неотделим от всего окружающего мира, от жизни людей;

  • освоение детьми доступных им средств и способов «вхождения» в мир музыкального искусства, постижения художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также воплощенных в ней реальных и сказочных образов окружающего мира, высших духовно-нравственных ценностей и идеалов;

  • формирование и развитие музыкальных способностей детей, в том числе - музыкально-образных представлений и ассоциаций; музыкального слуха и певческого голоса, эмоциональной отзывчивости на музыку;

  • знакомство с шедеврами музыкального искусства, доступными для восприятия и (или) исполнения детям дошкольного возраста;

  • формирование у детей основ музыкальной культуры личности: музыкальных интересов, потребностей, вкусов, мотивов самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального искусства.

Содержание музыкальных занятий структурировано в несколько тематических блоков. Для детей 3-5 лет: Музыкальный мир природы; Музыкальный мир родного дома; Музыкальный мир родного города (села); Музыкальный мир разных стран; Сказочный музыкальный мир. Для детей 5-7 лет: Музыкальная азбука; Музыкальный календарь; Музыкальные часы; Музыкальные путешествия по миру.

Каждый из этих блоков позволяет решать задачи музыкального и общего воспитания и развития дошкольников на доступном им уровне, в процессе того или иного конкретного вида музыкальной деятельности (слушания музыки, пения, элементарного музицирования, музыкально-познавательной, музыкально-игровой, музыкально-импровизационной и музыкально-пластической деятельности, музыкальной театрализации), на конкретном музыкальном материале, отобранном с учетом возрастных особенностей детей младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов, а также их психологических и других реальных проблем.

Логика развертывания значений и смыслов музыкального искусства в УМК «Музыкальный мир» для дошкольников обусловлена закономерностями развития сознания ребенка от 3 до 7 лет и предполагает последовательное смещение акцентов с развития его сенсорных способностей (восприятия и воспроизведения звука на фоне определенного цвета, света, запаха, движения и т.д.) на формирование в его сознании средствами музыки целостной художественной картины мира в его основных пространственных, временных, энергетических, духовных и предметных измерениях, с проекцией на личность каждого ребенка и его локальную социально-культурную среду.


Образовательная система «Музыкальный мир» отличается не только содержанием, но и своей двухуровневой структурой, обеспечивающей преемственность дошкольного и школьного музыкального образования. В настоящее она внедрена в вариативное образовательное пространство России наряду с несколькими другими инновационными музыкально-образовательными системами. Это дает педагогам возможность свободного выбора, а значит – более творческого подхода к своей профессии.

Автор статьи выражает глубокую благодарность Э.Б.Абдулину и Е.В.Николаевой за поддержку «Музыкального мира» и ценные замечания, высказанные в процессе апробации программы и учебников для 1-4 классов.

Ссылки на источники:

  1. Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.:Просвещение, 1983.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 - 8 кл. (Под ред. Ю.Б. Алиева). М.: Просвещение, 1993.

  3. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. М.: Просвещение, 1994.

  4. Сокольникова Н.М., Бакланова Т.И., Степакова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: Программа интегрированного курса. 1-9 классы. М.: Рекорд, 1997.

  5. Бакланова Т.И. Музыка.1-4 классы: Учебники для общеобразовательных школ. Изд-е 3-е. М.: Астрель, 2011.

  6. Бакланова Т.И., Новикова Г.П.Музыкальный мир: Пособие для детей 5-7 лет. Часть 1. М.: Вентана -Граф, 2008.

  7. Бакланова Т.И., Новикова Г.П.Музыкальный мир: Пособие для детей 5-7 лет. Часть 2. М.:Вентана - Граф, 2011.

  8. Бакланова Т.И., Новикова Г.П.Музыкальный мир: Программа.Содержание занятий с детьми 3-7 лет. Методические рекомендации. М.: Вентана - Граф, 2011.

10