Файл: 122_yurlov-history_1234of_india.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 1132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сти начался новый период в отношениях между ними. Проводимая Индией политика неприсоединения вызывала симпатии в ряде стран Юго-Восточной Азии. Это, в частности, нашло свое проявление в том, что Индия стала в 1954 г. председателем Международной контрольной комиссии по Вьетнаму. В 1955 г. Индия была коспронсором и активным участником Афро-Азиатской конференции в Бандунге.

Однако в последующие годы она во многом утратила интерес к Юго-Восточной Азии. Внимание Индии в 1960–1980-х годах было приковано к проблемам в ее ближайшем окружении – вооруженному конфликту с Китаем в 1962 г., военным конфликтам с Пакистаном, непростым отношениям с Шри Ланкой. С другой стороны, многие государства ЮВА оказались в политической орбите США, что затрудняло развитие их отношений с неприсоединившейся Индией, которая к тому же нередко выступала на стороне СССР. Кроме того, политическая система многих азиатских стран тяготела к авторитаризму, в то время как Индия стремилась развиваться по демократическому пути. В конце 1970-х годов Индия пыталась принять участие

вразрешении конфликта в Камбодже, однако ее усилия не увенчались успехом.

Индия и Ассоциация регионального сотрудничества Юж-

ной Азии. Индия придавала особое значение отношениям в ближайшем окружении. Однако во время холодной войны процесс развития связей со странами Южной Азии был заторможен и, по существу, возобновился в начале 1980-х годов. 8 декабря 1985 г. была создана Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии

(South Asian Association of Regional Cooperation – SAARC, СААРК).

Она получила свое оформление на встрече глав государств и правительств семи южноазиатских государств – Бангладеш, Бутана, Индии, Мальдивов, Непала, Пакистана и Шри Ланки, которая состоялась

вДакке, Бангладеш. Подготовительная работа к этой встрече проводилась с мая 1980 г., что свидетельствовало о немалом количестве сложных проблем, которые предстояло решить до вынесения согласованного решения по вопросу о создании СААРК.

Эта организация поставила перед собой довольно скромные задачи – развивать и укреплять «коллективное самообеспечение» среди стран Южной Азии, а также активное сотрудничество и взаимопомощь в сфере экономики, культуры, техники и науки. Налицо была явная попытка уйти от политических вопросов, а тем более противоречий, которые существовали между государствами Южной Азии. Отсюда и последующая деятельность СААРК, кото-

рая ограничивалась преимущественно торгово-экономическими и культурными вопросами1247.

593


Врамках этой организации была создана торгово-промышленная палата СААРК со штаб-квартирой в Карачи, Пакистан. С декабря 1995 г. стало действовать соглашение о преференциях в торговле между странами-участниками СААРК, а также ряд других соглашений по вопросам продовольственной безопасности, незаконной торговли наркотиками, обмену учеными и студентами, отмене визовых ограничений

ит.д. К 2004 г. СААРК разработала ряд согласованных программ сотрудничества: в сельском хозяйстве, коммуникациях, образовании

икультуре, охране окружающей среды, здравоохранении и демографии, метеорологии, борьбе с наркотиками, туризме, транспорте, развитие женщин и т.п.

За годы существования СААРК были достигнуты определенные результаты по указанным направлениям социально-экономической и культурной жизни. Однако региональное экономическое сотрудничество сдерживалось рядом факторов. Среди них – недостаточная интеграция экономик отдельных стран Южной Азии, отсутствие даже ограниченной конвертации национальных валют и инвестиционных институтов для развития региональных совместных предприятий; недостаточное сотрудничество в совместном освоении природных ресурсов. А главное – политические противоречия и конфликты в Южной Азии, особенно между Индией и Пакистаном. До начала ХХI в. СААРК не использовала всех имевшихся у нее возможностей для развития Южной Азии как единого, интегрированного экономического пространства.

На встрече глав государств и правительств СААРК в Дели 3–4 апреля 2007 г. в состав этой организации был принят Афганистан. Весьма важным также стало решение о создании института наблюдателей СААРК. Ими стали Китай, США, Япония, Европейский Союз, Республика Корея, Иран, Австралия, Маврикий и Мьянма. Институт наблюдателей должен был расширить международные связи Южной

Азии и помочь экономической интеграции стран этого региона с международным сообществом1248. Эти решения СААРК отразили изменения в конфигурации сил в Азии и мире за последние годы. Обращало на себя внимание то, что по тем или иным причинам в число наблюдателей не вошла Россия, хотя, по некоторым данным, она высказывала намерение быть наблюдателем в СААРК.

Впоследующие годы СААРК продолжала свою достаточно ограниченную деятельность. На состоявшейся 28–29 апреля 2010 г. в г. Тхимпху, Бутан, 16-й встрече в верхах СААРК были подведены итоги деятельности этой организации за 25 лет ее существования. В этой связи премьер-министр Индии М. Сингх сказал, что члены СААРК должны признать – достижения этой ассоциации по сравне-

594


нию с подобными же группами в Восточной и Юго-Восточной Азии напоминают «стакан, наполненный лишь наполовину». При этом он отметил определенные успехи СААРК, такие как создание совместного банка развития, продовольственного банка, соглашение о свободной торговле. В то же время М. Сингх заявил, что декларации СААРК не означают реального сотрудничества. Потенциал этой организации может быть реализован только, если состоится свободное передвижение людей, товаров, услуг и идей. Другими словами, сказал он, страны региона должны быть более тесно связаны, стать «более сильными, сытыми и образованными». Страны Южной Азии смогли выступать на международных форумах в их индивидуальном качестве, но, к сожалению, не имели того голоса в мировых делах, который они могли и должны были иметь1249.

Всовместной декларации лидеры СААРК заявили о необходимости принять меры по борьбе с бедностью в Южной Азии, в которой проживает более 1,5 млрд. человек. Было принято решение развивать торговые отношения между странами СААРК. С учетом

важности проблемы глобального потепления было решено посадить 10 млн. деревьев в течение последующих пяти лет1250.

Вцелом эта организация не сыграла крупной роли в интеграции стран Южной Азии, главным образом из-за политических противоречий между рядом ее участников, прежде всего Индией и Пакистаном.

Индия и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. В сере-

дине 1990-х годов Индия провозгласила политику «Лицом к Востоку», которая была ориентирована в том числе и на страны Юго-Восточной Азии. Это дало толчок развитию экономических связей с этим регионом. С этой целью Индия воспользовалась возможностями Ассоциа-

ции государств Юго-Восточной Азии (Association of South-East Asian Nations – ASEAN, АСЕАН), созданной в 1967 г. в Бангкоке (Таиланд) объединенными усилиями пяти стран – Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом. В 1984 г. к ним присоединился Бруней. В декларации об образовании АСЕАН говорилось, что одной из главных задач этой организации было развитие экономического сотрудничества. Однако вплоть до начала 1980-х годов страны АСЕАН большую часть своих усилий тратили на решение политических проблем, в том числе противоречий между ними. Позже страны ЮВА стали пересматривать стратегию развития в пользу более глубокого торгово-экономического сотрудничества. Это привело к тому, что

вянваре 1993 г. страны – члены АСЕАН создали зону свободной торговли с населением более 300 млн. человек.

С целью развития сотрудничества Индии с АСЕАН были созданы Деловой совет Индия – АСЕАН, Совместный управляющий ко-

595


митет АСЕАН – Индия. Затем были сформированы Рабочая группа по торговле и инвестициям и Фонд АСЕАН–Индия для развития торговли, экономики, науки, технологии и туризма. Индия впервые стала «региональным партнером по диалогу» с АСЕАН в 1992 г., и полноправным партнером АСЕАН в конце 1995 г. Рост торговли Индии со странами АСЕАН в 1991–1997 гг. превысил такой же показатель в торговле Индии с другими регионами мира. Однако финансовый кризис 1997–1998 гг. негативно повлиял на ее товарооборот со странами АСЕАН. Тем не менее в 2000 г. индийский импорт

из АСЕАН вырос до 6,2 млрд. долл., а экспорт из Индии в эти страны увеличился до 3 млрд. долл.1251 В октябре 2003 г. на саммите АСЕАН

был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Индией и АСЕАН, а также достигнуто соглашение о ежегодных встречах на высшем уровне представителей Индии и АСЕАН. Таким образом, был создан необходимый инструмент для развития сотрудничества Индии со странами Юго-Восточной Азии.

На встрече АСЕАН – Индия на высшем уровне в Себу, Филиппины, в январе 2007 г. с участием премьер-министра Индии М. Сингха был отмечен прогресс в реализации плана сотрудничества «Партнерство ради мира, прогресса и процветания», подписанного в ноябре 2004 г. Особо отмечались достижения и перспективы сотрудничества в сфере высоких технологий, биотехнологий, фармацевтики, сель-

ского хозяйства и продовольственной безопасности, а также в области культуры1252.

Процесс взаимодействия Индии со странами Юго-Восточной Азии был продолжен и в последующие годы. В октябре 2009 г. на встрече в верхах в Хуа Хин (Таиланд) стран АСЕАН и шести ее партнеров по диалогу (Индии, Китая, Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии) премьер-министр Индии М. Сингх активно продвигал идею Азиатского экономического сообщества (АЭС), которую он же впервые провозгласил в 2005 г. Сингх заявил, что «весь мир сегодня смотрит на Азию, которая может возглавить глобальное экономическое возрождение»1253.

Индия–БИМСТЭК. В рамках политики «Лицом к Востоку» Индия также приняла участие в создании региональной организации прибрежных стран Бенгальского залива с целью развития технического и экономического сотрудничества между ними. В нее вошли: Бангладеш, Бутан, Индия, Мьянма (Бирма), Непал, Таиланд и Шри Ланка. Эта организация была создана 31 июля 2004 г. на первой встрече в верхах представителей этих стран в Бангкоке, Таиланд, и получила название «Инициатива стран Бенгальского залива по многостороннему техническому и экономическому сотрудничеству»

596


(«Bay of Bengal Initiative for Multisectoral Technical and Economic Cooperation» – BIMSTEС, или БИМСТЭК).

Созданная по географическому признаку, эта организация была сугубо региональной. В то же время в нее вошли Бутан и Непал, которые не имеют прямого выхода к Бенгальскому заливу, а осуществляют свои связи с ним через Индию. Характерно и то, что в составе БИМСТЭК оказались все страны СААРК, кроме Пакистана и Мальдивов.

В декларации первой встречи в верхах БИМСТЭК подчеркивалось, что географическое расположение стран, входящих в эту организацию, их богатые природные и людские ресурсы создают надежную основу для взаимовыгодного сотрудничества. Отмечался плюралистический характер их обществ и общее культурное наследие, убежденность в том, что региональное и субрегиональное сотрудничество

врамках БИМСТЭК внесет вклад в глобальную торговлю. Указыва-

лось также на необходимость сотрудничества в устойчивом использовании морских ресурсов Бенгальского залива1254.

Выступая на первой встрече глав государств и правительств стран, входивших в БИМСТЭК, премьер-министр Индии М. Сингх сказал, что участие его страны в этой организации стало ключевым элементом индийской политики «Лицом к Востоку», что региональ-

ная интеграция не противоречила глобализации, а, наоборот, могла быть полезной частью этого общего процесса1255.

На второй встрече в верхах стран БИМСТЭК в ноябре 2008 г.

вДели была достигнута договоренность о совместной борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и незаконной торговлей наркотиками. Были также подписаны соглашения по развитию сотрудничества в энергетической, климатической и культурной сферах. М. Сингх заявил, что БИМСТЭК может служить в качестве моста между Южной Азией и Юго-Восточной Азией. На встрече были обозначены такие сферы сотрудничества, как инвестиции, технологии, туризм и здравоохранение, рассматривались вопросы создания продовольственного банка, которым могли бы пользоваться участники этой организации. В рамках БИМСТЭК было начато обсуждение таких крупных проектов, как совместная эксплуатация Ганга– Меконга, строительство дороги, связывающей Индию с Мьянмой и

Таиландом. Было предложено обмениваться информацией по вопросам, связанным с предупреждением об опасности цунами1256.

Группировка Индия–Бразилия–Южная Африка. Помимо указанных региональных организаций, Индия вошла в состав ряда группировок, ставящих своей целью развитие торгово-экономиче- ских связей, сотрудничества в области сельского хозяйства, сфере услуг, разработке альтернативных технологий, совместных действий

597