Файл: 122_yurlov-history_1234of_india.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 1124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вобеспечении энергетической безопасности. В качестве такой платформы для объединенных действий в 2003 г. была создана группировка, включавшая Индию, Бразилию и Южную Африку (ИБЮА). Несколько позже с ней стал сотрудничать по отдельным вопросам и Китай. Некоторые эксперты высказывали мысль, что эта группировка четырех стран (ИБЮАК) могла бы стать ролевой моделью для развивающихся стран, а также платформой для обсуждения крупных проблем развития мира по образцу G-8. Ее образование могло рассматриваться как реакция на изменения в мировом балансе экономических сил в пользу развивающихся стран. Особенно наглядно это проявилось при сравнении экономик этих четырех стран с экономиками США и Европейского Союза. По данным Всемирного банка, уже в 2015 г. по объему ВВП (по паритету покупательной способности – ППС) Китай обгонит Европейский Союз и почти сравняется

с США, а совокупный ВВП стран ИБЮАК на 11,9% превысит совокупный ВВП Европы и на 10,4% – ВВП США1257.

Впользу создания группировки Индия–Бразилия–Южная Африка – Китай говорило следующее: высокий темп роста их экономик (особенно Китая и Индии – соответственно около 10% и 7% ежегодно); демографические изменения в пользу более «молодого» общества в этих странах (кроме Китая), в то время как в Европейском Союзе, США и Японии наблюдались противоположные процессы. В странах ИБЮАК к началу XXI в. насчитывалось около 800 млн. человек в возрасте до 40 лет, в то время как в Европейском Союзе, США и Японии, вместе взятых, – 190 млн. человек в той же возрастной категории. Значение ИБЮАК как рынков сбыта и производства товаров существенно выросло за последнее десятилетие ХХ в. и начало XXI в.

Важным преимуществом ИБЮАК являлись относительно дешевые людские ресурсы, в том числе в сфере высоких технологий, что открывало для них возможности производства более сложных, конкурентоспособных товаров на мировом рынке. В то же время одной из проблем этих стран было то, что они не были интегрированы (а Китай вообще формально не входил в состав этой группировки) и могли выступать в качестве конкурентов между собой на мировом рынке.

Стремление объединить усилия указанных четырех стран на тор- гово-экономическом поприще могло рассматриваться как попытка этих стран выйти за региональные рамки в своей деятельности (в случае с Китаем – это довольно успешные усилия по завоеванию рынков

вглобальном масштабе). Объединение ИБЮАК также можно было бы считать прообразом грядущей расстановки сил в мире по мере ослабления экономического влияния США и Европейского Союза.

598


Вноябре 2009 г. страны ИБЮАК выступили с инициативой по вопросу о глобальном потеплении, которая была представлена в качестве проекта на конференции глав государств и правительств по изменению климата в Копенгагене 7 декабря 2009 г. Премьерминистр Индии заявил, что результатом конференции по климату должен быть всеобъемлющий, сбалансированный и, прежде всего, равноправный подход, который учитывал бы сокращение выбросов и адаптацию государств к этому, финансовую сторону этого процесса

ипередачу технологий от развитых стран. Сокращение выбросов, сказал он, весьма существенно, но не должно быть достигнуто за счет адаптации развивающихся государств, что представляет для них еще больший вызов. «Наука не должна преобладать над равенством, –

продолжал он. – Действия по изменению климата, основанные на увековечении бедности, просто не могут быть устойчивыми1258.

Формирование группировки Бразилия–Россия–Индия–Китай

(БРИК) – государств, экономика которых развивалась наиболее быстрыми темпами, можно рассматривать как развитие идей и сотрудничества в рамках ИБЮАК. Начало созданию БРИК было положено четырехсторонними консультациями на уровне министров иностранных дел в 2005 г. Практическое взаимодействие стран БРИК стало возможным в сентябре 2006 г. в Нью-Йорке, где состоялась первая встреча министров иностранных дел стран БРИК в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии четырехстороннего диалога. Вторая встреча тех же министров прошла в сентябре 2007 г. снова

вНью-Йорке. На ней были приняты решения о ежегодном проведении таких встреч. В мае 2008 г. в Екатеринбурге состоялось совещание министров иностранных дел стран БРИК, основным итогом которого стала договоренность о координации подходов по вопросам глобальной повестки дня. Министры обменялись мнениями по проблемам мирового политического порядка, международной торговли, ядерного разоружения, энергетической и продовольственной безопасности, борьбы с терроризмом и торговлей наркотиками, изменения климата, защиты окружающей среды, реформы ООН и мировых финансовых институтов, положения на Ближнем Востоке и вокруг Косова. В совместном коммюнике по итогам совещания были зафиксированы согласованные подходы стран БРИК по актуальным международным проблемам.

Виюле 2008 г. в Японии в рамках мероприятий G-8 состоялась встреча лидеров четырех стран, на которой была достигнута договоренность о проведении полномасштабного саммита БРИК в 2009 г. В сентябре 2008 г. в Нью-Йорке состоялась очередная встреча руко-

599


водителей МИД стран БРИК, на которой обсуждались проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом, а также вопросы взаимодействия четырех стран в ООН. На встрече министров финансов стран БРИК в Сан-Паулу в ноябре 2008 г. обсуждалось воздействие финансового кризиса на экономику этих стран, перспективы реформирования международной финансовой архитектуры в пользу предоставления большего права развивающимся странам. Позже, на саммите G-20 в Вашингтоне в том же месяце, страны БРИК выступили с идеей реформировании бреттон-вудских институтов.

Страны БРИК располагают огромными природными и людскими ресурсами – более четверти поверхности земной суши и 40% населения планеты. В то же время, несмотря на их быстрый экономический рост за последнее десятилетие, эти страны имели в МВФ всего около 10% голосов по сравнению с 50% голосов у США и Европы. До начала мирового кризиса в 2008 г. экономика стран БРИК росла в среднем на 6–10% в год. В опубликованном в декабре 2008 г. прогнозе Национального совета США по разведке «Глобальные тенденции – 2025: изменившийся мир» отмечается, что в 2020–2050 гг. ВВП стран БРИК превысит суммарный ВВП стран G-7. Вместе с тем у стран БРИК имелись серьезные структурные недостатки. Индия и Китай испытывали большие проблемы в социальной сфере (бедность значительной части населения, неравномерность развития регионов, проблемы экологии), Россия и Бразилия во многом зависели от экспорта сырья.

В декабре 2008 г. в Москве состоялась первая встреча экспертов, представлявших страны БРИК. На ней обсуждались экономические основы и перспективы сотрудничества этих стран с учетом их значительных ресурсов и растущего влияния в мировых делах, в том числе в свете кризисных явлений в мировой финансово-экономической системе. Рассматривался вопрос об альтернативах однополярности на политической карте мира1259.

Мировой кризис наглядно показал ограниченность идеи и политики однополярности и значительно ускорил движение в сторону разработки концепции и практики многополярного мира как неизбежного и необратимого процесса в ХХI в. На первой официальной встрече лидеров государств БРИК – Луиса Игнасио Лулы да Сильвы, Дмитрия Медведева, Манмохана Сингха и Ху Цзиньтао – в Екатеринбурге в июне 2009 г. подчеркивалась поддержка более демократического и справедливого многополярного мира, основанного на международном праве, равенстве, взаимном уважении, сотрудничестве, координированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами. Лидеры стран БРИК призвали к реформированию глобальных финансовых институтов, а также к реформе в ООН, предоставлению

600



Индии и Бразилии места в Совете Безопасности, соответствующего их роли в мире. Они говорили о центральной роли стран БРИК в преодолении финансового кризиса (и даже не упоминали о G-8). Таким образом, недвусмысленно давалось понять, что эпоха, когда богатейшие страны мира определяли мировую повестку дня, подходит к концу.

Одной из конкретных задач, поставленных странами БРИК, стало увеличение их представительства в МВФ, Всемирном банке и других финансовых организациях. «Растущие и развивающиеся экономики должны иметь больше голосов и представительства в международных финансовых институтах», – отмечалось в совместном коммюнике лидеров стран БРИК. «Мы также считаем, что существует настойчивая необходимость создания стабильной, предсказуемой и более диверсифицированной международной денежной системы», – говорилось в этом документе. В своем выступлении на этой встрече президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что американский доллар оказался не в состоянии выполнять роль главной валюты, и высказал мысль о неизбежном появлении новых резервных валют1260.

После этой встречи были предприняты практические шаги с целью ослабления зависимости от доллара. Так, Китай и Бразилия приняли решение о взаимной торговле в их собственных валютах, без использования доллара. Россия и Китай заявили о том, что будут проводить работу по переводу части их торговли с доллара на рубль и юань.

Сближение стран БРИК происходило, несмотря на существенные культурно-цивилизационные, социально-экономические и политические различия между ними. Так, ВВП Китая превосходил этот же показатель остальных трех стран, вместе взятых. Китай превратился в ведущую «фабрику» мира. В то же время Россия была крупнейшим в мире поставщиком сырья, прежде всего углеводородов. Индия достигла больших высот в сфере информационных технологий и программного обеспечения. Бразилия стала одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции. Впрочем, все эти различия могли служить в качестве взаимодополняющих факторов в развитии торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между странами БРИК.

В политическом плане у России, Индии и Китая были серьезные наработки в сотрудничестве на трехстороннем уровне. Были свои достижения и в контактах группы Индия–Бразилия–ЮАР и Китая. В то же время между отдельными странами БРИК оставалось немало проблем. Так, у России были непростые отношения с Китаем, связанные с его растущим влиянием в Центральной Азии. У Индии сохранялись разногласия с Китаем по пограничному вопросу, а также

601