Файл: 122_yurlov-history_1234of_india.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 1110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сентябре 1978 г. состоялась поездка Ваджпаи в Москву. В декабре правительство Индии объявило о решении купить 40 английских боевых самолетов «Ягуар» и самолетов с вертикальным взлетом для своего авианосца «Викрант». Этим самым Индия проявила стремление диверсифицировать свое военно-техническое сотрудничество. Советский Союз ответил на это предложением поставить технологии для уже имевшихся в Индии МиГ-21.

Крупным событием, которое имело долговременное воздействие на индийско-советские отношения, стало установление дипломатических отношений между США и Китаем 1 января 1979 г. В связи с этим Индия выразила надежду, что этот шаг приведет к ослабле-

нию международной напряженности и будет способствовать продвижению по пути мира и стабильности в Азии1333. Лидер КНР Дэн

Сяопин, фактически сменивший Мао Цзэдуна после его смерти

в1976 г. в качестве руководителя Китая, во время своего визита

вВашингтоне в январе 1979 г. обрушился на Советский Союз, заявив, что он представляет собой «угрозу международному миру, безопасности и стабильности». Индийцы, однако, отметили, что президент

США Джеймс Картер высказал свое несогласие с Дэн Сяопином относительно политики Советского Союза1334.

Уже в феврале того же года Ваджпаи отправился в Китай с ознакомительным визитом и без конкретной повестки дня. Однако он был вынужден прервать визит, когда китайцы предприняли атаку против Вьетнама, с которым Индия поддерживала дружественные отношения. На этом фоне в марте 1979 г. в Дели прибыл А.Н. Косыгин. Одним из главных вопросов, который интересовал его, было отношение индийцев к Китаю. Он подверг руководство КНР жесткой критике. По вопросу о нападении Китая на Вьетнам обе страны по-

требовали немедленного и безусловного вывода китайских войск с вьетнамской территории. Во время визита было заключено долгосрочное соглашение в области торгово-экономического, научного и технического сотрудничества. Соглашением предусматривался рост товарооборота на 50–100% в течение 1981–1985 гг. Кроме этого, СССР

предложил поставить в 1979 г. более двух миллионов тонн нефти1335.

Виюле 1979 г. в правительстве М. Десаи разразился кризис. Выборы в парламент были назначены на 1980 г. В этих условиях проблемы внешней политики были отодвинуты на задний план. За месяц до ухода правительства в отставку Десаи нанес визит в Москву. Были подписаны соглашения о сотрудничестве в создании индийского спутника Земли, поставках очередной партии нефти.

Впериод пребывания Джаната парти у власти, несмотря на определенные разногласия между Советским Союзом и Индией, в целом

632


индийско-советские отношения развивались достаточно плодотворно как в двустороннем плане, так и на международной арене.

Индийско-советские отношения были подвергнуты испытаниям событиями в Афганистане, когда в декабре 1979 г. туда был введен контингент советских войск. Несколько раньше Индия признала режим Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти в 1978 г.

СССР приветствует победу на выборах Конгресса во главе с И. Ганди

Вянваре 1980 г. в Индии были проведены парламентские выборы, в результате которых Конгресс вернулся к власти. СССР приветствовал победу И. Ганди. Для Советского Союза позиция Индии по Афганистану имела большое значение. Тем не менее, в связи с вводом советских войск в Афганистан премьер-министр И. Ганди заявила, что ни одна страна не может быть оправдана, когда вторгается

вдругую страну. Однако при этом она подчеркнула, что советские войска вошли в Афганистан по просьбе правительства НДПА «толь-

ко после того, как Пакистан начал готовить афганских повстанцев и посылать их в Афганистан для свержения правительства»1336. И. Ганди также сказала, что Индия обеспокоена решением США, Китая и

некоторых других стран осуществить срочные поставки вооружения Пакистану1337. На Генеральной Ассамблее ООН при голосовании ре-

золюции, осуждавшей ввод советских войск в Афганистан, Индия была в числе 17 других воздержавшихся стран1338.

Во время очередного визита в Индию Громыко в феврале 1980 г.

афганская проблема была одной из главных на встречах с индийскими лидерами1339. Сотрудничество между обеими странами продолжалось, в том числе и в военно-технической сфере. В мае 1980 г. было подписано соглашение, по которому СССР предоставил Индии кредит на 1,630 млрд. долл. на льготных условиях для покупки вооружений на последующие 10–15 лет. В частности, имелась в виду поставка 100 танков Т-72 и производство еще 600 танков в Индии по советской лицензии.

Вэто же время отмечалось потепление отношений между Индией и Китаем. На похоронах Иосифа Броз Тито в мае 1980 г. И. Ганди встретилась с председателем КНР Хуа Гофэном. Это была первая за 20 лет индийско-китайская встреча на высшем уровне. Оба руководителя пришли к выводу, что улучшение отношений между обеими странами является необходимым для укрепления мира и стабильности в Азии и

633


что двусторонние проблемы, в том числе пограничные, можно решить только путем взаимных консультаций, избегая при этом конфронтаций. Китайский лидер заявил, что «обе стороны должны сконцентрироваться на настоящем и будущем и отложить в сторону прошлые разногласия»1340. Такие подвижки в индийско-китайских отношениях не могли остаться без внимания советского руководства.

Во время поездки нового министра иностранных дел Нарасимхи Рао в Москву в июне 1980 г. наряду с двусторонними отношениями тема Афганистана вновь стала предметом переговоров с советскими лидерами. По возвращении в Индию Рао заявил в парламенте, что вопрос об Афганистане «не позволил набросить даже малейшую тень на наши двусторонние отношения. Они действительно росли и укреплялись в течение последних пяти месяцев» после прихода правительства И. Ганди к власти1341.

Визит Брежнева в Индию в декабре 1980 г. подтвердил приверженность обеих стран идеям Договора о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 г., развитию их взаимодействия для сохранения и упрочения мира и стабильности в Азии на основе мирного сосуществования. Они подчеркнули необходимость урегулирования нерешенных проблем мирными средствами как в Азии, так и в мире в целом. СССР и Индия заявили о готовности сотрудничать в объявлении Индийского океана зоной мира, призвали к ликвидации в этом районе иностранных военных и военно-морских баз, таких как американская Диего-Гарсия.

Во время визита было подписано соглашение об осуществлении в Индии совместных проектов на общую сумму в 40 млрд. рупий. По торговому соглашению на 1981–1985 гг. планировалось удвоить товарооборот. СССР дал согласие на поставку дополнительно одного миллиона тонн нефти в условиях сокращения поставок из Ирана

иИрака, между которыми шла война. Оплата поставок нефти, как

ивсех других товаров, должна была производиться в рупиях, а не в твердой валюте1342.

Вдокладе Брежнева на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 г. особое внимание было уделено отношениям с Индией. Подчеркивалось, что советско-индийская дружба стала глубоко укорененной народной традицией, а также то, что совместные действия с мирной

инезависимой Индией будут оставаться одной из важнейших областей советской внешней политики1343. Таким образом, Советский Союз рассматривал свои будущие отношения с Индией в широкой международной перспективе.

К началу 1980-х годов Индия продемонстрировала способность принимать самостоятельные, независимые решения как в отношениях с Советским Союзом, так и другими странами. В этой связи пред-

634


ставляет интерес наблюдение бывшего дважды послом США в Индии Честера Боулса. Он писал еще в 1971 г., что «Советский Союз и США должны были открыть для себя, что их возможность влиять на Индию и Азию строго ограничена… Мы с трудом усвоили этот урок, а в целом осторожные лидеры Советского Союза вряд ли будут повторять наши ошибки»1344.

Положительная динамика отношений между Советским Союзом и Индией в первой половине 1980-х годов была вполне очевидной, несмотря на имевшиеся проблемы и трудности. Более того, эти отношения играли немалую стабилизирующую роль как в Азии, так и на мировой политической арене. В своей основе советско-индийские отношения опирались на фундаментальные ценности, имевшие первостепенное значение для обеих стран: антиколониализм и поддержку национально-освободительных движений. Хотя каждая из них вкладывала свой смысл в эти понятия. Если для СССР антиколониальная борьба была частью его глобальной борьбы против империализма, то для Индии она была продолжением ее собственной борьбы за свободу и независимость.

Развивая отношения с Индией, Советский Союз утверждал себя в Азиатском регионе, что способствовало укреплению его статуса в качестве азиатской и мировой державы. Добрые отношения с Индией, как одним из лидеров Движения неприсоединения, были важны для развития связей с другими участниками этого движения и развивающимся миром в целом. Взаимовыгодное сотрудничество с Индией имело значение для Советского Союза и потому, что демонстрировало миру реальную возможность тесной кооперации между странами, принадлежащими к разным политическим системам.

В свою очередь, Индия была заинтересована в развитии отношений с Советским Союзом в целях укрепления ее независимости, усиления ее позиций в политическом диалоге со странами Запада. Сотрудничество с СССР повышало ее безопасность в Южной Азии, Индийском океане и особенно в отношениях с Пакистаном и Китаем. Развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с Советским Союзом отвечало задачам создания независимой экономической базы страны.

Стратегическая линия Советского Союза на развитие связей с Индией в условиях противоборства двух систем была вполне оправданной и приносила ощутимую выгоду обеим сторонам, отвечая их национальным интересам. В то же время советско-индийское сотрудничество не вносило дисбаланса в международные отношения, не подрывало сложившуюся структуру мировых связей, а, наоборот, придавало ей большую стабильность.

635


Глава 37 ИНДИЙСКО-РОССИЙСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Индийско-российские отношения после распада СССР

После распада СССР в мире сложилась принципиально новая ситуация, когда старые, устоявшиеся десятилетиями подходы и оценки

всистеме глобальной и региональной политики пришли в противоречие

среальной действительностью и не могли уже удовлетворять интересы государств – членов мирового сообщества. Вся система мировой политики, региональных и двусторонних отношений нуждалась не только

вкритической переоценке, но и в радикальном пересмотре с учетом сложившейся обстановки и национально-государственных интересов стран. В круг вопросов, от которых зависело настоящее и будущее всего мира, в том числе отношений между разными странами, в том числе между Россией и Индией, входили прежде всего глобальные проблемы, связанные с развалом СССР, изменением баланса политических сил на мировой арене, складыванием новой структуры геополитических и региональных связей.

Одним из важнейших факторов геополитики был распад биполярной системы международных отношений. Эта система, при всех присущих ей пороках и недостатках, имела фундаментальное значение для всех стран, в том числе СССР и Индии. В ней все было более или менее отлажено, цели и задачи каждой из стран были достаточно ясны. Национальные интересы всех стран выстраивались в весьма четкий ряд в рамках этой системы. Но нет пути назад в эту систему международных отношений. Не очень далеки были от истины те, кто говорил о складывании многополярной системы и, соответственно, о выработке всеми странами своей внешней политики в этих условиях. Но ситуация еще окончательно не проявилась. По сути дела, мир находился в состоянии всеобщего политического кризиса, в ходе которого определялись дальнейшие пути развития человечества. Шли поиски участниками этого процесса своего места в международных отношениях. Это касалось всех стран, малых и больших, в том числе и Индии.

Возможно, начался новый этап истории, в котором каждая из стран, развиваясь с учетом ее традиций, обычаев, национальных ин-

636

тересов, будет вносить свой вклад в решение огромных и сложных проблем мирового устройства. Без учета интересов пока еще молчаливого большинства человечества в странах Азии и Африки любая политика может зайти в тупик. Перемены в мире происходили на фоне многочисленных конфликтов и проблем, которые остались со времен холодной войны. Как показывал опыт Ближнего Востока и Афганистана, эти конфликты не поддавались быстрым и легким решениям. К старым конфликтам и проблемам добавились многочисленные новые.

Распад Советского Союза, писал бывший секретарь по иностранным делам Индии Джотиндра Натх Диксит, привел к исчезновению тех гарантий, которые обеспечивали для Индии дружественные отношения с СССР. Индия уже не могла рассчитывать на вето России в Совете Безопасности в случае обсуждения там «критического вопроса индийско-пакистанских отношений». Она должна была адаптироваться к новой ситуации и выработать такую модель отношений со всеми влиятельными державами, которая обеспечивала бы безопасность ее интересов на международных форумах1345.

Браджеш Мишра, советник по национальной безопасности бывшего премьер-министра А.Б. Ваджпаи, отмечал, что окончание холодной войны радикально изменило глобальную сцену. Это также совпало с фактическим прекращением действия индийско-советского договора 1971 г. Индия столкнулась с главной проблемой: какое место она должна занять в изменившемся мире? Потребовался пересмотр индийской внешней политики. Возникла необходимость установления более тесных отношений с США – единственной сверхдержавой в мире. В то же время приходилось учитывать усиление Китая на мировой арене. Меняющиеся отношения Индии с тремя державами – США, Россией и Китаем – привели к генерированию новых стратегических идей, которые должны были учитывать эти факторы1346.

Начавшаяся в 1991 г. активная либерализация и глобализация индийской экономики (хотя и подготовленная предыдущим ходом развития страны) стала своеобразным ответом на новые вызовы. Индия приняла изменившийся мир таким, каким он был в конце ХХ в., и стала активно использовать новые возможности для укрепления своих экономических и политических позиций. Индия и раньше никогда не замыкалась на одной стране или группе стран и стремилась проводить диверсифицированную внешнюю политику, «играя по всему полю». Тем не менее, решение о радикальной переориентации внешней политики было, очевидно, непростым. Для этого предстояло ответить на ряд нелегких вопросов: как в новых условиях могли повести себя крупнейшие державы – США, Китай, Япония, европей-

637