Файл: 122_yurlov-history_1234of_india.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 1094

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

около 75 млн. долл. ежегодно из-за опасения нарушить наши отношения с Пакистаном. В ответ на эту помощь индийцы были готовы: 1) согласиться не покупать оружие у коммунистических стран; 2) заключить соглашение с Пакистаном о поддержании равного соотношения вооруженных сил; 3) сотрудничать с нами на политической основе для установления большей стабильности в Азии и Юго-Восточной Азии. И только в августе 1964 г., когда стало ясно, что мы не готовы предоставить эту помощь, Индия повернулась к Советскому Союзу как главному источнику вооружений»1432.

Охлаждение в отношениях между Индией и США

Всередине 1960-х годов в Индии сложилась критическая ситуация с обеспечением населения продовольствием, вызванная тремя подряд засухами, что привело к голоду в ряде районов страны, росту инфляции и резкому сокращению валютных резервов. В июле 1965 г. президент США Линдон Джонсон приказал приостановить направление продовольственной помощи Индии по Закону PL 480 и таким

образом оказать политическое давление на нее. Такая тактика нанесла огромный урон индийско-американским отношениям1433.

Вавгусте 1965 г. президент Джонсон писал своим подчиненным: «Нам следует отказаться от предоставления военной помощи как Пакистану, так и Индии». Позже, 2 мая 1966 г., новый госсекретарь США Уолт Ростоу отметил: «Наша точка зрения состоит в том, что (1) Индия действительно более важна, чем Пакистан. Но (2) в индийских

интересах, так же как и в наших интересах, следует сохранять открытым подход Запада к Айюбу»1434. И Джонсон, и Ростоу подчеркивали, что Пакистан является крупной региональной державой и важным исламским государством. Администрация США считала, что попытки «изолировать» Пакистан и обращаться с ним как с изгоем из-за того,

что он испытывал трудности с демократизацией, могли привести

ккатастрофе в Южной Азии и в более обширном регионе. Однако

всамой Америке было немало политиков и специалистов по международным отношениям, которые полагали, что Пакистан представляет собой типичный образец «несостоявшегося государства».

Вмарте 1966 г., вскоре после назначения Индиры Ганди премьерминистром, свой первый официальный визит за рубеж она совершила

вАмерику. Президент Джонсон публично обещал ей всестороннюю помощь, однако не торопился с реализацией этого обещания. Много

позже, в марте 1979 г., И. Ганди заявила, что Джонсон оказывал на нее давление, чтобы заставить ослабить связи Индии с СССР1435. Попытка

671


таким образом воздействовать на Индию в трудный для нее час имела далеко идущие последствия. Вместо того, чтобы подчиниться этому давлению, Индия продолжила независимый курс во внешней стратегии и линию на самообеспечение в продовольственной политике. И ей это удалось в сравнительно короткое время.

Среди главных внешнеполитических вопросов, поднятых во время этого визита И. Ганди в США, была проблема Китая. Премьерминистр Индии выступила с жесткой критикой КНР. Она заявила, что Китай не верит в мир и мирное сосуществование, он хочет использовать «сельские районы» Афро-Азиатских стран для атаки на промышленно развитые «города» Запада. И именно в этих огромных и населенных сельских районах Китай должен быть остановлен. И что Индия, защищая от Китая 2000-мильную границу вдоль Гималаев и придерживаясь демократических идеалов, ведет борьбу «в интересах Запада». Индия, сказала она, может быть «азиатской альтернативой, альтернативной моделью экономических и социальных изменений, демократической, социалистической моделью». В совместном коммюнике по итогам визита И. Ганди в США отмечалось, что индийский премьер-министр «подтвердила решимость ее страны защищать свободу и целостность Индии и рассказала о вызове, который представляет агрессивная политика КНР. Премьер-министр Индии и пре-

зидент США согласились в том, что такая политика представляет угрозу миру, особенно в Азии»1436.

И. Ганди сделала ряд заявлений и по вопросу об отношениях между Индией и Пакистаном. Она подчеркнула необходимость своей страны решать проблемы с Пакистаном мирными методами, отвергла обвинения в том, что Индия не примирилась с самим существованием Пакистана и высказала готовность открыть границы и вести дело к тому, чтобы совместными усилиями залечить раны раздела Индии в 1947 г. Однако И. Ганди решительно высказалась против проведения в Кашмире плебисцита, который мог поставить под вопрос единство Индии. «Мы не можем сегодня пойти на второй раздел Индии на религиозной основе, – сказала она. – Это разрушит фундамент индийского государства»1437.

Из рассекреченных в начале 2000 г. американских документов следовало, что руководство США не доверяло Индии. Государственный секретарь США Дин Раск в телеграмме послу Америки в Индии Честеру Боулсу 26 июля 1966 г. совершенно определенно писал об этом: «Индия движется к полному военному господству на субконтиненте. Ее собственный потенциал по производству вооружений плюс очень существенные поставки советского военного оборудования дают ей возможность говорить, что Индия имеет право наращивать свои

672


вооруженные силы с помощью Советского Союза, а Пакистан не имеет права получать даже запасные части из США. Поведение Индии в течение последних 20 лет в отношении Кашмира не может считаться приемлемым. Ее точка зрения, что здесь нет предмета для обсуждения и вопрос закрыт, противоречит неоднократным действиям ООН и наталкивается на долговременную естественную позицию США, которая состоит в том, что желание любого народа должно иметь решающее значение в таких политических вопросах… Я сомневаюсь, – продолжал Раск, – что мы должны полагаться на Индию как на нашего единственного партнера на субконтиненте, потому что я не верю, что Индия могла бы взять на себя роль такого партнера»1438.

В последующие годы никакого заметного продвижения в развитии индийско-американских отношений не произошло. Частично это можно объяснить тем, что США «увязли» в войне во Вьетнаме, в то время как Индия требовала прекращения американских бомбардировок в этой стране и говорила о необходимости политического решения. Индия заявляла, что вьетнамцы имеют право сами выбирать свое правительство, без иностранного вмешательства.

Отношения между Индией и США еще более обострились

в1967 г. во время войны на Ближнем Востоке, когда Индия выступила на стороне арабов, а не Израиля, и поддержала позицию Советского Союза в этом вопросе.

Краткий визит президента США Ричарда Никсона в Индию с 31 июля по 1 августа 1969 г. не развеял разногласий, существовавших между двумя странами. А после того как в 1972 г. состоялся визит Никсона

вКитай, США начали активно развивать связи с КНР, и их интерес

кИндии почти совсем угас.

В1970-е годы США фактически признали Китай в качестве глобальной державы наряду с СССР, но отношение американцев к Индии оставалось прежним – как к стране, не игравшей большой роли

вмировой политике. Как писали в 1979 г. американские исследователи Меллор и Ольденбург, «в то время как Индия стала средней державой (курсив наш. – Ф.Ю., Е.Ю.), ее образ как страны бедной и

неспособной решать проблемы продолжал доминировать в общественном сознании Америки»1439.

Вчереде конфликтных ситуаций между США и Индией особое место заняли события, связанные с войной между Индией и Пакистаном в 1971 г. и образованием независимого государства Бангладеш (см. Главу 39). Америка полностью поддержала Пакистан во главе с президентом генералом Яхья Ханом и объявила освободительное движение в Восточном Пакистане сепаратистским. Она заявила, что Восточный Пакистан, по существу, оккупирован индийскими войска-

673


ми, и это представляет угрозу миру во всем мире. Поставленная на голосование в СБ ООН резолюция США, осуждающая Индию, не была принята, так как СССР наложил на нее вето.

В стремлении найти политическое решение проблемы И. Ганди прибыла в США, чтобы попытаться убедить американскую администрацию оказать давление на власти Пакистана отказаться от использования военной силы и удовлетворить требование народа Восточного Пакистана о независимости. Эта ее попытка не увенчалась успехом.

Более того, руководство США дало приказ авианосцу «Энтерпрайз» прибыть в Бенгальский залив. Это была демонстративная поддержка Пакистана. Эпизод с этим авианосцем на долгие годы остался в памяти индийцев как символ враждебности Америки по отношению к Индии1440. В это же время президент США Никсон обдумывал возможность использовать ядерное оружие. Он писал позже, в 1985 г.: «Было три других случая, кроме войны во Вьетнаме, когда я рассматривал возможность применить ядерное оружие… Один из них произошел в 1971 г. во время индийско-пакистанской войны. После того, как И. Ганди завершила уничтожение Восточного Пакистана, она хотела захватить Западный Пакистан. По крайней мере, я так понимал ситуацию. Китайцы уже "лезли на стены". Мы были озабочены тем, что Китай может вмешаться, чтобы остановить Индию. До недавнего времени мы не знали, что у Китая не было такой возможности. Но если бы он вмешался, а Советский Союз отреагировал, что нам оставалось бы делать? Не было бы вопроса – что нам следовало делать»1441.

Военный конфликт между Индией и Пакистаном обнажил огромные различия в подходах между Индией и США к политике в регионе Южной Азии. Тем не менее, президент США Джеймс Картер нанес визит в Индию в январе 1978 г., но не посетил Пакистан. Главными темами переговоров Картера с индийскими лидерами и его публичных выступлений был обмен идеями о демократических ценностях и свободах, а также обсуждение перспектив двустороннего сотрудничества. Были намечены планы роста торговых отношений между двумя странами. К тому времени США были главным торговым партнером Индии, получавшим 13% ее экспорта и поставлявшим 25% ее импорта1442. Среди разногласий между обеими странами наиболее важным было требование США, чтобы Индия согласилась на контроль над ее атомной промышленностью в обмен на поставку из Америки обогащенного урана для АЭС в Тарапуре. На это пре- мьер-министр М. Десаи заявил, что Индия не будет больше проводить ядерных испытаний, но отказался подписать Договор о нераспространении ядерного оружия.

674


Через некоторое время после визита Картера в Индию США прекратили поставку ядерного топлива для АЭС в Тарапуре, что вместе с другими факторами надолго остановило процесс нормализации ин- дийско-американских отношений1443. В июне 1978 г. состоялся ответный визит Десаи в США. Однако индийско-американские политические отношения продолжали оставаться на весьма низком уровне, о чем свидетельствовало и то, что последующий визит американского президента в Индию состоялся только через 22 года. Наступил своеобразный «мертвый сезон» в отношениях этих государств.

Низкий уровень отношений между США и Индией в течение десятилетий был связан и с тем, что Америка рассматривала Индию не как крупное, влиятельное государство, а как страну, занимающую в лучшем случае место во «втором ряду» государств в мире. Такой подход нашел свое отражение в долговременной политике США в отношении Индии. Отдельные позитивные моменты в индийскоамериканских контактах сменялись длительными периодами отчуждения и расхождений по важным международным проблемам1444.

В течение почти всего периода независимости Индии ее отношения с США характеризовались неустойчивостью и нестабильностью. Проводимая Индией политика неприсоединения, направленная на то, чтобы не быть вовлеченной в блоки, возглавляемые США и

СССР, также не соответствовала интересам Америки. Индийскоамериканские отношения оказались подверженными влиянию многих других факторов, которые были причиной не только постоянной напряженности, но временами охлаждения и даже деградации в контактах двух стран. Одним из таких критических факторов было глобальное соперничество между СССР и США. Америка, как пишет Строуб Тэлботт, «подбирала себе союзников, расположенных на периферии советской империи». Одним из них стал Пакистан, главной

внешнеполитической задачей которого было обеспечить себе защиту от Индии1445.

Перемены в отношениях между Индией и США после распада СССР

После распада СССР в Индии началась переоценка ее отношений с США. Процесс сближения обеих стран растянулся на целое десятилетие. Первые заметные подвижки в индийско-американских отношениях произошли во время визита президента США Билла Клинтона в Индию в марте 2000 г., который открыл новую страницу в отношениях между США и Индией. Как пишет С. Тэлботт, в то

675

время заместитель госсекретаря США, для этого потребовалось очень много времени, «было потеряно полвека». Все эти годы Индия, ее «политическая и интеллектуальная элита чувствовала себя ненужной правительству США, которое смотрело на нее свысока и презирало ее… Около 40 лет Америка находилась в состоянии идеологической и геополитической вражды с Индией… Одна из причин этого состояла в том, что США и Индия были в хороших отношениях с главными их врагами – США с Пакистаном, Индия – с Советским Союзом». «Распад СССР создал возможность для администрации Клинтона высвободить отношения со странами Южной Азии от ограничений и искажений холодной войны»1446.

В ходе визита Клинтона обе стороны подчеркивали те аспекты двусторонних отношений, по которым их позиции совпадали или были близки и ограничивались констатацией общих положений по вопросам, являвшихся предметом разногласий или противоречий. В одном из главных документов этой индийско-американской встречи в верхах «Отношения между Индией и США: взгляд в ХХl век» говорилось, что обе страны являются крупнейшими демократиями, представляют собой государства, спаянные многообразными традициями и религиями, которые постоянно доказывают, что черпают свою силу в разнообразии. Отмечалось также, что в прошлом отношения между двумя странами нередко дрейфовали, а не следовали твердому курсу на сотрудничество. Сейчас обе державы убеждены, что настало время выработать новое, плодотворное направление в развитии двусторонних связей. Лидеры Индии и США заявляли, что в их странах созданы творческие предпринимательские общества, оба государства являются лидерами информационного века. XXI в. будет во многом зависеть от успеха их сотрудничества в деле мира, процветания, демократии и свободы. Однако обе страны считали, что напряженность в Южной Азии может быть разрешена только усилиями стран этого региона.

Разделяя общую приверженность задаче сокращения и в конечном итоге ликвидации ядерного оружия, Индия и США признавали, что они не всегда соглашались в том, как достичь этой общей цели. США считали, что Индия должна отказаться от ядерного оружия. Индия полагала, что она нуждается в поддержании минимального ядерного сдерживания для обеспечения ее безопасности1447.

В Индии и Америке все чаще стали раздаваться голоса в пользу более быстрого и активного сближения обеих стран. Влиятельные конгрессмены в США выступали за снятие санкций, наложенных после индийских ядерных испытаний в мае 1998 г., и «вовлечение Индии как политического, экономического и военного союзника»

676