Файл: 122_yurlov-history_1234of_india.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 1091

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в орбиту США с целью укрепления безопасности и стабильности в Азии. Однако по-прежнему в отношениях между Индией и США остава-

лись крупные нерешенные проблемы, связанные с ядерной безопасностью как в Южной Азии, так и на всем Азиатском континенте1448.

Индия и Америка идут навстречу друг другу

Во время холодной войны ориентация Индии на Советский Союз, участие в качестве лидера в движении неприсоединения во многом определяли ее политические отношения с Америкой. В течение нескольких лет после распада Советского Союза Индия осталась как бы в стороне от главных событий в мире – Россия резко развернулась на Запад, а Запад, в том числе США, не торопился форсировать укрепление отношений с Индией. Это можно было объяснить, в частности, тем, что у Запада были более приоритетные задачи – закрепление успехов, связанных с «победой» в холодной войне, в первую очередь

собеспечением условий необратимости раскола СССР, решением проблем ядерного разоружения Украины, Белоруссии и Казахстана, а также укреплением влияния США и Запада среди бывших социалистических стран Восточной Европы. Последней в этом ряду была Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), которая перестала существовать как единое государство к середине 1990-х годов. Процесс ее дальнейшего распада при активном участии Запада был продолжен в последующие годы. Только после решения этих задач США обратились в сторону Индии.

Что касается Индии, то она исходила из того, что ее отношения

сАмерикой должны быть перестроены на равноправной основе. Индия считала, что, как и США, она является крупнейшей демократией, что обе стороны привержены свободе слова, имеют традиции частного предпринимательства и свободного рынка. Между Индией и США, говорил премьер-министр Индии А.Б. Ваджпаи, нет конфликта интересов. Однако потенциал развития отношений между обеими странами не был использован в течение последних 50 лет. В чем причина этого? «В нежелании Америки признать нас в качестве ответственного члена международного сообщества. США не идут навстречу индийским интересам и озабоченностям», – заявил Ваджпаи в Нью-Йорке в сентябре 1998 г. Среди них – региональные проблемы, связанные с Афганистаном, которые важны с точки зрения безопасности Индии. Кроме того, Индия хотела бы более продуктивно сотрудничать с США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в реорганизации Совета Безопасности ООН. По мнению Ваджпаи,

677


если индийско-американские отношения будут основаны на равноправии и взаимности интересов, они смогли бы стать фундаментом завтрашнего стабильного и демократического мирового порядка1449.

Линия на взаимодействие Индии с США была энергично продолжена правительством Национального демократического альянса во главе с А.Б. Ваджпаи и администрацией Джорджа Буша-младшего. Еще во время первой предвыборной президентской кампании в 2001 г. Буш говорил об Индии как о «важной, но несправедливо забытой» стране, что в течение многих лет Америка была основным торговым партнером Индии, но ей не хватало более тесного взаимодействия с Индией в политической сфере.

Организованная в Конгрессе США лоббистская группа в пользу расширения связей с Индией к началу XXI в. насчитывала более 120 человек. В ее задачи входило разъяснение членам Конгресса, администрации США и общественности огромных возможностей американо-индийского сотрудничества. «Понимание значения Индии, – говорили руководители этой группы,– должно стать приоритетной задачей. И только на этой основе можно создать прочную дружбу». Часть политического истеблишмента США полагала, что Индия «хорошо сочетается» с Америкой в геополитическом плане, прежде всего благодаря «приверженности демократии и верховенству закона». И конечно, миллиардная Индия привлекала бизнесменов США как потенциальный огромный рынок, особенно в связи с ее экономическими реформами в стране и политикой либерализации. Немалые надежды возлагались на два миллиона индийских американцев, которые весьма успешно адаптировались к условиям США. Они не порывали связи с Индией, а, наоборот, служили в качестве моста между двумя странами, особенно в наукоемких отраслях экономики, таких как информатика и программное обеспечение.

Существенным моментом в развитии индийско-американского сотрудничества была благожелательная реакция Индии в отношении планов США по созданию системы национальной противоракетной обороны. Другим крупным шагом на пути сближения двух стран стало изменение позиции США по вопросу о ядерном статусе Индии. В 2000 г. Америка впервые заявила о готовности признать Индию в качестве ядерной державы1450. В контексте американской глобальной политики Индия и Южная Азия стали рассматриваться как важный для США регион. Об этом прямо говорили в администрации Буша: «США имеют стратегические, политические и экономические интересы во всей Южной Азии». При этом подчеркивалось, что Индия добилась «нового глобального статуса», и ее роль простирается далеко за пределы этого региона1451.

678


В начале XXl в. Индия и США вели активную работу по расширению связей, в том числе и в военной сфере. В совместном индий- ско-американском документе, подписанном после встречи Ваджпаи с Бушем в Вашингтоне в ноябре 2001 г., особое внимание было уделено сотрудничеству в области обороны. По словам тогдашнего посла США в Индии Роберта Блэкуилла, «Америка исключительно высоко расценивает крепнущее военное сотрудничество с Индией … что отвечает долгосрочным интересам обеих стран в этой области»1452.

Линия на расширение сотрудничества с Индией особенно энергично стала осуществляться с 2002 г. республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего. С тех пор отношения между странами развивались невиданными ранее темпами. В контексте новой американской глобальной политики Индия и Южная Азия стали рассматриваться как важный регион, в котором Америка имеет стратегические, политические и экономические интересы.

Индия, в свою очередь, стремилась развивать интенсивный диалог с США в политической, экономической, научно-технической и других областях. Принципиально важной была встреча премьерминистра правительства НДА А.Б. Ваджпаи с президентом Дж. Бушем в Нью-Йорке в сентябре 2002 г., в ходе которой обе стороны заявили о намерении развивать двусторонние отношения на качественно новой основе с учетом их общих стратегических интересов

вАзии и других регионах. Еще одной вехой в отношениях между Индией и США стала встреча Ваджпаи и Буша в январе 2004 г., на которой был выработан план широкомасштабного сотрудничества. Планом,

вчастности, предусматривалось взаимодействие обеих стран в области гражданской атомной промышленности, в космических исследованиях и диалог по противоракетной обороне. Отмечалось также, что интересы и мнения Индии и США не всегда совпадали. Однако это не является причиной конфликта или противостояния двух стран.

Правительство Объединенного прогрессивного альянса (ОПА) во главе с Конгрессом, пришедшее к власти в 2004 г., тоже заявило, что придает большое значение развитию и углублению отношений с США как с крупнейшим торгово-экономическим партнером Индии. Отмечалось, что Индия является сильной державой и в интересах США иметь хорошие отношения с ней. Однако в индийскоамериканских отношениях пока нет коренных изменений, тем более Индия не может быть «естественным партнером» США, по-

скольку они предоставляют Пакистану статус «главного союзника» вне НАТО1453.

И, тем не менее, Индия настойчиво подтверждала свою готовность активно развивать отношения с США. В послании президенту США

679


Джорджу Бушу по случаю его избрания в 2004 г. на второй срок пре- мьер-министр Индии Манмохан Сингх подчеркнул, что высшим приоритетом обеих стран является обеспечение безопасности в будущем мировом устройстве. Он заверил Буша, что Индия как партнер в борьбе «против терроризма и распространения оружия массового поражения будет рядом с США в укреплении международного мира и стабильности». В послании отмечалось также, что Индия и США разделяют цели борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, выражалась надежда, что обе страны разработают «амбициозную повестку дня для более широкого стратегического сотрудничества» в области высоких технологий, торговли и обороны1454.

Крутой поворот в индийско-американских отношениях

Индия с ее быстро растущей экономикой представляла собой огромный рынок, в том числе и в области гражданской ядерной энергетики. 18 июля 2005 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент США Джордж Буш подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике (см. Главу 41). Таким образом, мысль об «естественном партнерстве» между Индией и Америкой стала обретать конкретные очертания. В первую очередь речь шла об укреплении сотрудничества обеих стран в области энергетики, что чрезвычайно важно для Индии, которая являлась пятым крупнейшим потребителем энергии в мире. Этим самым закладывался фундамент для партнерства между обеими странами и в других сферах. Между тем отношения между Индией и США все еще находились на такой стадии, когда между ними существовали фундаментальные различия по ряду вопросов.

В этой связи характерную интерпретацию значения развития ин- дийско-американских отношений дал главный переговорщик с индийской стороны по ядерному соглашению между Индией и США крупный чиновник МИД Индии С. Джайшанкар. Он полагал, что это партнерство открывало для Индии возможность более широкого глобального сотрудничества, которое раньше было ей недоступно. По его мнению, США вели переговоры с Индией не только от своего имени, но и от имени всего международного сообщества. Многие эксперты не смогли «идти в ногу» с развитием индийско-американских отношений, писал Джайшанкар, поскольку они позиционировали эти отношения в статичной глобальной ситуации, тогда как нужно было оценивать все последствия окончания холодной войны. «Для США Европа становилась все большим конкурентом и моделью альтернативных жизненных ценно-

680