Файл: 122_yurlov-history_1234of_india.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 1056

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к Договору о всеобщем запрещении ядерного оружия (ДВЗЯО) на равноправных началах и без каких-либо условий1619.

Характерно, что через год после ядерных испытаний Индия заявила, что использование США и их союзниками силы против суверенной Югославии противоречит Хартии ООН и международным правовым нормам. Натовские бомбежки Югославии, сказал премьерминистр Ваджпаи, должны «открыть глаза» странам индийского субконтинента. «Слабость является приглашением к нападению. Сейчас,

когда Индия обладает ядерным оружием,– сказал он,– любая страна подумает дважды перед тем, как напасть на нас»1620.

«Миротворческая операция» НАТО во главе с США в Югославии в марте–июне 1999 г., писал в «Лос-Анджелес Таймс» профессор Калифорнийского университета Том Плэйт, подтвердила, что развивающиеся государства, в том числе и Индия, не могут безразлично относиться к тому, что происходит в мире. Эти страны «отмечают, что вновь Соединенные Штаты при помощи крылатых ракет и при поддержке из-за кулис мощнейшего на земле ядерного арсенала добились в Косово того, чего они хотели, не потеряв ни одного летчика. Китай с тревогой и страхом наблюдал за тем, как западная технология делала с непокорной Югославией то же самое, что она раньше совершила в Ираке в 1991 г. За югославской кампанией НАТО внимательно следили также Индия и Пакистан, которые незадолго до этого потрясли мир своими ядерными испытаниями»1621.

Видимо, не случайно, что именно в разгар натовской операции в Югославии Индия произвела в апреле 1999 г. успешный запуск новой ракеты средней дальности (2000 км) Агни-II, способной нести ядерную боеголовку. Испытание этой ракеты было проведено через пять лет после последнего запуска Агни-I в феврале 1994 г. Такой перерыв в испытаниях был вызван давлением со стороны США. На сей раз в сложившейся обстановке Индия решила проигнорировать это давление.

Санкции США

После индийских ядерных испытаний США ввели военные и экономические санкции против Индии, в частности запретили экспорт в эту страну вооружений, а также деятельность компаний, которые могли подозреваться в связях с индийской ядерной программой. Позже Америка выдвинула ряд условий, принятие которых привело бы к снятию санкций с Индии. Первое – участие в ДВЗЯИ; второе – сотрудничество Индии в переговорах о постоянном запрете на про-

749


изводство расщепляющихся материалов; третье – «стратегический режим сдерживания», по которому арсенал баллистических ракет Индии должен быть ограничен уже существующими двумя типами – Агни и Притхви; Индия должна согласиться не размещать ракеты вблизи пакистанской границы, не устанавливать боеголовки на ракеты и не хранить их вблизи ракет; четвертое – Индия должна установить строгий контроль («мирового класса») над экспортом опасных материалов, технологий или ноу-хау, которые в случае их попадания в «не те руки», облегчат другим странам изготовление ядерного оружия и баллистических ракет; и пятое – возобновить диалог с Пакистаном для обсуждения главных причин напряженности между двумя странами, «включая Кашмир»1622.

У индийцев однако были другие взгляды на эти проблемы. По важнейшей из них – подписанию ДВЗЯИ – премьер-министр Ваджпаи заявил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1998 г., что Индия, объявив мораторий на ядерные испытания, уже приняла на себя основные обязанности по ДВЗЯИ. Вместе с тем в письме президенту США он ушел от какого-либо обещания по этому договору. 13 октября 1999 г. сенат США выступил против ратификации ДВЗЯИ, который был подписан Клинтоном еще два года назад. В результате администрация США лишилась, как пишет Тэлботт, «большой дубинки» в переговорах с Индией по вопросу о ее политике после ядерных взрывов в мае 1998 г. Это был первый мощный удар по санкциям против Индии1623.

Существует мнение, что индийцы, просчитывая политические последствия ядерных испытаний, исходили из того, что санкции начнут утрачивать силу через полгода после их объявления. Действительно, уже в сентябре 1998 г. во время визита Ваджпаи в Париж президент Франции Жак Ширак заявил, что его страна будет поддерживать стратегический диалог с Индией как с партнером в строительстве многополюсной международной системы. К этому времени Германия, Италия и Великобритания также стали проявлять намерение ослабить санкции. В этих условиях США решили сами готовиться к их постепенной отмене. В январе 1999 г. Америка предложила снять запрет на использование кредита Всемирного банка в 210 млн. долл. для строительства нескольких электростанций в штате Андхра Прадеш «в обмен» на обещание Индии подписать ДВЗЯИ. Поступали и другие предложения по ослаблению режима санкций. Но индийцы не

приняли их и спокойно стали ждать того времени, когда санкции отпадут сами по себе1624.

В августе 1999 г. индийцы опубликовали проект ядерной доктрины, который, по мнению американцев, свидетельствовал, что Индия

750



придерживается своей прежней позиции по ядерным вооружениям и не готова на какие-либо уступки в переговорах с США. В соответствии с проектом доктрины, Индия намеревалась разрабатывать и размещать ядерную триаду – на самолетах, мобильных ракетах наземного базирования и морских силах. В случае реализации этих планов она, по мнению американцев, могла получить ядерный арсенал, не только равный арсеналам Великобритании и Франции, но даже более мощный, что привело бы к ускорению китайской ядерной программы1625.

12 октября 1999 г., через день после приведения к присяге правительства во главе с Ваджпаи, Клинтон сообщил ему о своем желании совершить поездку в Индию. В письме премьер-министру Индии он писал: «На нас, как на лидерах двух крупнейших демократий в мире, лежит особая ответственность продемонстрировать, что демократия – это лучшая основа не только для внутреннего процветания и стабильности, но и для сотрудничества и гармонии между демократическими странами, и я рассчитываю работать с Вами на этом поприще». В том же месяце президент США отменил значительное число остававшихся санкций против Индии (а в случае с Пакистаном ослабил только несколько из них). Таким образом, США хотели показать, что они готовы пойти на ускоренное улучшение отношений с демократической, хотя и ядерной Индией. И в то же время медленнее двигаться навстречу Пакистану, который снова оказался под правлением военных1626.

Поворот в индийско-американских отношениях и ядерная программа Индии

После визита президента США Билла Клинтона в Индию в марте 2000 г. начался новый этап в отношениях между двумя странами. Следующий президент США Джордж Буш стал активно развивать связи с Индией. Это дало основание газете «New York Times» писать в августе 2001 г., что «администрация Буша движется широким фронтом в деле укрепления отношений с Индией, которую она рассматривает как забытого в США, но потенциально важного стратегического союзника и торгового партнера в Азии1627.

Среди мер по укреплению американо-индийских связей важное место должно было принадлежать отмене остающихся санкций. Эта отмена, писала «The New York Times», «устранит раздражитель в отношениях между двумя странами, а также послужит сигналом, что у США нет другого выбора, как признать, что Индия – вторая по численности населения страна мира – пробилась в члены ядерного

751


клуба. И, что особенно важно, такой пересмотр прежних подходов не будет выглядеть странным, учитывая оппозицию администрации Буша в отношении Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также ее намерения создать ядерный щит против того, что она склонна рассматривать в качестве неизбежного – распространения ракетной технологии и оружия массового уничтожения». Иными словами, «США должны считаться с тем, что Индия является ядерной державой, и джина невозможно снова засунуть в бутылку». Эта же мысль высказывалась и американскими официальными лицами. В августе 2001 г. заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж заявил: «Индия является ядерной державой»1628. Но это не означало формального признания ядерного статуса Индии.

Несколько раньше – в мае 2001 г. – США выступили с инициативой по созданию национальной противоракетной обороны (НПРО). Президент Буш заявил, что Договор по противоракетной обороне (ПРО), подписанный США и СССР в 1972 г., является наследием холодной войны и должен быть заменен системой американской противоракетной обороны, которая защитит США и их союзников от «стран-изгоев» – Ирана, Ирака, Северной Кореи, Ливии. Президент США сказал, что в нынешнем мире «сдерживания времен холодной войны недостаточно, чтобы сохранить мир, защитить наших граждан, союзников и друзей». Намерения администрации США создать НПРО вызвали возражения и противодействие в Европе и Азии, в том числе в России и Китае, а также в самой Америке. Аргументы противников этой инициативы США состояли в том, что она может привести к разрушению стратегической стабильности, основанной на всей предыдущей системе договоров, в том числе СНВ-1, СНВ-2 и других (всего около 30 договоров), вызвать гонку вооружений1629.

Правительство Индии в целом поддержало эту инициативу США. Оно приветствовало это американское предложение «как отход от норм холодной войны» и как «основанное на консультациях и сотрудничестве, а не на конфронтации»1630. Индия заявила, что «существует стратегическая и технологическая неизбежность в отходе от мира, который является заложником доктрины взаимно гарантированного уничтожения, к основанному на сотрудничестве оборонному переходному периоду, который будет подкрепляться дальнейшими сокращениями оружия и снятием с боевой готовности ядерных сил»1631. Вместе с тем в самой Индии ряд политических партий, в их числе Индийский национальный конгресс, выступили против планов США, считая, что они могут разрушить международный консенсус по ядерному разоружению1632. Кроме того, Индия выражала глубокую

752