ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 1192
Скачиваний: 0
озабоченность «достоверными сообщениями о наращивании ядерных
иракетных сил КНР»1633.
В2002 г. была создана совместная Индийско-американская группа по сотрудничеству в области высоких технологий с целью облегчить процесс их передачи в Индию. В 2003 г. была разработана программа по ослаблению контроля и лицензирования со стороны США и осуществлению Индией мер в сфере нераспространения ядерного оружия с тем, чтобы снять озабоченности США и других государств по этим вопросам.
Ядерная доктрина Индии
В 2003 г. Индия обнародовала политические принципы, на основе которых она управляла ядерным арсеналом. Эти принципы соответствовали доктрине, подготовленной Национальным консультативным советом по безопасности (National Security Advisory Board). Суть ядерной доктрины Индии состояла в следующем: не использовать ядерное оружие первой; создавать и сохранять ядерный потенциал на надежном минимальном уровне сдерживания; не использовать ядерное оружие против неядерных государств; в случае ядерного нападения на Индию ядерный ответ на это будет «массивным с целью нанесения неприемлемого ущерба» противнику; Индия сохраняла за собой выбор нанесения ответного ядерного удара в случае, если она или ее вооруженные силы, где бы они ни находились, подвергнутся масштабной атаке с использованием биологического или химического оружия; Индия будет продолжать осуществлять контроль над экспортом ядерных и ракетных технологий и материалов; Индия будет придерживаться ранее объявленного ею моратория на проведение ядерных испытаний. Одновременно она заявляла о своей приверженности глобальному разоружению1634.
Тогда же правительство Индии объявило о создании органа по управлению ядерным арсеналом, утвердило правила и порядок его функционирования. Этот орган получил название Управление ядер-
ным командованием (Nuclear Command Authority) – УЯК. Оно со-
стояло из Политического совета, возглавляемого премьер-министром страны. Этот гражданский совет являлся единственным органом, ответственным за применение ядерного оружия. Таким образом, ядерная «кнопка» находится в распоряжении премьер-министра. В этот совет также входили министры – внутренних дел, обороны, иностранных дел, финансов – и заместитель председателя Плановой комиссии. В дополнение к Политическому совету был создан
753
Исполнительный совет во главе с советником по национальной безопасности при премьер-министре. Исполнительный совет обеспечивал УЯК данными и информацией и исполнял директивы Политического совета. Для непосредственного выполнения указаний УЯК было создано Командование стратегическими силами, которое несло ответственность за управление ими1635.
В отличие от Индии, Пакистан не отвергал возможности первым использовать ядерное оружие в том случае, если он «почувствует, что создана угроза его территориальной целостности». В Ядерное командование и Управление по контролю Пакистана (Nuclear Command and Control Authority) над ядерным оружием входили военные, которые играли главенствующую роль в механизме принятия решений, а также политические и научные советники. Окончательное решение по использованию этого оружия принадлежало президенту страны1636.
Официальных данных о числе ядерных боеголовок и средств их доставки ни Индия, ни Пакистан не публиковали. Но, по оценкам института «Система стратегических вооружений Джейн» («Jane’s
Strategic Weapons System») в Лондоне, у Индии в начале XXl в. было от 100 до 150 ядерных боезарядов, у Пакистана – от 25 до 501637.
Прорыв в индийско-американских отношениях по ядерной проблеме
Параллельно с США Индия вела переговоры о мирном использовании ядерной энергии с Францией и Россией. Однако они не привели к ощутимым результатам, поскольку обе эти страны были связаны обязательствами в рамках Группы ядерных поставщиков (Nuclear Supply Group–ГЯП), в которую входили 45 государств. Кроме того, они не хотели, чтобы это нанесло ущерб их отношениям с США. Заявляя о своем стремлении помочь усилиям Индии на этом направлении, они «посоветовали» вести переговоры с Америкой по этим вопросам. В результате Индия провела несколько раундов переговоров с США, итогом которых стало подписание 18 июля 2005 г. премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом и президентом США Джорджем Бушем Совместного заявления о сотрудничестве
вгражданской ядерной области1638.
Всоответствии с Совместным заявлением, Индия согласилась разделить военную и гражданскую ядерные программы. При этом гражданская программа попадала под контроль МАГАТЭ. Индия также согласилась подписать Дополнительный протокол к Соглашению о контроле (1997 г.) и соблюдать руководящие принципы Груп-
754
пы ядерных поставщиков и Режима контроля ракетной технологии (MTCR) в своих законах по экспортному контролю ядерных материалов. Индия также заявила о своем моратории на ядерные испытания и выразила намерение совместно с США работать над договором по прекращению производства расщепляющихся материалов (Fissile Material Cutoff Treaty). В свою очередь, США обязались ускорить поставку ядерного топлива для АЭС в Тарапуре.
ВСовместном заявлении отмечалось, что Индия является «ответственным государством, обладающим развитыми ядерными технологиями», и поэтому она должна пользоваться теми же преимуществами и выгодами, что и страны с развитыми ядерными технологиями, такими как США. Это можно было интерпретировать как признание Америкой Индии как де факто ядерной державой.
Позже по соглашению между Индией и США от 2 марта 2006 г., подписанного во время визита в Индию президента Буша, Индия разделила ядерные объекты на гражданские и военные. В соответствии с согласованным планом к 2014 г. 14 из 22 ядерных реакторов будут находиться под контролем МАГАТЭ (в 2006 г. под контролем было всего 4 реактора). Таким образом, вне контроля МАГАТЭ останется 8 реакторов, которые можно считать стратегическими или военными. С 2006 г. по 2009 г. 11 ключевых исследовательских центров, 3 реактора на тяжелой воде и 2 хранилища отработанного ядерного топлива будут поставлены под контроль МАГАТЭ. Производящий плутоний реактор «Сириус» будет остановлен через 5 лет.
Еще один реактор «Апсара» (с французской активной зоной) к 2010 г. попадет под контроль МАГАТЭ1639. Со своей стороны, США согласились оказать содействие Индии в создании стратегических запасов топлива для реакторов, находящихся под контролем МАГАТЭ, чтобы избежать непредвиденных последствий, связанных с перерывами
впоставках топлива.
Входе индийско-американских переговоров возникли некоторые серьезные проблемы. США требовали, чтобы индийские ядерные установки находились под постоянным контролем МАГАТЭ. Индия согласилась на это, хотя данное требование не было предусмотрено Совместным заявлением от 18 июля 2005 г. Вместе с тем Индия настояла на гарантированных поставках ядерного топлива, чтобы избежать ситуации, которая ранее сложилась в АЭС в Тарапуре. США
вконечном счете согласились с таким предложением Индии. Последняя проблема имела свою предысторию. В мае 1964 г.
Индия и США подписали контракт на строительство в Тарапуре, недалеко от Мумбаи (Бомбей), двух атомных реакторов на легкой воде, каждый мощностью в 210 МВт. Реакторы были построены компани-
755
ей General Electric и начали производить электроэнергию в 1969 г. Еще до начала строительства этой АЭС США заключили с Индией в 1963 г. соглашение о поставках топлива для этих реакторов в течение 30 лет. Однако после индийских ядерных испытаний в 1974 г. США сначала стали задерживать поставки топлива, а затем и полностью прекратили их в 1980 г. С 1983 г. Франция согласилась поставлять топливо для этой АЭС на период до 1993 г. С 1984 г. оба реактора АЭС существенно снизили производство электроэнергии. По некоторым данным, Китай поставил на эту АЭС в 1994–1995 гг. 30 тонн низкоообогащенного урана.
По соглашению между Россией и Индией (октябрь 2000 г.) Россия поставила в 2001 г. для Тарапурской АЭС 50 тонн низкоообогащенного урана, который обеспечивал работу до 2008 г. Однако Россия не смогла продолжить поставки топлива из-за возражений Группы ядерных поставщиков, которая ссылалась на то, что страны, не подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия (в том числе и Индия), не имеют права получать ядерные технологии или топливо.
Вскоре после визита президента США Буша в Индию и подписания индийско-американского соглашения в ядерной сфере Россия объявила 14 марта 2006 г., что поставит топливо для АЭС в Тарапуре, предположительно еще 50 тонн, которые могут продлить работу АЭС до 2012–2013 гг. Объясняя причины поставки топлива для АЭС в Тарапуре, Росатом заявил, что проинформировал Группу ядерных поставщиков об этой поставке, которая вызвана соображениями безопасности реакторов. США посчитали эти действия России преждевременными, поскольку Индии еще предстояло реализовать договор о разделении ядерных реакторов на гражданские (под контролем МАГАТЭ) и стратегические (военные), в соответствии с американоиндийским соглашением. Государственный департамент США заявил, что, хотя Индия и нуждается в ядерном топливе, такого рода соглашения (то есть между Россией и Индией) должны опираться на совместные инициативы между США и Индией, на основе тех мер, которые Индия должна предпринять в будущем1640.
Премьер-министр России Михаил Фрадков объяснил действия России тем, что они «не противоречат международным обязательствам». А индийская сторона заявила, что российские предложения по поставке топлива для АЭС в Тарапуре «не имеют отношения к нашим ядерным соглашениям с США», что они не нарушают руководящих принципов ГЯП и что Россия заранее информировала ГЯП о поставках топлива, исходя исключительно из вопросов безопасности1641.
756
Этот эпизод не стал препятствием на пути сотрудничества Индии и США в ядерной сфере. В июле 2006 г. Палата представителей Конгресса США приняла законопроект, в котором говорилось, что президент США «должен не допустить передачу Индии ядерного оборудования, материалов и технологий правительствами стран, входящих в Группу ядерных поставщиков, или из других источников». В свою очередь, законопроект Сената также исключил «экспорт или реэкспорт в Индию любого оборудования, материалов или технологий, имеющих отношение к обогащению урана». На это пре- мьер-министр Индии Манмохан Сингх заявил в Верхней палате индийского парламента: «Мы не согласимся ни на какие изменения соглашения, которые воспрепятствуют получению нами выгод от полного гражданского ядерного сотрудничества»1642.
Вэтой связи председатель Комиссии по атомной энергетике Анил Какодкар дал следующее разъяснение: «Мы придерживаемся принципа или философии замкнутого ядерного топливного цикла. Это означает, что использованное в реакторе топливо должно пройти процесс восстановления, а уран и плутоний переработаны. Таким образом мы не только обеспечиваем экономически чистую обработку отходов, но и существенно увеличиваем количество энергии, которое извлекаем из данного количества урана… Логика замкнутого ядерного топливного цикла все более признается во всем мире и, я уверен, станет универсальной довольно быстро». Какодкар подтвердил, что Индия не намерена подписывать Договор о нераспространении ядерного оружия. Она отказывается признавать саму терминологию этого договора, в соответствии с которой существуют государства, «обладающие ядерным оружием», и государства, «не обладающие ядерным оружием». Суть дела состоит в том, что Индия является страной, обладающей ядерным оружием. Фактом является и то, что позиции Индии по вопросу о нераспространении являются «безу-
пречными». Поэтому любое соглашение с Индией должно учитывать эти реалии1643.
Всвоем выступлении в парламенте премьер-министр Манмохан Сингх подчеркнул, что главное направление внешней политики Индии состоит в защите ее национальных интересов. Индия признает сложности в развитии все более взаимозависимого и многополярного мира. В то время как она признает тот факт, что США являются преобладающей силой в мире, и хорошие отношения Индии с США отвечают ее национальным интересам, это ни в коей мере не отражается на ее оценке общей ситуации. Существует много сфер
сотрудничества с США, но в то же время есть немало областей, в которых у нее имеются различия с Америкой, и Индия не боится
757