ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Рассматривая творчество представителей художников из регионов, удалённых от культурных центров России, мы обнаружили более бережное отношение к информационной составляющей символов и узоров. Если дизайн-проект не ориентирован на рекламную продукцию и телекоммуникации, где требуется максимальная простота и доступность образов, то создаётся благоприятная зона для серьёзного духовного творчества, для создания индивидуального стиля. Примером могут послужить картины в жанре этнофутуризма, которые сохраняют потенциал, рожденный национальными культурами. Такие работы создают баланс между урбанистическим стилем жизни и этнохудожественным истоком.
С одной стороны, мы находимся под влиянием мультикультурного языка постмодернизма. С другой стороны, видим стремление некоторых дизайнеров органично соединить язык постмодернизма с традиционной культурой. В России этот удивительный феномен может иметь неограниченное количество творческих выражений.
Например, синтез традиции и новых эстетических потребностей стимулировал возникновение нового, перспективного и динамично развивающегося направления «этнофутуризм» в художественной культуре финно-угорских народов. Основой созидательного творчества является мифология конкретного народа, пропущенная через призму восприятия отдельного автора. Это способ сохранения традиционных духовных ценностей. Можно сказать, что этнофутуризм – это качественно новый этап в развитии национальной культуры. Удмуртский поэт и филолог В. Шибанов пишет о сути творческого процесса в этнофутуризме. Автор утверждает, что этнофутуризм касается по большей части мироощущения, но не мировоззрения. «На первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а глубоко эмоциональная, внутренне прочувствованная реакция современного человека на окружающий мир» [12].
Для современного дизайнера направление проектного творчества, в котором можно совмещать культурные традиции и современный взгляд на окружающий мир, может служить основой для формирования индивидуального стиля. В этой связи отметим, что студенты часто не понимают различие между стилем и направлением деятельности в дизайне.
Ярким примером этнофутуризма для художников и дизайнеров, изучающих искусство графики и место орнамента в ней, является чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей эпохи «модерн» - Альфонс Муха. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, который имеет комплекс композиционных, графических, художественно-образных, цветовых и изобразительных кодов. Центром композиции, как правило, является женщина славянской внешности. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаментывизантийского или восточного происхождения. Используются гармоничные, ньюансные сочетания, мягкие оттенки, плавные линии. В то же время все пограничные линии являются четко выраженным контуром. Сами орнаменты подчёркивают изящность и равновесие основной композиции, при этом элементы орнамента взаимодействуют с авторскими шрифтами.
В Чехословакии 1930-х годов творчество Мухи считалось чрезмерно националистическим. Очевидно, что в наши дни такой оценки со стороны критиков дизайнер может избежать, если в его творчестве будут рассматриваться несколько культурных основ. Это особенно важно для многонациональной России, где сосуществуют множественные этносы и каждой культуре необходим шанс на сохранение традиций и продолжение развития. Подобным образом можно рассматривать и другие стили, в которых активно задействованы элементы орнаментики.
Помимо цветовых и фактурных решений в дизайне, при разработке методики обучения современных дизайнеров-орнаменталистов, стоит обратить особое внимание на родственность законов построения орнамента и буквенного шрифта, а также их функциональную сочетаемость. Если в творчестве модернистов мы наблюдали гармоничные сочетания художественных форм, фигур, шрифтов и узоров, подчинённое общей идее и стилистике, то современная графика насыщенна информационным «шумом». Иными словами, модернисты вращались в визуальном художественном пространстве. Современные графики созидают в пространстве информационных доминант.
Например, в социальной рекламе часто можно наблюдать диссонанс в цветах и формах, борьбу между шрифтами и фигурными композициями. Это является грубым нарушением законов академического искусства, но сегодня сами нарушения становятся искусством. Искажая и разрывая формы, меняя суть взаимоотношения элементов композиции, художник выражает своё отношение к какой-либо острой социальной ситуации.
Вывод. Поиск новых форм самовыражения в дизайнерском творчестве, истоков для создания авторского стиля в современных направлениях «этнофутуризма» выдвигает пространством для изучения также и орнаментальное искусство, как объект для исследовательской и проектной деятельности. В новых технологических производствах востребован графический инфо-ресурс для дизайнеров.
Литература
Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп, 2005. 829 с.
Вейс Герман. История культуры народов мира. Древняя Греция. Истоки европейской цивилизации. М., изд-во Эксмо, 2005. 144 с. Илл.
Игошина Т.С. Плакат социальной рекламы в системе обучения дизайнеров рекламы и графики. Проектирование с использованием метода решения кентавр-проблемы (на примере УралГАХА, г. Екатеринбург)//Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007, № 76. С. 236–241.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Учебник. М.: Высшая школа. 2006. 407 с.
Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры: монография. МГХПУ им. С.г.Строганова. 2000.
Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и народов. Изд-во Арт-Родник, 2004.
Ван М. Эволюция формы плаката как средства графической коммуникации // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. СПб.: РГПУ, 2009. – № 114. С.295– 300.
Назаров Ю.В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности: диссертация д-ра искусств. М.: ВНИИТЭ, 2003.
Ткалич С.К. Курс лекций по дисциплине «Основы исследовательской деятельности в дизайне». Осенний семестр. 2012. МГГУ им. М.А.Шолохова, кафедра дизайна.
Ткалич С.К. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: монография. М., 2007. 130 с.
Ткалич С.К. Научно-исследовательская и творческая деятельность дизайнеров: создание профессионального софт-контента «Графическое наследие России»: пособие для вузов. М.: МГОУ, 2012. 160 с.; илл.
Шибанов В.Л., Кондратьева Н.В. Черты этнофутуризма и постмодернизма в современной удмуртской литературе // Удмуртская литература XX века направления и тенденции развития. – Ижевск, 1999. – С. 261-265.