ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует своим гражданам достойную жизнь, основой которой является достойный уровень заработной платы. При этом одним из важнейших показателей стабильности государства является величина заработной платы. Таким образом, уровень заработной платы работников бюджетной сферы — это вопрос государственных приоритетов.

Правовой аспект заработной платы вытекает из сущности права как совокупности общеобязательных норм, охраняемых силой государства. Детализация и углубление конституционных положений по оплате труда осуществляется через акты трудового законодательства. Государством уделяется значительное внимание формированию и совершенствованию трудового законодательства, регламентирующего и регулирующего трудовую деятельность работников, права и обязанности работодателей.

I.ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Правовую основу организации оплаты труда составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты, принятые на федеральном и региональном уровнях, содержащие вопросы оплаты труда.

Статья 7 Конституции Российской Федерации характеризует Российскую Федерацию как социальное государство. Согласно этой статье политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из проявлений социального государства являются закрепленные в Конституции Российской Федерации нормы в области охраны труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Статья 37 Конституции Российской Федерации, которая посвящена вопросам труда, законодательно закрепляет, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом мини-

138

мального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

На основе принципов, заложенных в Конституции Российской Федерации, вопросы оплаты труда детализируются в Трудовом кодексе Российской Федерации. Так, Трудовым кодексом Российской Федерации закреплены основные понятия и определения, связанные с оплатой труда:

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации предусматриваются основные государственные гарантии по оплате труда, которые включают:

——величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

——меры, направленные на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы;

——ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

——ограничение оплаты труда в натуральной форме;

——обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

139


——государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

——ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

——сроки и очередность выплаты заработной платы. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одно-

временно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ с 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 руб. в месяц, что составляет величину прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по России в 4-ом квартале 2007 г.

Заработная плата работников должна формироваться с учетом принципов, сформулированных статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, к которым относятся следующие:

——системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

——заработная плата работнику устанавливается трудовым договором;

——условия оплаты труда, установленные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

——условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

——локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников;

——условия оплаты труда работников организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, устанавливаются в таком же порядке, однако объемы финансирования учреждений бюджетной сферы в части средств, направляемых на оплату труда, должны

140



соответствовать Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников бюджетных организаций, которые принимаются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Вопросы систем оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений регламентированы статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой указанные системы оплаты труда устанавливаются:

——в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

——в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

——в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации вводит понятия базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы, профессиональных квалификационных групп.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать

141

базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. При этом заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Таким образом, если система оплаты труда работников государственного или муниципального учреждения предусматривает установление работнику оклада, должностного оклада или ставки заработной платы, то они должны быть не ниже базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, учитывая, что оклад (должностной оклад), ставка заработной платы является частью заработной платы, автоматически выполняется норма статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений должна быть не ниже базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Если в государственном или муниципальном учреждении будет введена система оплаты труда, не предусматривающая установление работнику оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, т.е. использована иная терминология и применить норму статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации не будет представляться возможным, то в этом случае основной также становится норма статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений должна быть не ниже базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

142


Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Минздравсоцразвития России. Иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения или организации не имеют права утверждать свои профессиональные квалификационные группы.

В общем виде системы оплаты труда различаются в зависимости от того, какой основной показатель применяется для учета результатов труда при оценке выполненной работы с целью её оплаты. Системы оплаты труда включают: размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, повышающих коэффициентов к окладам и системы премирования. В практике применяются две основные системы оплаты труда: повременная оплата и сдельная оплата. При повременной системе учитывается проработанное время, в течение которого работник выполняет трудовые обязательства, и оплата производится на основе тарифной ставки или должностного оклада. При сдельной системе оплачивается каждая единица работы. При этом оплата производится на основании сдельной расценки, которая является расчетной величиной, производной от тарифной ставки и нормы выработки. Основной характерной чертой тарифной системы оплаты труда является дифференциация заработной платы работников различных категорий на основе отнесения профессий и должностей к тарифным разрядам работ в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. Так, в статье 4.1 Федерального закона от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» прямо указано, что по решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки. Следует

143

также отметить, что с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений.

Особое внимание необходимо обратить на установленное Трудовым кодексом Российской Федерации правило о повышенном размере оплаты труда в случаях, когда труд протекает в особых условиях. Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. К условиям труда, при наличии которых предусмотрена повышенная оплата, относятся условия двух групп. В первую группу входят условия, связанные с наличием вредных факторов производственной среды — это тяжелые работы, работы с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. Порядок оплаты при выполнении этих работ предусмотрен статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Вторую группу составляют условия, связанные с особыми климатическими факторами. Оплата в этих случаях регулируется статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации. Трудовым Кодексом предусмотрены и иные случаи выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Ктаким условиям отнесены:

——выполнение работ различной квалификации (статья 150 Трудового кодекса Российской Федерации);

——совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (статья 151 Трудового кодекса Российской Федерации);

——сверхурочная работа (статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации);

——работа в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации);

——работа в ночное время (статья 154 Трудового кодекса Российской Федерации);

——другие условия, установленные законодательством о труде.

Правовая база организации оплаты труда в бюджетной сфере дополняется принятым 5 августа 2008 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и феде-

144