ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ

Необходимость создания подразделения, занимающегося конкурентной разведкой (КР), диктуется потребностью в по­лучении руководством компании информации, которую не могут дать традиционные подразделения. Поэтому главная цель КР — своевременное обеспечение руководства достовер­ными и полными сведениями о конкурентной ситуации вокруг компании. Такая постановка вопроса объясняет и то, какими технологиями пользуются специалисты КР, и в чем главное отличие КР от иных подразделений, например от отдела мар­кетинга. Детализация главной цели КР: _

  • сбор, накопление и анализ информации о силах, спо­собных влиять на компанию;

  • прогнозирование изменения этих сил и выработка реко­мендаций по ослаблению угроз и использованию возможнос­тей компании;

  • информационное обеспечение стратегических решений руководства компании;

— организация работы с информацией компании. Основные задачи КЕ1

  • определение информационных потребностей компа­нии;

  • определение мест нахождения необходимой информа­ции (как вне компании, так и внутри нее);

  • разработка способов получения необходимой информа­ции и их реализация;

  • оценка, накопление и анализ собранной информации;

  • прогнозирование развития событий на контролируемых участках;

  • выработка рекомендаций;

— информационное обеспечение разовых мероприятий. Стандартные работы в КР

1) в области определения информационных потребностей компании:

— изучение имеющейся в компании информации;

  • выявление информации, необходимой для принятия ре­шений;

  • выявление информации о силах, влияющих на компа­нию;

  • определение недостающей информации;

2) в области определения мест нахождения необходимой информации:

  • определение, где находится искомая информация;

  • определение, кто имеет к ней доступ;

  • выявление работ, проводимых с этой информацией;

  • определение путей перемещения искомой информации;

3) в области разработки способов получения необходимой информации и их реализации:

  • определение подходов к людям, владеющим искомой информацией;

  • определение способов получения доступа к искомой ин­формации;

  • реализация выработанных решений по получению ин­формации;


4) в области оценки, накопления и анализа информации:

  • определение достоверности, своевременности и акту­альности информации;

  • создание системы хранения информации;

  • изучение информации, ее структуризация, стыковка и взаимоувязка;

  • составление представления о предмете интереса по кос­венным признакам;

5) в области прогнозирования событий на контролируемых участках:

— определение тенденций в развитии ситуации;

  • определение воздействия внешних факторов на разви­тие событий;

  • выработка мнения о дальнейшем развитии ситуации;

6) в области выработки рекомендаций:

  • выявление сходных событий;

  • выявление закономерностей в развитии этих событий;

  • определение степени влияния внешних факторов на развитие событий;

  • выработка мнения по необходимым шагам;

7) в области информационного обеспечения разовых меро­приятий:

  • определение необходимой информации по конкретному вопросу и мест ее нахождения;

  • определение способов доступа к ней и их реализация;

  • структуризация собранной информации и составление отчета.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Полезная информация может оказаться в самых неожи­данных местах. До начала работ по ее сбору нужно иметь пред­ставление о том, где и какая информация может находиться. Эти знания — одна из составляющих бесценного опыта специ­алиста по КР.

Виды источников информации;.

  • люди;

  • документы;

  • публикации;

  • иные носители информации;

  • продукция;

— промышленные и производственные отходы. Наиболее часто используются:

  • открытые СМИ — в них можно почерпнуть информа­цию о событиях на рынке и вокруг его основных игроков, об их истории, о сотрудниках, отчеты (в том числе судебные), осо­бый интерес представляют местные издания и издания для внутреннего пользования;

  • Интернет можно рассматривать как совокупность боль­шинства источников;

  • справочники — они содержат информацию о предпри­ятиях, продукции, особый интерес представляют внутренние

телефонные справочники — по ним можно получить инфор­мацию о структуре предприятия, о его сотрудниках;

  • базы данных — самая разнообразная информация от справочной до конфиденциальной;

  • выставки, конференции, симпозиумы — это и подроб­ная информация о продукции и используемых технологиях, и возможность познакомиться с сотрудниками конкурента и провести скрытый оперативный опрос;

  • патенты и патентная информация — данные о новшест­вах и планах их использования;

  • собственно продукция конкурентов — ее тщательное из­учение позволяет выявить сильные и слабые стороны, срав­нить со своей продукцией, наметить пути совершенствования;

  • собственные сотрудники — они обладают массой полез­ных данных, однако эти данные фрагментированны и разроз­ненны;

  • сотрудники конкурентов — посредством оперативного опроса или агентурной работы от них можно получать самую актуальную информацию;

  • эксперты в данной отрасли — они постоянно наблюдают за отраслью, общаются с ведущими участниками рынка и име­ют много полезной информации.


Виды разведки

Условно К.Р можно разделить на три основных вида:

  • агентурная;

  • аналитическая;

  • техническая.

Агентурная разведка подразумевает работу с людьми. Ее основа — это собственно агентура, то есть люди внутри струк­туры оппонента, поставляющие необходимые сведения. Но к агентурному способу получения информации необходимо от­нести и оперативный опрос — как открытый, так и скрытный.

Аналитическая разведка основывается на исследовании открытой информации и построении выводов и прогнозов на основе косвенных данных и различных признаков.

Техническая разведка — не что иное, как получение необ­ходимых данных посредством использования технических средств.

Условность деления состоит в том, что все эти виды тесно переплетаются, а разница заключается лишь в преобладании того или иного признака. Технические средства используют люди, при этом оценивая косвенные признаки и оперативно корректируя свою работу. Поэтому провести четкую границу непросто.

Исходя из видов КР, можно назвать наиболее используе­мые способы доступа к информации:

- добровольное сотрудничество;

  • принудительное сотрудничество;

  • выведывание;

  • сбор и аналитическая обработка;

  • наблюдение (в том числе фото, видео);

  • проникновение в места хранения и кража, копирование либо налаживание канала передачи данных;

  • подключение к каналам передачи информации (в том числе перехват).

Стратегические потребности (все, что может оказать дол-госрочное влияние на деятельность компании);

  • изменение объемов потребления;

  • изменение технологий производства данных продуктов;

  • изменение объемов вылова и производства;

  • изменение вкусов потребителей;

  • изменение покупательной способности потребителей;

  • изменения у конкурентов;

  • изменения в таможенной и налоговой политике госу­дарства;

  • изменения во взаимоотношениях РФ и экспортеров;

  • изменения конъюнктуры фондовых рынков;

  • изменения на рынке сопутствующих и смежных това­ров.

Стратегические базы наблюдения (за чем нужно наблю-дать);

— сырье и технологии;

  • технологии производства данных продуктов;

  • технологии производства холодильников; — окружение компании;


— торговые сети;

— производители сырья;

— природные катаклизмы и экологическая обстановка;

— конъюнктура фондовых рынков;

  • взаимоотношения РФ со странами — экспортерами продукции и сырья для ее производства;

  • таможенная и налоговая политика РФ;

  • действующие лица;

  • действующие конкуренты и все, что с ними связано;

— потенциальные конкуренты и все, что с ними связано. Список источников информации;

  • на основании собранных данных делается вывод о мес-концентрации интересующей информации;

  • специализированные периодические издания;

  • комитет по лицензированию;

— специализированные сайты и т. п.

Далее по каждому источнику принимается решение о спо­собе получения информации. Все эти данные собираются по­средством бесед с руководством компании и ее персоналом.

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

По каждому эпизоду (текстовому блоку, сообщению и т. п.) необходимо принять решение о нужности, хранении и дальнейшем использовании. Собирать всю окружающую ин­формацию затруднительно, процесс ее выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется ее первичная оценка. Критерии такой оценки должны быть немного занижены для исключе­ния потери важной информации, но только немного — иначе поток превратится в неконтролируемый. Результатом оценки информации должен стать вывод о ее важности, точности, зна­чимости.

ВАЖНОСТЬ информации — наличие.связи с проблемой и способность информации внести вклад в процесс понимания проблемы. Иными словами, необходимо сопоставить данную информацию с информационными потребностями и ответить на вопрос, сможет ли она помочь чем-то сейчас или в ближай­шем будущем.

ТОЧНОСТЬ информации — это ее достоверность, опреде­ляемая по следующим параметрам: .

  • наличие подтверждения из других источников;

  • стыковка с другой информацией;

  • знание источника и его мотивов;

— авторитет или длительная положительная история рабо­ты с источником.

ЗНАЧИМОСТЬ информации — понимание самой информации, ее полнота, своевременность и достаточность для принятия решения.

- В процессе работы с информацией (на любом этапе) воз­можно возникновение ситуации, когда для понимания проис­ходящего не хватает данных. В этом случае можно воспользо­ваться приемом восстановления информации. Суть его в том, что любому событию что-то предшествует — какая-то подго­товка, какие-то события — и везде остается след. Какие-то процессы сопутствуют основному событию, что-то становится следствием этого события. Нужно уметь восстанавливать последовательность событий и выявлять места, где может ос­таться информация о событии. Но начинать нужно с обработ­ки уже имеющейся информации. При этом важным является процесс аттестации источника информации, который описан ниже.


Установление источника, получателя, их пространственных и временных координат. Данный шаг выполняется в рамках первичной оценки информации при условии достаточности сил и средств; он особенно актуален для сообщений СМИ и слухов. Его результатом может стать понимание важности ин­формации, внешне никак не связанной с объектом интереса. Если источник информации, получатель и их пространствен­ные и временные координаты нельзя прямо установить из со­держания, то используются следующие приемы. Для установления источника:

  • определение специфики лексикона источника;

  • анализ распределения служебных терминов;

  • определение частоты употребления слов и сопоставле­ние с аналогичными показателями известных источников;

  • сопоставление с аналогичными характеристиками про­фессиональных, социальных, этнических и т. п. групп.

Ценный результат дает сопоставление статистического анализа с:

—профессиональными эталонами — для определения профессиональной принадлежности;

  • образовательными эталонами — для установления уров­ня образования;

  • авторскими эталонами (статьи СМИ) — для определе­ния авторства, для определения того, что статья писалась под диктовку, для определения подложного авторства.

Для установления временного интервала исследуются все имеющиеся в сообщении указания на его принадлежность к не­которому временному интервалу, отраженному в ссылках на те события, даты которых известны или могут быть установлены.

Для установления получателя определяется, кому может быть интересна данная информация, кто читает данный источ­ник (если это СМИ) и т. д.

На основании собранных данных каждой вновь поступаю- щей порции сведений присваиваются определенные атрибуты: — кто или что является первоначальным источником информации (другими словами, абсолютный источник данной информации);

  • кто предал огласке информацию (СМИ, автор);

  • когда впервые информация предана огласке (задержка обнародования от времени события);

— когда опубликована полученная информация;

— статус публикации (редакционная или оплаченная — рекламная и т. п., — если оплаченная, то кем);

— кому выгодна, а кому нет и почему;

— однотипные публикации в других СМ И.

Также собирается комментирующая информация: