ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
Курсовая работа
Сравнение Российской и Финской систем образования.
Выполнил студент
3-го курса
Исторического факультета
МГГУ им. М.А Шолохова
Чепель Максим
Я выбрал сравнение с Финской система образования по ряду причин:
А) Мне интересна Скандинавия.
Б) Это одна из самых близких стран ЕС к РФ.
В) Финская система образования признана одной из лучших в мире.
1. Некоторые общие особенности финской системы образования
В Финляндии дети посещают школу с 7 лет. После реформы дошкольного образования в 2000 году местные органы управления образованием обязаны предоставить для каждого желающего место в дошкольном учреждении. 93% детей посещают подготовительные группы при школе или в детском саду. Учебный год начинается в середине августа и оканчивается в июне. Выбор школы свободный, никто не обязан посылать детей в школу по месту жительства.
2. Виды школ в Финляндии. Первая школа - это младшая ступень, продолжающаяся 6 лет. Младших школ в стране насчитывается около 3000. Все предметы, кроме иностранных языков, преподает один классный учитель. Второй вид школ - трехлетняя «старшая школа» (7-9-й год обучения), их в стране насчитывается около 600. В этих школах работают учителя-предметники. Объединение двух школ под одной крышей встречается только в регионах с высокой плотностью населения, да и там очень редко. Вместе две эти школы составляют «основную школу». Финская «основная школа» кардинально отличается от нашей общеобразовательной основной школы, имеющих более 1000 учеников и 100 учителей. С точки зрения финской педагогики это чистое варварство - подходы к обучению здесь очень отличаются от российских.
Третий вид школ - это гимназии, их насчитывается около 400. В них нет привычных для нас классов, но есть система курсов, обучение на которых может продолжаться от 2 до 4 лет.
3. Выпускной экзамен в Финляндии - это централизованный экзамен. Средний аттестационный бал - решающий фактор для тех, кто хочет продолжать обучение в университете. Если у выпускника хороший средний балл, то он может подать заявку на поступление в университет. Поступит он или нет - решает приёмная комиссия университета. Число поступающих на тот или иной факультет зависит от преподавательского состава факультета. Идея увеличить нагрузку на преподавателей никем не обсуждается: это понизит качество преподавания.
4. Социокультурные условия как фактор успеха. В Финляндии долгие, холодные, темные зимы, здесь давно сформировалась традиция чтения, которой нет в европейских странах, расположенных южнее. Уже в начале XX века в Финляндии был самый низкий в мире процент безграмотных (3,8% взрослого населения). Традиционно высокая ценность чтения от старшего поколения передалась детям и молодёжи. Для развития навыков чтения в Финляндии успешно используют зарубежное телевидение. Обычно перевод зарубежных передач и кинофильмов не синхронизируется, но делается в виде титров. Те, кто мало читает книги, но любит смотреть телевизор, ежедневно тренируются в быстром чтении. Так как они делают это добровольно, эффект довольно высок.
Дифференциация по уровню доходов населения в Финляндии самая низкая из всех развитых стран. Ценностные и нормативные установки в финских семьях вполне схожи, чего не скажешь о семьях в России.
Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения - позитивное отношение общественности, в первую очередь родителей, к обучению в школе, а также удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране.
5. Интеграция, а не дифференциация. Сегодня в финском обществе господствует позитивное отношение к поэтапному переходу всей школьной системы к социально-интегративным школам, интегрирующим в общем потоке слабых и сильных учеников, а также детей с какими-либо нарушениями в развитии. Эта политика началась в 70-х годах, а последняя специальная школа закрыта в Финляндии несколько лет назад. До окончания общего среднего обязательного образования (до 9-го класса) все дети учатся вместе.
Преимущества интегративной школы в том, что она даёт возможность эффективно развиваться слабым учащимся, гибко адаптироваться к повысившимся требованиям рынка труда, а также способствует социальной интеграции, консолидации в обществе. Помимо учителей, владеющих разнообразным методическим репертуаром, в школах работают специалисты, умеющие индивидуально работать с детьми.
В русле основной идеи интеграции и равенства решается и вопрос о второгодничестве. Хотя юридически оно не отменено, но используется только в крайних случаях. Оставление на второй год признано педагогически и экономически бессмысленным.
Другая особенность - отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется. Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Следует также отметить, что сектор частного школьного образования в Финляндии незначителен - практически все школы государственные.
6. Все дело в начале. Для Финляндии характерна высокая роль, которую придают педагоги и политики дошкольным учреждениям и младшей школе в системе образования. Именно они поставлены во главу угла всей школьной системы.
Считается, что успех или неуспех ребёнка определяется именно началом его образовательного пути. Для этой ступени необходимы педагоги самой высокой квалификации. В Финляндии педагоги дошкольной ступени должны иметь высшее университетское образование и государство обязано предоставить каждому ребёнку возможность посещать детский сад или подготовительный класс при школе. Детей, живущих в отдалённых районах, привозят в школу на специальном школьном такси. Государство адресно инвестирует образование каждого отдельного ребенка.
7. Приоритет практических навыков. В отличие от принятого в России энциклопедического, финский его вариант тяготеет к функциональному. То есть его программа строится так, что ученикам предлагаются не знания вообще, а те, которые пригодятся в повседневной жизни, помогут справиться с будущими проблемами, реализовать свои планы. При этом по содержанию учебные дисциплины почти не отличаются от общепринятых, но преподаются с практическим уклоном. Финские мальчики и девочки точно знают, зачем они ходят в школу: они там учатся работать на стыке наук, строить модели и ситуации, учатся системному анализу, пользоваться справочниками, веб-сетью, интернетом. И элементарной практической грамоте: оформить квитанцию, заполнить таможенную декларацию, заказать товар по Интернету и др. А на зачетах, экзаменах проверяется не объем заученного, а умение пользоваться информацией, улавливать ее суть, при этом разрешается приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Поэтому у школьников Финляндии нет проблем с мотивацией к обучению.
8. Статус учителя. Средняя зарплата финского учителя - 2500 евро в месяц. Во всей Западной Европе педагог - одна из высокооплачиваемых профессий. В Финляндии за эту зарплату преподаватель обязан 2-3 раза в неделю заниматься еще и персонально с нуждающимися в этом учениками. А таких учащихся в классах - каждый четвертый. Больше всех здесь уделяется внимание первоклассникам и второклассникам - в качестве надежной профилактики отсева в том числе. Этой широко развитой системой внеурочной деятельности и вообще делового сотрудничества учеников и учителей, заложенного в организации образования, финны объясняют свой успех в образовании. В финской школе существует система замены учителей. Каждый учредитель имеет в запасе дипломированных педагогов. В случае болезни основного учителя его тут же заменят. Поэтому отмены уроков из-за отсутствия педагога практически не бывает.
9. Внутришкольные факторы высоких достижений финской школы. Школьный персонал
Учителя могут посвятить себя целиком и полностью преподаванию, так как для решения других возникающих проблем есть дополнительные специалисты.
Школьная сестра, по основному образованию – медсестра, но имеет дополнительное образование в области профилактической оздоровительной работы.
Куратор, по образованию – социальный педагог. Если в классе возникают конфликты, учитель отсылает конфликтующих к нему: он умеет решать межчеловеческие и межгрупповые проблемы. И проблемами, в которые вовлечены родители, занимается куратор, а не учитель.
Психолог.То, что в школе существует взрослый, всегда готовый тебя выслушать, поддержать, оказать компетентную помощь (и при этом обязанный хранить в тайне доверенные ему проблемы), крайне важно для детей.
Специальный учитель.Задача этого учителя – поддержка и педагогическая работа с отстающими. Специальный учитель должен проработать в школе как минимум три года и затем получить специальное дополнительное образование,владеть всей палитрой методов и приёмов, необходимых для преодоления вместе с учениками разнообразных трудностей в обучении. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель-ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий - 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.
Ассистенты.Они опекают учеников, которые не могут или не хотят участвовать в общей работе. Если ученик мешает классу, ассистент садится рядом и занимается с ним индивидуально. Его помощь существенно разгружает учителя.
Персонал кухни. В каждой школе есть кухня и столовая. Дети ежедневно получают полноценное горячее питание.
9. Программы обучения. Представление о «финской школе» как о единой системе обучения с общими программами и учебными планами неправильно. Едины общие принципы и цели, но они осуществляются на уровне отдельной школы весьма по-разному. В настоящее время центральное государственное ведомство планирует несколько ограничить свободу школ в выборе программ - расхождение между школами стало слишком большим. Но идея «профилизации» остается в силе. Под профилем понимается ориентация школы в сторону математического, языкового, художественного или какого-нибудь другого уклона. Существуют даже школы со спортивным профилем.
С такой организацией школьной системы связана и отмена государственной инспекции. Некоторые аналитики считают её основным фактором, поднявшим эффективность школьной системы Финляндии. Доверие учителям, связанное и с реформой учительского образования, является основой предоставляемой учителям свободы.
10. Повышение «социальной ответственности» вузов, возведенное в ранг приоритета национальной образовательной политики, тесное взаимодействие институтов образования с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задает благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в то же время создает ситуацию множественности инстанций контроля.
11. Сотрудничество с родителямикрайне желательно. Но если это не получается, школа должна как-то обходиться сама. Она не имеет права бросить на произвол судьбы ученика, родители которого, по несчастью, не желают о нем заботиться. Финны убеждены, что эта реальная забота о каждом принесет щедрые плоды в будущем.
Итак, своими успехами финское образование обязано продуманной школьной политике. Гуманизм как умонастроение и реальная социальная практика пронизывает все общество. Сейчас страна поставила перед собой новые цели, подтвержденные конституцией, – переход к обществу знаний и коммуникации. Это предполагает использование методов обучения, развивающих самостоятельность и социальные способности. Большинство учащихся должны получить высшее образование, и финское общество уверенно идет к этой цели: доля населения с высшим образованием в Финляндии – самая высокая в мире.