ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
4. Историческая мысль Западной Европы
первой половины 70-х годов XIX века
а) Английская историография первой половины XIX века
В Англии сложилось 2 основных направления:
1) либеральное (господствовало);
2) консервативное.
Либеральное направление – 2 идеи, которые пронизывали все работы, – идея эволюции и идея прогресса. Идея эволюции: эволюция – это норма. Особенно в Англии после Английской буржуазной революции XVIIвека, т.к. в стране с тех пор не было потрясений. Идея прогресса – косвенное влияние просветителей. В Англии прогресс был.
Томас Баббингтон Маколей (либеральное направление)
Знаменитый. Написал многотомную историю Англии от Стюартов до начала XIX века.
Тезис – история не является наукой, а является наукой & искусством, как художественная литература. Аристотель считал, что историописание – это разновидность риторики.
Маколей хотел, чтобы его труды англичане читали бы больше, чем романы Вальтера Скотта. Историк должен писать интересно. Если историк что-то приврет, это уже плохо.
Консервативное направление. Карлейль
Консерваторов было меньше. Яркий представитель – Карлейль, который прожил долгую жизнь. В 1830–1840-е годы написал «Прошлое и настоящее», и эта книга вызвала большую рецензию Энгельса, с положительной оценкой, т.к. Карлейль давал критическую оценку современной ему действительности, чего не было у либералов. Карлейль считал, что раньше было лучше, осуждал женский и детский труд, торгашеские нравы. Призывал к «феодальному социализму».
Потом Карлейль написал книгу о Французской революции – страх и осуждение якобинской диктатуры.
Книга «Герои и героическое в истории» (на основе его лекций) – поднимает проблему исторической личности. Теория героев и толпы. Историю делают великие личности, если будет личность, будет всё.
1) Герой как бог (Христос).
2) Герой как пророк (Лютер).
3) Герой как поэт.
4) Герой как политик.
Но Смоленский считает, что великая историческая личность – продукт времени.
б) Исторические взгляды Леопольда фон Ранке (1795–1886)
Написал 54 тома.
В 1970-е годы в Японии вышла работа об исторических взглядах Ранке, такая у него была известность.
«Танцующий карлик Ранке» – фраза Маркса. Сводил все к мелочам. Ранке был маленького роста, с длинными волосами, бегал по аудитории.
Закончил Теологический институт. Стал домашним учителем. Занимался научной работой. В 1827 году вышла первая работа – «Истории народов» (обычный перечень источников). Но сделал к этой книге приложение – «К критике новейших историков», где Ранке анализировал использованные им источники, а это уже область методики исторического исследования. Требовал дойти до первоисточника, чтобы выяснить правду. Применял методы внешней критики. Не разбирал источники по их содержанию, т.е. не осуществлял внутреннюю критику.
Потом Ранке пригласили в Берлинский университет, где он был профессором до конца жизни.
Его позиции – позиции большинства историков. Историк должен изучать историю государства и его политику: весь XIXвек у немцев было только это направление. Из-за политической раздробленности.
Написал историю Англии и Франции в XVI–XVIIвеках. Хотел написать всемирную историю, но довел ее только до Средних веков.
Решающая роль великих исторических личностей – его основная идея. Маркс назвал Ранке «камердинером истории».
Истина, по Ранке, должна соответствовать фактам, и, чтобы добиться истины, надо «угасить самого себя».
Ранке написал 6 томов «Истории Германии в период Реформации». А о Крестьянской войне в этих томах – только 5 страниц. Все остальное – только о политике. Очень субъективно.
Историк должен быть беспартийным (термин Ранке). «Евнух» – Ранке. Символ объективной историографии, хотя таковым не был.
Ученик Ранке – Генрих фон Зиббель, который считал, что историк может иметь собственную позицию.
А впервые постановка проблемы субъективности историка – у Фукидида.
в) Малогерманская школа историков
г) Гельдербергская школа историков
д) Позитивизм в историографии
5. Западная историография XX века
а) Направления немецкой историографии периода Веймарской республики
Картина исторического познания была неоднозначной. Два направления:
1) консервативное (господствовало);
2) либеральное.
Консервативное направлениеопределяло содержание и структуру содержания истории, контролировало ведущий исторический журнал, основанный еще в 1857 году Зиббелем. У консерваторов в центре стояла политическая история. Понимание истории – идеалистическое, как у Гегеля, Ранке и др. На первом месте – сила, что похоже на Трейчке, который писал: «Сущность государства – во-первых, сила, во-вторых, сила и, в-третьих, – сила». Первая мировая война и поражение в ней Германии – немецкие историки не пересмотрели свои взгляды на войну и силу. Сила = нравственность.
Концепция «удар ножом в спину» – войну можно было бы выиграть, если бы не революция. Представитель направления – Георг фон Бе́лов, медиевист, работы по историографии. На русском языке их нет.
Либеральное направление – Фридрих фон Мейнеке, Макс Вебер, Эрнст Трёльч. Мейнеке – ученик Зиббеля.
Либеральные историки были более конструктивны. Другое отношение к немецкому историческому мышлению. Сторонники Веймарской республики, хотя были изначально монархистами. Мейнеке участвовал в разработке проекта Веймарской конституции.
Мейнеке в 1924 году написал книгу «Идея государственного разума в истории». Анализ и пересмотр традиционных представлений об истории. Отошел от гегелевского взгляда на нравственность как основу государства (основа и источник государства – нравственность). Мейнеке считал, что государство – это «амфибия» в нравственной и дьявольской областях. Идеи его не были завершены.
б) Основные направления немецкой историографии в 1945–2000 годах
Мейнеке был уже пожилым человеком, когда написал в 1945 году брошюру, переведенную на многие языки, «Немецкая катастрофа». В чем истоки этой катастрофы, в чем причины поражения Германии в войне? Вернулся к идее демонического характера человека. Свел все к деятельности Гитлера – демоническое начало, объясняющее все остальное.
30 лет после войны в ФРГ пытались объяснить фашизм. Было 2 идеи:
1) идея единства христианского Запада;
2) идея атлантической солидарности.
ХДС – Конрад Аденауэр. Идея пересмотра политических ориентиров Германии в тогдашнем мире. Германия, как провозглашалось, никогда больше не должна была противопоставлять себя Западу, т.к. имеет единые с ним христианские ценности. Она должна быть в единстве с США против СССР и ГДР.
Бисмарк говорил о недопустимости воевать Германии на два фронта – историки использовали этот тезис. Бисмарк стал выглядеть как пан-европеец.
Первое послевоенное десятилетие – торжество консервативного направления (Герхард Риттер).
Риттерсформировался еще в Веймарской республике, сторонником фашистов не был, но призывал смириться с голодом; после войны поменял взгляды. Взгляды: жить в союзе с Западом, противостоять СССР, идея поглотить ГДР (это означало начать войну). Главный редактор ведущего немецкого журнала. Господствующие позиции в университетах. Председатель западногерманского союза историков (и сейчас его конференции проходят 1 раз в 5 лет; в 1970 году конгресс был в Москве).
Тенденции в немецкой историографии:
1) пересмотр «немецкого представления об истории». Немецкие историки несут ответственность за фашизм, за милитаристское воспитание;
2) отказ от крайностей национализма.
Т.е. историки отсекали крайности. Сохраняли же, как сказал в 1956 году Риттер в Риме, приверженность идеалистическому пониманию истории. Экономические факторы не являются фундаментальными, а главное – воля политически активных лиц. В основе всего – духовные качества личности.
В середине 60-х годов в ФРГ из-за политических перемен, отката «холодной войны», перестановки акцентов, прихода социал-демократов и свободных демократов к власти произошли изменения в исторической науке и образовании. Откат консерваторов. На первом плане – новые политические и научные концепции, неолибералы.
Замена лидеров: глава – Ганс Ротфельс(главный редактор ведущего исторического журнала). Историки становятся политическими советниками.
Фридрих Мейнеке был основателем Свободного университета в Западном Берлине, ему было тогда уже за 80 лет. Лидером нового направления стал Ротфельс, который эмигрировал в 30-е годы в США, потом вернулся в Германию и имел учеников.
Политическая платформа – против «холодной войны», сторонники мирного сосуществования двух лагерей. Отошли от тезиса необходимости поглощения ГДР.
Научная платформа – идеалистическое понимание истории уже переставало быть доминирующим, выходило все меньше исследований о политике, без однозначно положительных оценок великих личностей. Многофакторный подход к истории, который изучал экономические реалии, значимые в истории, – переход к социальной истории.
В 1975 году был основан новый журнал – «Журнал по истории как общественной науке». На первом месте - история общества, а не история государства.
Профессор Гейдельбергского университета Концеосновал Институт социальных наук. Структурная история, по Конце, – это история социальных и экономических отношений.
Возникла дискуссия о соотношении общественных структур и личностей.
Теодор Шидер(неолиберал) говорил о значении структур, но сделал вывод о том, что личность первенствует над структурами (примеры – Ленин, Гитлер). Следовательно, немецкая историография отходила от концепции первенствующей значимости политических личностей в истории.
80–90-е годы – много идей и дискуссий. Дискуссия по поводу политической и социальной истории. Новое – политическая история не отвергалась, но признавалась одним из аспектов истории.
в) Школа «Анналов»
Три этапа:
1) с 1929 до конца войны – журнал «Анналы по экономической и социальной истории». Период Марка Блока и Люсьена Февра;
2) период Фернана Броделя – 1946–1969 годы;
3) обновленные «Анналы» – с 1969 года.
1-й этап
Историки, географы, психологи, экономисты и др. использовали многофакторный подход.
1) Февр считал, что историк не должен быть эрудитом, но должен многое учитывать (взято у Маркса). Блок писал книги об аграрных отношениях в средневековой Франции.
2) В основе трудов – психология и антропология.
Сегодня во французской историографии на главном месте проблема менталитета.
«Апология истории, или Ремесло историка» Марка Блока: «Историк похож на сказочного людоеда. Он всюду там, где пахнет человечиной». У немцев же: «История – это деятельность, преследующая целью человека» (Маркс, Энгельс в первых трудах).
2-й этап
В 1946 году главным редактором журнала стал Фернан Бродель («папа историков»). В 80-е годы он написал книгу о материальной цивилизации и капитализме (3 тома).
В войну был в лагере в Любеке и там написал «Средиземноморье и его мир в эпоху Филиппа II». Книга по содержанию не соответствует названию, т.к. в ней идет речь о 4 тысячелетиях и обо всем средиземноморском бассейне. Писал книгу 15 лет (Тойнби писал свою 30 лет).
Концепция разных темпов исторического времени – продолжение взглядов Блока и Февра, но оригинально.
Далее – о капитализме XVIвека. С почтением отзывается о Марксе, но хочет идти дальше. События малой протяженности – не поле деятельности для историка, т.к. представляют интерес лишь для журналиста. Пример объектов изучения историка – см. книгу Броделя.
3-й этап
В 1969 году Бродель перестал быть главным редактором «Анналов», в журнале возобладали новые исторические тенденции. Разрыв с Блоком и Броделем. Антинаучная и антимарксистская направленность. Переход к математической истории. Пример: Пьер Шоню, который написал книгу «Севилья и Атлантика». Изучал не события и не людей, а цифры, которые объясняли период. Изучал движение товаров и изменение цен на них в Севилье. Дегуманизация истории.