ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры Психологии рекламы и маркетинга
от «07 октября»2009г., протокол №1
Зав. кафедрой психологии маркетинга и рекламы
Лебедев А.Н.____________________
Институт психоанализа
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра Психологии рекламы и маркетинга
Методические рекомендации для студентов по курсу
«Психология самопрезентации»
Автор:
Лебедев Александр Николаевич
Доктор психологических наук, профессор
Москва
2009
Печатается по решению кафедры психологии маркетинга и рекламы
НОУ ВПО «Институт психоанализа»
Лебедев А.Н. Психология самопрезентации. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», с.
© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.
© Лебедев А.Н., 2009 г.
|
|
стр. |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
I. |
ПРОГРАММА КУРСА |
|
|
|
1. |
Пояснительная записка.Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника |
4 |
|
2. |
Содержание курса. |
4 |
|
3. |
Список основной и дополнительной литературы. |
6 |
II. |
Распределение часов курса по темам и видам работ (очное отделение) |
7 |
|
III. |
Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение) |
8 |
|
IV. |
Темы рефератов и курсовых работ. |
9 |
|
V. |
Вопросы к экзамену |
10 |
Программа курса
Пояснительная записка.В программе спецкурса полностью реализован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 350700 "Реклама". ОПД.Ф.13. "Психология рекламной деятельности").
В рамках спецкурса рассматриваются теоретические и прикладные основы психологии саморекламы и самопрезентации, психологические подходы к исследованиям и разработкам в области самопрезентации людей (политики, крупные государственные чиновники, бизнесмены и менеджеры, деятели искусства, деятели шоу-бизнеса, известные представители СМИ, VIP-персоны и др.), процессы построения положительного образа личности в условиях публичной деятельности (бомонд, celebrity)
В спецкурсе рассматриваются цели и задачи психологии самопрезентации, рассматриваются стратегии и технологии работы психолога с клиентом, цель которой состоит в том, чтобы сформировать у клиента навыки эффективной самопрезентации в условиях деятельности, которую он выполняет. В процессе реализации спецкурса студенты получают знания в области имиджелогии персоны, а в практическом курсе отрабатывают навыки собственной самопрезентации.
В программу включены вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы по направлению. Спецкурс рассчитан на 60 академических часов. Спецкурс ориентирован на студентов, специализирующихся в области психологии рекламы, массовых коммуникаций и маркетинга.
В рамках данного спецкурса студенты знакомятся с методами психологического воздействия личности на аудиторию. Особое внимание уделяется психологическим механизмам социально-психологического влияния человека на группу, психологии индивидуальности, психологии дистинктивного поведения.
Содержание курса
Раздел I. Психология самопрезентации как система научно-прикладных знаний.
Тема 1. Психология самопрезентации как направление психологии маркетинговых коммуникаций.Понятие саморекламы и самопрезентации. Самопрезентация как психологическая технология саморекламы. Самопрезентация как наука и искусство. Биологические основы самопрезентации. Типы самопрезентации.
Тема 2. Основные цели и задачи психологии самопрезентации. Самопрезентация в условиях коммуникации (односторонняя коммуникация, с обратной связью, с обширными межличностными связями). Самопрезентация и личность. Психология индивидуального имиджа. Проектирование имиджа и формирование имиджа.
Вопросы для семинарских занятий
Что такое самореклама и самопрезентация?
Раздел II. Психология личности и индивидуальности.
Тема 3. Понятие личности и индивидуальности в психологии. Теории личности и индивидуальности. Психологически типы личностей. Проблема психологической типологизации личностей. Тщеславная личность.
Тема 4. Понятие дистинктивного поведения. Жизненный путь и биографические данные известных личностей. Индивидуальные психологические особенности самопрезентации.
Вопросы для семинарских занятий.
Что такое дистинктивное поведение?
Раздел III. Психические процессы, состояния и свойства личности в условиях самопрезентации.
Тема 5. Ощущения и восприятие в процессе самопрезентации. Различные вимды ощущений в условиях самопрезентации (звук, запах, прикосновение). Восприятие собеседника. Восприятие аудитории.
Тема 6. Внимание в процессе самопрезентации. Умение слушать собеседника и слышать аудиторию. Концентрация, переключение и распределение внимание в условиях самопрезентации. Управление вниманием собеседника и вниманием аудитории в процессе самопрезентации.
Тема 7. Память в условиях самопрезентации. Психологическеие основы мнемотехники. Принципы мнемотехники. Преодоление объема памяти с помощью опосредствованного запоминания. Управление памятью собеседника.
Тема 8. Эмоции в условиях самопрезентации. Эмоциональная саморегуляция в условиях диадического общения. Эмоциональная саморегуляция в условиях публичных выступлений. Преодоление психологических барьеров. Регулирование эмоциональности общения. Эмоция стыда, стеснение.
Тема 9. Мышление в условиях самопрезентации. Быстрый счет в уме. Ассоциативное мышление. Преувеличение, гиперболизация информации. Латерализация информации. Принятие решений в процессе самопрезентации.
Тема 10. Способности к самопрезентации. Психологические качества, необходимые для эффективной самопрезентации. Умение производить впечатление. Невербальные приемы позитивного общения. Умение управлять собственной внешностью. Демонстративное поведение. Способности к актерской деятельности.
Тема 11. Речь в условиях самопрезентации. Чтение вслух, чтение прозы, чтение стихов, афоризмы, тосты. Ударение и акценты. Цезура и темпоритмы.
Вопросы для семинарских занятий.
Как протекают психические процессы в условиях самопрезентации?
Какие психологические качества необходимы для эффективной самопрезентации?
Раздел IV. Общение и самопрезентация.
Тема 12. Психология первого впечатления. Знакомство и поддержание длительных контактов. Стратегия расширение круга знакомств. Психология юмора, юмор в условиях самопрезентации. Самопрезентация через «третьих лиц».
Тема 13. Психологическое воздействие в условиях самопрезентации. Теоретические основы психологического воздействия. Суггестия, гипноз, нейро-лингвистическое программирование.
Вопросы для семинарских занятий.
Какие методы социального влияния эффективны в условиях самопрезентации?
Список литературы.
Список основной литературы
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. - Мн.: Попурри, 2007.
Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: Попурри, 2007.
Лебедев-Любимов А. Н. Самореклама. - СПб.: Питер, 2002.
Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2002.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985.
Список дополнительной литературы
Айзенк Г. Структура личности. – СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999.
Бернс Г. Разрушители стереотипов: когда и как можно нарушать общепринятые правила и выходить победителем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.
Лебедев-Любимов А.Н. Психология в маркетинге. COOL-BRAND-стратегия. – СПб.: Питер, 2008.
Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). – М.: Международное агентство «A.D.&T.», 2002.
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000.
Пиз А., Данн П. Язык письма. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Семенов В.Л. Практика дипломатического протокола и этикета. – М.: Международное агентство «A.D.&T.», 2002.
Хегенхан Б., Олсон М. Теория научения. – СПб.: Питер, 2004.
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер пресс, 1997.
Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», 1993.
Щиголев И.И. Психиатры об известных личностях. – Брянск: Издательство БГПУ, 2003.