ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смоленский Николай Иванович

Историография Новой и новейшей истории Европы и Америки

  1. Итальянская гуманистическая историография

а) Общая характеристика

Особенности:

  1. светский характер, в отличие от средневековой исторической литературы. Гуманисты постигали истину через рассуждения и с опорой на источники;

  2. почтение к античности. Впервые предложили светскую трехчленную периодизацию истории: античность, mediumaevum(средние века), возврат к античности (XV– первая половинаXVIвека);

  3. родоначальники источниковедческой критики. Ввели сноски. Методы источниковедческой критики впервые применены в работе Лоренцо Валлы «О мнимом дарении Константина».

б) Никола Макиавелли как историк и политик

В книге «Князь» («Государь») писал, что государь должен обладать качествами льва и лисицы. Мораль и политика несовместны. Отстаивал идею принципиальной беспринципности. В 1555 году книга попала в «Индекс запрещенных книг». Фридрих IIнаписал труд «Антимакиавелли».

  1. Просветительская историография

а) Общая характеристика просветительской историографии

    1. Основа историографии – зарождающееся буржуазное общество. Общее качество мышления – рационализм. Продолжение традиций гуманистов.

    2. «Разум правит миром».

    3. Антиклерикаризм (Вольтер: «Раздавите гадину» – о католической церкви).

    4. Идея единства мировой истории.

    5. Критерий нравственности – гармония личного и общего.

    6. Новое общество – это продукт мыслящего рассудка (так не бывает).

    7. Глубокая вера в прогресс.

    8. Вера в закономерность исторического развития.

    9. Представления об истории как о науке. Признание того, что исторический путь может быть ошибочен (ошибка).

    10. Историческая наука как средство воспитания.

б) Вольтер как историк

Исторические труды: «Век Людовика XIV», «Работа об истории правления в России периода ПетраI», «Швеция при КарлеXII».

Идея исключительной роли личности в истории. Концепция просвещенного абсолютизма.

«Опыт о нравах и духе народа» – многотомный исторический труд, от древности до Средних веков. Средние века – ошибка и тупик.

Впервые упомянул термин «философия истории» – размышления о наиболее важных проблемах истории как целого: божественное провидение, случайность в истории, роль материальных отношений в истории.


Цитаты: «Если человек глуп, то это надолго», «Я ненавижу ваши убеждения, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать».

в) Исторические взгляды Руссо

«Рассуждение о происхождении неравенства между людьми», «Об общественном договоре».

Руссо сочувствовал народным массам. Вопросы: откуда произошло государство (теория «общественного договора» – одни добровольно повинуются, а другие повинуют), как возникла частная собственность (период естественного состояния человечества, когда собственности на землю не было и было счастье, и период общественного состояния). Собственность – это подчинение человека человеку (термин «эксплуатация» принадлежит Руссо). Государство – продукт неравенства между людьми (это уже реальная историческая мысль Руссо). Но государство усугубляет неравенство. Руссо считал, что земли и имущества у человека должно быть столько, на сколько ему хватает собственных сил. Собственность должна носить трудовой характер.

Просветители ошибались, понимая прогресс только как линию вверх.

г) Историческая концепция немецкого Просвещения. Гердер

Немецкое просвещение неразвито из-за экономической отсталости Германии.

Иоганн Готфилд Гердер (1744–1803) написал книгу «Идеи к философии истории человечества». История – продукт и продолжение природы (ничего нового). История – безостановочное развитие, импульс исходит из нее же. Человек не может предвидеть результаты своей деятельности.

Причины развития истории:

  1. среда – географические условия;

  2. исторические условия (нравы, привычки); отход от концепции географического детерминизма (идея Монтескье).

Идея прогресса – поступательное движение истории к лучшему. Средневековье не перечеркивал, но и не идеализировал. Человечество едино. Цель движения человеческой истории – гуманизм, т.е. грядущая эпоха человеческого благополучия. Протест против материального неравенства. Неравенство создается людьми. Государство не является продуктом общественного договора. Тезис о будущем исчезновении государства.

д) Концепция правового государства у просветителей

Возникновение теории – в XVII–XVIIIвеках из-за конца феодальной эпохи. Верховенство закона (перед законом все должны быть равны). Разделение властей. Концепция правового государства была разработала Джоном Гоббсом (XVIвек). Люди в обществе одиноки и изначально равны физически и умственно. Значит, у них есть одинаковые права. Но людям свойственна жадность, зависть и т.д.: «Человек человеку волк». Поэтому государство предотвращает истребление людей. Власть не делится и не передается просто так никому.


Идея о разделении властей – у Джона Локка (XVIIIвек) – на законодательную и исполнительную. Судебной ветви нет. Законодательная власть лидирующая.

Выделение трех ветвей власти – у Монтескье. В современной науке добавляют четвертую власть – СМИ.

Но государственная власть не делится. Делится не власть, а функции. Социальное качество власти – в чьих руках эта власть (парламент в Англии был и в XIII, и вXXIвеке, но социальное качество парламента разное).

Социальное государство – это правовое государство с разделением ветвей власти, с участием государства в решении социальных проблем. «В нужде человек несвободен» – Ф.Д. Рузвельт.

  1. Философско-историческая мысль конца XVIII – начала XIX века

Одновременно продолжатель и отрицатель взглядов просветителей. Вера в разум. Отрицали Средневековье и новый буржуазный порядок, т.к. осталось неравенство. Новые пороки после Французской революции: широкое применение женского труда, низкая оплата труда, торгашеское отношение к женщине. Люди должны сформулировать принципы разумного мира и предложить их всем остальным.

а) Философия истории Сен-Симона

Философские взгляды:

  1. оценка понимания прошлого;

  2. устремленный в будущее идеал (основное содержание трудов).

Суть понимания прошлого – понимание единства истории, поступательное развитие общества. Предложил собственную периодизацию истории: политеизм, монотеизм, промышленная стадия (рациональная философия).

Идеи формируют общество.

«Нет изменения общественного строя без изменения формы собственности». Будущее:

  1. форма собственности – частная, государственная, кооперативная;

  2. цель общественного строя – благо большинства;

  3. идея общественной организации производства;

  4. обязательный труд для всех (протест против безделия знати, против безработицы, против буржуазии);

  5. духовная власть ученых.

б) Французские историки периода Реставрации (первая половина XIX века)

Тьерри, Гизо, Минье. Тьерри разработал теорию классовой борьбы. Либералы.

В истории общество всегда неоднородно. Слово «класс» эти историки не использовали, а вместо него с тем же значением употребляли понятие «раса» как обозначение социальных прослоек. Словом «сословие» они пользовались в средневековом смысле. Теория завоевания: третье сословие – это покоренное население (например, во Франции третьим сословием стали галло-римляне – их покорили германцы, которые стали феодалами).


Борьба рас кончится, когда третье сословие свергнет власть дворянства. Само третье сословие рассматривали вообще, не разделяя на эксплуататоров (буржуазию) и эксплуатируемых (пролетариат).

в) Философия истории Гегеля

Вершина идеалистической философии. Дух проходит три ступени в своем развитии: субъективный (индивидуальное человеческое сознание, субстанция), объективный (основа всемирной человеческой истории), абсолютный (основа, или субстанция, высших форм интеллектуальной человеческой деятельности, лежащая в основе религии, эстетики). На абсолютном уровне дух сливается с реальностью. Это негениально. Дух переходит с одного места в другое (Индия, Персия, Китай, Греция, Рим, средневековая Германия, вершина духа – Пруссия). Европоцентризм. «Хитрость разума» – разум является движущей силой истории, но не сам по себе, а пользуясь страстями людей, причем они сами этого не понимают. Люди, добиваясь частных целей, творят историю. Впервые поставил эту идею как философскую проблему. Несовпадение объективного и субъективного – это тоже еще одна проблема.

Орудием мирового духа являются великие исторические личности. Потом личность становится ненужной, а потому несчастной.

г) Историческая школа права (Германия, начало XIX века)

Направление непрофессиональных историков, профессоров права – Эихгорн, Савиньи.

Школа возникла под влиянием Французской революции.

Савиньи – «О призвании нашего времени науке, о законодательстве и праве». Только отчасти продолжал идеи просветителей, хотя есть их термин «дух народа». Если у них дух для всех народов един, то по Савиньи у каждого народа свой. Значит, формируются собственные законы. Это был протест против французского культурного влияния. Законы нельзя произвольно разрушать.

К законам неприменимы понятия разумности. Консервативные взгляды, даже по тем меркам. Против конституции в Пруссии, гласного суда, за смертную казнь, против гражданского брака и развода.

Эихгорн: не нужно объединять Германию.

«Школа, узаконяющая сегодняшнюю подлость, если она вчерашняя…» (К. Маркс).

д) Романтическая историография

Наиболее развитая в Германии. Взгляды романтиков:

  1. противоположность просветителям (никакого «мирового духа» нет, разум миром не правит, а правит слепая сила, рок, судьба);

  2. всемирной истории нет, а есть история отдельных стран. Субъект истории – народ. Тезис о неравноценности народов;

  3. другое отношение к Средним векам – Средневековье закономерно, это не провал в истории.


Причина появления этого направления – отсталость Германии в политическом и экономическом отношениях.

Романтиков выгодно отличает от просветителей отказ об их представлении о Средних веках. Романтики были по взглядам людьми уходившего порядка. Исключительно социальный оттенок. Не детище просветителей.

Швейцарский историк Галлер и немецкий историк Адам Мюллер считали, что государь – это как глава «семьи».