ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Периферический отдел слуховой сенсорной системы. Строение и функции звукопроводящего аппарата.

2. Классификация условных рефлексов.

3. Учение и.П.Павлова об анализаторах. Общие представления о сенсорных системах и их структуре. Значение сенсорных систем для жизнедеятельности.

4. Динамический стереотип.

5. Классификация рецепторов и рецепторных органов. Критерии классификации.

6. Учение а.А.Ухтомского о доминанте. Принцип доминанты в деятельности мозга. Свойства доминанты.

8. Типы внд, их обусловленность характером корково-подкорковых взаимодействий.

9. Внутренне ухо. Строение улитки, микроструктура спирального (кортиева) органа.

10. Торможение условных рефлексов, их виды и механизмы.

12. Стадии выработки условного рефлекса.

14. Представление о временной (условной) связи. Механизмы ее замыкания.

18. Предмет и задачи физиологии внд. Компоненты высшей нервной деятельности.

19. Различение сигналов: психофизиологический закон Вебера-Фехнера.

20. Мотивации как физиологическое состояние, их биологическая роль и механизмы.

22. Эмоции, их биологическая роль и нейрофизиологические механизмы.

23. Зрачковые реакции, их значение для восприятия и психодиагностики.

24. Основные положения учения и.М.Сеченова и и.П. Павлова.

25. Спектральная чувствительность глаза. Цветовое зрение. Нарушения цветовосприятия.

26. Стадии выработки условного рефлекса.

27. . Механизм восприятия звуков, рецепция звуков разной частоты.

29. Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.

30. Понятие высшей нервной деятельности, компоненты поведения: безусловные рефлексы, приобретенные формы, рассудочная деятельность.

31. Внутреннее ухо. Анатомическое строение органов слуха и равновесия.

32. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.

32. Пространственное (стереоскопическое) зрение, острота зрения, методы их оценки.

33. Нейрофизиологические особенности поведения. Структура поведенческого акта.

33. Кожная сенсорная система: рецепторы кожи, проводящие пути и корковый отдел.

34. (Смотри вопрос №20).

35. Проприорецепция. Механорецепторы мышц и сухожилий, проводящие пути и корковый отдел двигательной сенсорной системы.

36. Торможение условных рефлексов, его виды и механизмы.

38. Строение органа зрения.

40. (См. Вопрос №29)

41. (См. Вопорос №33)

42. Нарушения слуха и речи.


31. Внутреннее ухо. Анатомическое строение органов слуха и равновесия.

Слуховая сенсорная система служит для восприятия и анализа звуковых колебаний внешней среды. Она приобретает у человека особо важное значение и связи с развитием речевого общения между людьми. Деятельность слуховой сенсорной системы имеет также значение для оценки временных интервалов — темпа и ритма движений. Среднее ухо является звукопроводящим аппаратом. Оно представляет собой воздушную полость, которая через слуховую (Евстахиеву) трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают соединенные друг с другом 3 слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремячко, а последнеe через перпонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе, — перилимфе. Благодаря слуховым косточкам амплитуда колебаний уменьшается, а сила их увеличивается, что позволяет приводить в движение столб жидкости во внутреннем ухе. При сильных звуках специальные мышцы уменьшают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек, адаптируя слуховой аппарат к таким изменениям раздражителя и предохраняя внутреннее ухо от разрушения. Благодаря соединению через слуховую трубу воздушной полости среднего уха с полостью носоглотки возникает возможность выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки, что предотвращает ее разрыв при значительных изменениях давления во внешней среде — при погружениях под воду, подъемах на высоту, выстрелах и пр. Это барофункция уха. (далее смотри вопрос №29)

32. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения к деятельности;

  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;

  • развитие нового познавательного отношения к действительности;

  • ориентация на группу сверстников.


32. Пространственное (стереоскопическое) зрение, острота зрения, методы их оценки.

Стереоскопическое зрение (от греч— твёрдый, пространственный) — вид зрения при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению (количество глаз может быть и больше 2-х, как например у ос — два сложных глаза и три простых глаза (глазка), скорпионов — 3-6 пар глаз) или другим типам зрения.Головной мозг получает два различных изображения, поступающих в него от каждого глаза, а воспринимает их как одно трехмерное изображение. Несмотря на то, что изображение предметов на сетчатках глаз двумерное, человек видит мир трехмерным, то есть он может воспринимать глубины пространства стереоскопическим (стерео — от греч. stereos -твердый, пространственный) зрением. Человек обладает многими механизмами оценки глубины. К примеру, если вы знаете величину объекта (человек, дерево и др.), то можно определить расстояние до него и узнать, какой из объектов ближе, путем сравнения угловой величины объекта. Но если один предмет расположен впереди другого и частично его закрывает, то передний объект кажется человеку находящимся ближе.Выпуклый участок стены кажется более светлым в верхней своей части, если источник света расположен выше, а углубление в ее поверхности кажется в верхней части более темным. Важным признаком удаленности служит параллакс движения — кажущееся относительное смещение близких и более далеких предметов, если наблюдатель будет двигать головой влево и вправо или вверх и вниз.

Оценивать удаленность предметов можно также по величине аккомодации глаза. Важнейшим механизмом восприятия глубины пространства служит стереопсис, который зависит от одновременного использования двух глаз. Рассматривая любую трехмерную сцену, два глаза создают несколько различных изображений на сетчатках.

Острота зрения — способность глаза различать мелкие детали предмета с определённого расстояния. Зрение у разных видов животных очень различается по остроте, цветовосприятию и другим параметрам. Острота зрения меняется при изменении освещённости. У людей острота зрения меняется с возрастом, и она может быть разной для каждого глаза, вследствие наследственных особенностей или приобретённых дефектов (близорукость, дальнозоркость, астигматизм, катаракта и др. отклонения от нормы).

При одинаковой форме глазного яблока и хрусталика, одинаковой преломляющей силе зрительной системы (глаза) предельная острота зрения обусловлена различием в расстоянии между рецепторами сетчатки (палочками и колбочками).


ля проверки зрения (визиометрии) применяют специальные таблицы, которые рассматривают с определённого расстояния при стандартизованном освещении:

Для взрослых людей используются таблицы Сивцева (буквенная) и Головина (с кольцами Ландольта), Для детей — таблица Орловой (с картинками — символами и силуэтами).Первой из разработанных таблиц была таблица Снеллена, названная в честь создателя — нидерландского офтальмолога Германа Снеллена (предложена в 1862 г.).

Предъявление таблиц производится в аппарате Рота (осветитель, названный по имени берлинского врача — создателя системы равномерного освещения при визиометрии).


33. Нейрофизиологические особенности поведения. Структура поведенческого акта.

На сегодняшний день наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональной системы П.К. Анохина. Изучая физиологическую структуру поведенческого акта, П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости различать частные механизмы интеграции от самой интеграции, когда эти частные механизмы вступают между собой в сложное координированное взаимодействие. Рассматривая акт плавания аксолотля (личинки хвостатого земноводного), он показал, что плавательные волнообразные движения тела возникают за счет интеграции более частных механизмов управления движениями. Волна возбуждения, вызывающая последовательное сокращение мышечных сегментов, многократно пробегает от начала туловища к хвосту вдоль обеих сторон тела. При этом возбуждению мышечного сегмента на одной стороне тела соответствует торможение одноименного сегмента на противоположной стороне. Это легко можно увидеть с помощью вкалывания регистрирующих электродов в мышцы (рис. 27). Такая сложная последовательность мышечных сокращений достигается, с одной стороны, за счет ритмичности в подаче нервных импульсов, а с другой стороны, за счет их скоординированности, обеспечивающей шахматный порядок поступления залпов импульсов на мышцы противоположных сторон тела и, следовательно, реципрокный характер их сокращения.«Функциональная система — единица интегративной деятельности целого организма. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов на выполнение какого-либо четко очерченного акта поведения или функции организма». Другими словами, это — динамическая организация, в которой взаимодействие всех составляющих ее частей направлено на получение определенного и полезного для организма в целом приспособительного результата.

Функциональная система имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий за счет присущих ей закономерностей как эффект гомеостаза, так и саморегуляции. Выделяют два типа функциональных систем. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т. п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.в том, что возбуждение в центральной нервной системе, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает в тонкое взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный смысл. Головной мозг производит обширный синтез всех тех сигналов внешнего мира, которые поступают в мозг по многочисленным сенсорным каналам. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта — формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.поведенческого акта — стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано как центральный процесс, но внешне оно еще не реализуется.