Файл: инновации текст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В законе Кыргызской Республики:

«инновация (новация) - конечный результат инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги) с улучшенными качествами».

Больше того, в законе рассматриваются различные виды инноваций:

«интегрирующая инновация - инновация, полученная за счет использования (интегрирования) оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, оборудования). Интегрирующие инновации - наиболее эффективное вложение средств в производственную деятельность;

базисная инновация - инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать системы (товары, машины, технологии, оборудование) следующих поколений. Отличительной особенностью базисных инноваций является необходимость значительных по объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Базисные инновации предполагают перестройку ряда смежных производств, связаны с повышенными стартовыми капитальными вложениями и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Инфраструктура для осуществления базисных инноваций включает в себя академические институты, государственные научные центры и производственные объединения, то есть строится как финансово-промышленная группа;

улучшающая инновация - инновация, полученная на основе результатов научной, технологической, организационной или проектной работы, специально заказанной с целью улучшения характеристик (параметров) имеющегося на рынке того или иного товара (услуги). Инфраструктура для улучшения инноваций базируется на отраслевых проектно-технологических и исследовательских институтах».

И определение инновационной деятельности:

«инновационная деятельность - деятельность, направленная на создание "под ключ" производства новых или недостающих на рынке товаров (услуг)».

Будет свой «инновационный» закон в Узбекистане. Согласно проекту закона, под инновациями подразумевается «конечный результат научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских и (или) технологических работ, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей, для удовлетворения сложившихся общественных потребностей и (или) достижения иного полезного эффекта».


В Республике Молдова существует «Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях». Там определение инновации звучит следующим образом:

«Инновация - применение нового или усовершенствованного конечного результата деятельности в области научных исследований и трансфера технологий, получившего воплощение в форме конкурентоспособных новых или усовершенствованных знания, продукта, услуги, процесса, используемых в практической деятельности и/или реализуемых на рынке».

Чтобы понимать, о чём речь, нужно привести и определение понятия «трансфер технологий»:

«Трансфер технологий - введение в экономический оборот специальных технологий и оборудования, приборов и установок, гибридов, сортов, рас, штаммов, препаратов, являющихся результатом исследований или приобретенных, с целью повышения эффективности и качества или получения новых продуктов, услуг, процессов, которые востребованы рынком либо при помощи которых утверждается инновационное поведение, а равно деятельность по распространению информации, разъяснению, передаче знаний, предоставлению консультаций с целью осуществления перехода идеи или технологии от создателя к пользователю».

Ну и, соответственно:

«Деятельность в области инноваций и трансфера технологий - процесс преобразования результатов научных исследований, практических разработок и/или иных научно-технических достижений (а также связанных с ними научных исследований и разработок) в новые научные знания или новые либо усовершенствованные продукты, услуги, процессы, которые отвечают практическим потребностям и требованиям рынка и подвержены процессу трансфера технологий и реализации».

Таким образом можно видеть, что в странах СНГ существуют разработанные инновационные законодательства, определяющие и регулирующие инновационную деятельность. Как уже говорилось выше, существуют разные точки зрения на то, следует ли загонять в рамки чётких определений понятия, подразумевающие творческие результаты. Будет ли способствовать жёсткая регламентация самому процессу творчества, результатом которого может стать инновация?

Но есть и другое мнение, основывающееся на представлении о том, что непроработанность законодательной базы в сфере инноваций препятствует кардинальному росту инновационной активности и эффективному использованию интеллектуального потенциала страны, так как из-за нечёткого законодательства связь между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоёмких технологий слаба, а механизмы введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности недостаточно эффективны.


Авторы статьи «Инновационная Россия. Законодательная сфера» выделяют два подхода к решению вопроса нормативного регулирования инновационной деятельности – горизонтальный, характерный для промышленно развитых стран и вертикальный, больше практикуемый в странах СНГ. «Вертикальность» заключается в том, что отношения, регулируемые инновационным законодательством – это отношения вертикали – государство – субъекты инновационной деятельности, причём, отношения эти регулируются нормами публичного, в основном, административного права, устанавливающими взаимоотношения органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов. Для сравнения: характерные черты «горизонтального» подхода:

«стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности; развитие исследовательской и технологической кооперации (как между государственным и частным сектором, так и межфирменной); поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства». (Судариков А.Л., Грибовский А.В. О Путях совершенствования законодательства в инновационной сфере., Инновационная Россия. Законодательная сфера, №5, 2011 год.)

В законодательстве Российской Федерации пока нет инновационного кодекса или отдельного закона, регулирующего инновационную сферу. Наумов Е. А., автор статьи «Состояние и основные направления совершенствования законодательства в сфере инновационной деятельности» видит причину этого в том, что в практике делового оборота пока еще не сложилось устойчивых определений понятия инновационной деятельности. Поэтому очень важным моментом является определение понятий, связанных с определением инновационной деятельности.

На данный момент в Российском законодательстве нет законодательно установленного определения инновации и инновационной деятельности.

Например, в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 832, даётся такое определение: «инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого а практической деятельности». Но понятие инновационной деятельности в документе не раскрывается, поэтому и выводов о сути инновации сделать нельзя.

В Постановлении Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 22.07.2002 № 156 «Об утверждении Инструкции по заполнению формы Федерального государственного статистического наблюдения № 4 «Сведения об инновационной деятельности организации» говорится, что организация должна представлять сведения об инновационной деятельности, которая связана как с технологическими инновациями (по основному виду деятельности), так и с организационными и управленческими изменениями в её системе.


В тексте Инструкции можно найти следующее определение инновации: «1.4. Под технологическими инновациями в данной форме подразумевается деятельность организации, связанная как с разработкой, так и с внедрением инноваций. В частности, в промышленности технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; в отраслях сферы услуг – технологически новых или значительно усовершенствованных услуг и новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

В промышленности различают два типа инноваций:

продуктовые инновации и процессные инновации.

Продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок.

Технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путём использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.


В промышленности к технологическим инновациям не относят следующие изменения:

- эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т. п.);

- незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

- расширение номенклатуры продукции за счёт ввода в производство продукции, не выпускавшейся ранее в данной организации, но уже достаточно известной на рынке сбыта видов продукции (возможно непрофильной), с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации. Например, выпуск машиностроительным заводом в летний период непрофильной продукции, пользующейся сезонным спросом, – гвоздей.

В отраслях сферы услуг, услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг.