ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
В начале пути | Глава 1
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Приемная семья
Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. |
|
Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Таким об- |
|
разом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некото- |
|
рые черты опеки и детского учреждения. |
|
Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений, возникающих в свя- |
|
зи с воспитанием ребенка в приемной семье, осуществляется также специальным |
Дети святы и |
«Положением о приемной семье», утвержденным Постановлением Правительс- |
|
тва РФ от 17.07.1996 г. № 829 (полный текст этого положения вы сможете прочи- |
чисты. Нельзя |
тать в приложении №2). |
делать их иг- |
Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на |
рушкою свое- |
воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и |
го настроения. |
попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными граж- |
А. Чехов |
данами, желающими взять ребенка на воспитание). Срок помещения ребенка в |
|
приемную семью определяется договором и может быть разным. Число детей, |
|
помещенных в приемную семью, включая и кровных, как правило, не должно |
|
превышать 8 человек. |
|
На содержание ребенка регулярно выплачивается средства. Кроме того, прием- |
|
ному родителю производится оплата труда за воспитание ребенка в размере, ус- |
|
тановленном правительством РФ. Кроме того, время исполнения обязанностей |
|
приемного родителя засчитывается в трудовой стаж. |
|
При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства |
|
руководствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего воз- |
Каждое дитя |
раста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Без- |
|
условно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства прини- |
до некоторой |
мает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание |
степени гений |
ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспита- |
и каждый ге- |
нию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих сов- |
ний до неко- |
местно с ними. |
торой степени |
|
дитя. |
«Для желающих создать приемную семью |
А. Шопенгауэр |
тоже существует ряд ограничений, полный |
|
список которых вы можете прочитать в |
|
приложении №2.» |
|
Отдельно стоит несколько слов сказать о таких формах реабилитации ребенка |
|
в семье, как патронатное воспитание и семейно-воспитательная группа. |
|
19
Глава 1 | В начале пути
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
Я. Корчак
Патронатное воспитание
Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Эта форма устройства пока что не вошла в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Так как в Санкт-Петербурге патронатное воспитание не выделяется законом в отдельную форму семейного устройства детей, то мы не будем на нем подробно останавливаться, рассмотрим лишь основные моменты.
Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи (вместо помещения его в приют).
В договоре, заключенным между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем, определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенкавтечениевсеговремениеговоспитаниявсемье.Иребенкуисемьегарантирован- нопредоставляетсяюридическая,социальная,психологическаяилюбаяинаяпомощь–в зависимостиот потребностейребенка.
Семейно-воспитательная группа
Семейно-воспитательная группа (СВГ) является структурным подразделением приюта, которое обеспечивает условия семейного воспитания ребенка, а также является подготовительным этапом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка, как опека, усыновление, приемная семья.
Помещение ребенка из приюта в СВГ позволяет:
•провести социально-психологическую реабилитацию ребенка в условиях семьи, как наиболее благоприятных для полноценного воспитания ребенка, его физического, психического, интеллектуального развития;
•подготовить несовершеннолетнего к последующей передаче его на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство);
Ребенок, находящийся в СВГ, является воспитанником детского учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приюта). Учреждение должно исполнять по отношению к такому несовершеннолетнему обязанности государственного опекуна.
Воспитатель СВГ зачисляется в штат учреждения, ему выплачивается заработная плата из расчета одной трети ставки воспитателя за одного ребенка со всеми надбавками, полагающимися в учреждении.
Втретьей главе мы вернемся к этой теме, когда будем рассказывать об СВГ как об одном из этапов создания приемной семьи.
20
В начале пути | Глава 1
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Подводяитоги,выделимосновныечертыкаждойформысемейногоустройствадетей.
Особенности усыновления:
•Сохраняются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленным (права наследования и др.), в том числе по достижению ребенком совершеннолетия.
•Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
•Оформляется дольше, по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решения суда.
•Государство не оказывает никакой особенной помощи после усыновления за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, на общих основаниях.
•Самые жесткие, по сравнению с другими формами устройства, требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым условиям.
•Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен (на усыновление передаются лишь дети, единственный родитель).
•Орган опеки и попечительства осуществляет контроль в течение трех лет.
Особенности опеки и попечительства:
•Ребенок имеет статус подопечного.
•Опека устанавливается решением главы органа опеки и попечительства в течение месяца после обращения.
•На содержание подопечного ребенка в случаях, установленных законами субъектов РФ, опекуну ежемесячно выплачивается денежные средства.
•По исполнении опекаемому 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было.
•Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищнобытовых условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
•Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя).
•Не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка.
•Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенкавозможны,заисключениемслучаев,когдародителилишеныродительскихправ.
•Опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до совершеннолетия ребенка.
21
Глава 1 | В начале пути
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Особенности приемной семьи:
•Требования к кандидатам такие же, как и при назначении опеки (попечительства). Единственное отличие – желательно предварительное обучение.
•На содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства.
•Предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
•Могут выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.д.
•По исполнении приемному ребенку 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было.
•Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
•Приемный родитель должен заключить заключить договор с органом опеки и попечительства о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
•Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка, когда это не противоречит интересам ребенка.
«Моего друга Сережку снова отдали в приют, когда он в школе двоек нахватал…»
Что надо решить, перед тем как начать собирать документы
Итак, как видите, все не так просто. Перед тем, как принять ребенка в свою семью, нужно собрать много документов и справок (подробный список документов вы найдете в третьей главе), обойти несколько государственных учреждений, в которых придется доказывать, что вы сможете воспитать неродного ребенка. Но это все полдела. Помните, что для того чтобы стать приемным родителем, необходимо решить еще несколько важных проблем. И решить их лучше до того, как вы начнете собирать документы.
Во-первых, вам необходимо осознать все возможные трудности, которые ждут вас впереди. Что если приемный ребенок окажется болен хроническим заболеванием? Или у него возникнут проблемы с обучением в школе? Или конфликты с вашими кровными детьми? А вдруг он убежит из дома? Или потребует вернуть его биологическим родителям? Как вы будете поступать в сложных ситуациях? А вдруг случится такое, что вам захочется расторгнуть договор и вернуть ребенка биологическим родителям, в приют, в детский дом, да хоть на улицу, лишь бы подальше от ваших глаз! Как ни прискорбно, но такие случаи тоже бывают. Именно поэтому мы и уделяем столько вниманию этапу принятия решения о том, чтобы взять приемного ребенка. Поскольку повторный отказ от ребенка может оказаться для него серьезной психической травмой.
Эта книга написана специально для того, чтобы помочь вам решать проблемы, упомянутые выше и множество других, которые могут возникнуть. Главное, чтобы вы осознали, что быть приемным родителем – дело сложное, которое требует много сил, ресурсов и поддержки.
22